Непрофсоюзные представители работников в россии и за рубежом

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 7

НЕПРОФСОЮЗНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Исторически сложилось, что в осуществлении представительства и защиты интересов, трудовых прав работников наряду с профсоюзами принимают участие и другие представительные органы. О пользе и недостатках создания подобных органов читайте в материале.

Исполнительные органы

Сегодня, как и в ряде европейских стран, в России наблюдается сокращение численности работников в профсоюзах [1]. Осуществление представительства прав и интересов работников вынуждены в ряде случаев принимать на себя государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы муниципальных образований, что расценивается предпринимателями как вмешательство в их внутренние дела. Роль исполнительных органов, о которых идет речь, заключается в принятии на себя обязательств по обеспечению наиболее важных прав человека при заключении трехсторонних соглашений различных уровней, выполнении роли арбитра в ходе их подготовки и выполнения.

Статья 31 ТК РФ предусматривает избрание работниками иного (непрофсоюзного) представителя (представительного органа) в следующих случаях:

- когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;

- когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя;

- когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

От названных органов в значительной степени зависят эффективность представительства, стабилизация социально-трудовых отношений, развитие экономики предприятий. Как отмечают ученые-экономисты Р. М. Гусейнов, Н. Е. Карманова, экономический организм хрупок и в принципе неустойчив. В России же всегда находятся люди - носители вируса неустойчивости [2]. К их числу в определенных ситуациях в зависимости от складывающихся взаимоотношений могут быть отнесены представители как работодателей, так и работников, что не способствуют укреплению экономики. То же самое можно сказать о сотрудничестве, создающем иллюзию гармонии в отношениях между работодателями и работниками, характерном для индивидуалистического, коллективного социального партнерства. В первом случае речь идет о патернализме, личноправовых отношениях между работодателем и работниками, во втором - о включении представителей работников в состав руководящих органов фирмы, неправомочных решать принципиальные вопросы, влиять на хозяйственное руководство [3].

Представительные органы

К числу представительных органов правомерно отнесены органы общественной самодеятельности. В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 22.07.2010, далее - Закон об общественных объединениях) ими являются не имеющие членства общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны, как отмечалось, с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12).

Как показывает практика, речь может идти о таких органах общественной деятельности, как советы трудовых коллективов, инициативные группы, женские, молодежные советы и др. (табл. 1).

Таблица 1

Примерный перечень иных представителей

(представительных органов) работников

N
п/п

Наименование органа

Правовая основа

Примечание

1

Общее собрание
(конференция) работников

Статьи 37, 40 ТК РФ

2

Советы трудовых
коллективов

Локальные
нормативные акты

3

Инициативные группы

Локальные
нормативные акты

4

Женские советы

Закон об
общественных
объединениях

5

Молодежные советы

Локальные
нормативные акты

6

Кассы взаимопомощи (КВП)

Типовой устав кассы
взаимопомощи при
комитете профсоюза
(утв. Постановлением
Президиума ВЦСПС от
23.11.1973)

КВП является рабочим
звеном, создаваемым при
представительном
органе, например
профкоме. Его
деятельность
регулируется нормами
права

Представляет значительный интерес возрождение работниками общественных объединений, которые были востребованы в течение десятилетий и оказались незаслуженно забытыми. К их числу следует отнести кассы взаимопомощи. Они создавались в России на фабриках и заводах еще в дореволюционный период. Рабочие вступали в них, чтобы оказывать взаимопомощь друг другу при возникновении финансовых трудностей, похоронах родственников и др.

В дореволюционный период деятельность этих представительных органов находилась в ведении профсоюзов. Президиумом ВЦСПС 23.11.1973 был утвержден Типовой устав кассы взаимопомощи при комитете профсоюза. Кассы взаимопомощи (КВП) объединяли на добровольных началах сотни тысяч работников для оказания взаимной товарищеской материальной помощи. Это осуществлялось посредством выдачи членам касс взаимопомощи краткосрочных и долгосрочных ссуд.

В последующем в их деятельности наступил заметный спад. В настоящее время они оказались вновь востребованными в ряде регионов. Например, в 1990-х гг. была возрождена практика формирования и организации деятельности названных общественных объединений на многих челябинских предприятиях. В новых экономических условиях потребовался длительный период, необходимый для выстраивания правовых отношений КВП с налоговыми органами, представителями работодателей. Иногда для этого была необходима судебная помощь.

Так, Челябинский обком Всероссийского "Электропрофсоюза" в судебном порядке добился прекращения удержания налога при получении работниками денежных ссуд.

КВП вряд ли в полном объеме можно считать представительными органами работников, поскольку они в значительной степени представляют закон, их деятельность регламентирована правовыми нормами. Хотя помощь работникам, как показывает практика, они оказывают значительную.

Зарубежный опыт

Если обратиться к опыту других стран, то нельзя не отметить, что традиционно во многих из них создаются совместные производственные советы из равного количества представителей работников и менеджмента. Например, к полномочиям производственных советов в ФРГ относилось регулирование правил поведения работников, наложение вето (в установленных законом случаях) на решения администрации. В последнем случае при возникновении спора окончательное решение выносилось судом [4].

В Норвегии в настоящее время, наряду с советами на отдельных предприятиях, создаются объединенные производственные советы в масштабах компаний, фирм, концернов. Советы призваны следить за выполнением на предприятии трудового законодательства и условий коллективных соглашений.

Во многих странах Запада сотрудничество социальных партнеров институционально оформлено в виде особых органов. Созданные большей частью после Второй мировой войны, эти органы достаточно укоренились, по крайней мере в странах континентальной Европы, доказали свою полезность, приобрели значительный авторитет и оказывают влияние на правовое регулирование труда.

Они занимают важное место как в системе государственной власти, так и в структурах гражданского общества. Такие органы существуют во Франции (экономический и социальный совет), Италии (национальный совет по вопросам экономики труда), Канаде (совет по трудовым отношениям), Бельгии (национальный совет труда), Нидерландах (экономический и социальный совет, совет труда).

Названные органы формируются на постоянной основе и имеют юридический статус, определенный в законах и административных актах, которые устанавливают их задачи, правомочия, состав и структуру, обычно на трехсторонней основе (государственные чиновники или независимые лица, назначаемые правительством, представители организаций предпринимателей и профсоюзов), иногда на двусторонней основе (представители профсоюзов и организаций предпринимателей).

Полномочия названных организаций носят, как правило, совещательный характер. Но их роль в социальном партнерстве, обеспечении социальной стабильности очень значительна, поскольку речь идет о воздействии гражданского общества на государство и политику [5].

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что деятельность иных представителей должна носить самостоятельный, многоплановый характер, иметь правовую основу, предусматривающую их избрание работниками организации.

Деятельность представительных органов работников должна способствовать выработке системы сдержек и противовесов в регулировании социально-трудовых отношений, достижению более полного понимания в коллективно-договорной работе. Это позволило бы во многом исключить необходимость в централизованном регулировании названных отношений.

Библиографический список

1. Васильев В. А., Костромина Е. В. Развитие предпринимательства в трудовом праве: Монография. Челябинск: Сити Принт, 2009. С. 142 - 145.

2. Гусейнов Р. М., Карманова Н. Е. Два выхода из перехода // Эко. 2008. N 4. С. 21.

3. Усенин В. И. Социальное партнерство или классовая борьба? М.: Наука, 1968. С. 24 - 65.

4. Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право. Учеб. для вузов. М.: Дело, 1999. С. 361 - 362.

5. Киселев И. Я. Зарубежное трудовое право. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 193 - 195.

В. Васильев

К. ю. н.,

доцент

Челябинского института

Уральской академии

государственной службы

Е. Костромина

К. ю. н.,

доцент

Челябинского института

Уральской академии

государственной службы

Подписано в печать

10.06.2011

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1