Это уже случилось, и точка невозврата наступила. Я про острый дефицит иностранного рабочего персонала в Москве и области, возникший во время пандемии в результате закрытия границ и последовавший кадровый голод.
Тема массового подбора (столь ненавистная рекрутерами и столь востребованная работодателями) мне знакома гораздо больше, чем хотелось бы.
Целых 20 лет рынок труда мигрантов успешно дисконтировал и диктовал свои условия рынку труда массовых специальностей Москвы, Московской области и некоторых регионов ЦФО. В итоге все столичные схемы массового подбора персонала, условия оплаты и система работы с персоналом были перестроены под персонал из СНГ.
Массподборщики Москвы ещё в нулевых оккупировали офисы вокруг мечети на Олимпийском и у всех вокзалов. А в 10-х годах составы отделов подбора персонала уже могли похвастать наличием подборщиков - носителей киргизского, узбекского и таджикского языков. Любой приличный кадровик из стройки или клининга должны как «Отче наш» знать 50 оттенков, простите, типов комплектов документов сотрудника СНГ, достаточных для трудоустройства и достаточных для внезапного нашествия ФМС.
Вне сомнения, нанять мигрантов было однозначно проще, чем решать вопросы с соотечественниками по поводу серой зарплаты и доказывать им что график 6/1 и 7/0 это нормально и лучший способ подзаработать.
3 миллиона иностранных граждан очень успешно закрывали (и частично продолжают закрывать) самые низкооплачиваемые участки работы во всех отраслях.
При этом отток был ожидаемым.
Вряд ли владельцы компаний-потребителей рабочей силы думают сейчас о том, что соотношение русского рубля и, например, киргизского сОма, весьма изменились не в лучшую для рубля сторону.
Если ещё лет 5 назад иностранный работник отправляя на родину тяжело заработанные 10 тыс рублей присылал 15 тыс сОм, то сегодня отправляя 10 тыс рублей он присылает менее 10 тыс сОм.
При этом страны с более устойчивой валютой, например Южная Корея, Турция и Китай, все активнее перетягивают этот персонал к себе.
Тем не менее, независимо от пандемии, рубль по отношению к тому же сОму устойчиво падает, что снижает интерес иностранных граждан в работе в РФ и повышает требования оплаты труда.
А тут ещё и границы в марте закрыли. Сначала все думали что 2-3 месяца и откроют. Сейчас уже понятно, что это надолго. По последним данным, на август 2020 г. количество иностранной рабочей силы сократилось на 40% (!).
Отразилось сразу на всех. Обратите внимание как оживились объявления о найме уборщиц, дворников, комплектовщиков, грузчиков итд. И зарплаты предлагаются новые. Уровень зп рабочего персонала перерос местами уровень офисных сотрудников и даже менеджеров среднего звена. И конечно все вспомнили про вахтовый персонал из более бедных регионов. Тоже на новых условиях. Давно я не видела у узловых станций метро такого количества людей с транспарантами «Вахта!!!!!».
И конечно нельзя не заметить дикий спрос на специалистов и руководителей по массподбору. Ибо многие работодатели решили, что все дело в хреновых подборщиках: «вот придут новые феи - спецы и нафеячат, простите, запустят новые, работающие схемы подбора и переманивания персонала, решат вопрос с поставщиками (бригадирами) СНГ и остановят отток иностранных граждан».
Не запустят и не решат. Нет людей. А те кто есть - заняты и перейдут к вам только за большие деньги. И новые приехать не могут, и не факт, что после пандемии иностранная рабочая сила сделает выбор в пользу РФ.
Притока нет, отток есть. Воронка подбора стала огромной, не помогают ни чаты в соцсетях по национальным диаспорам, ни расклейка, ни АвитоТурбо, ни реклама.
Что делать? Мое мнение неизменно ещё с прошлого года - перестраивать схемы и условия работы на персонал РФ. Это не исключает использование иностранной рабочей силы, но сокращает ее и делает нас менее уязвимыми перед подобными форм-мажорами.
Да - это дороже и да - наш персонал более скандальный и знает свои права. И конечно это повлечёт кардинальную смену моделей многих бизнесов.
Москва и область, кстати, решили вопрос с нехваткой рабочей силы по старинке - используют труд заключённых. Тоже выход, но не всем подходит.
Среди моих коллег наверняка найдутся те, кому проблема не знакома вообще или они будут говорить о том, что у них ничего не изменилось и все отлично. Это замечательно. Если в подборе 5-25 вакансий. А если их от 100 до 1000?
P.S. Смею предположить, что если бы не упомянутый многомиллионный приток рабочей силы из стран СНГ в нулевые и десятые, мы, как HR, неизбежно уже бы столкнулись с созданием нашими соотечественниками профсоюзов рабочих специальностей.
Эффект французских «желтых жилетов» с нашей ментальностью нам не грозит, но что-то точно из этого получилось бы.
С удовольствием бы на это посмотрела.
Со стороны, конечно :)