Некоторые проблемы проведения корпоративных учебных семинаров (Гершанок Г.А., Комаров С.В., Кордон С.И. Корпоративный тренинг)

Т. Бедненко

1. Корпоративные учебные семинары относятся к учебно-деловым тренингам ( См. Гершанок Г.А., Комаров С.В., Кордон С.И. Корпоративный тренинг. ). Их основная цель - передать участникам определенную систему знаний по конкретному вопросу и научить их пользоваться этими знаниями. Достоинство учебного семинара состоит в том, что для участия в нем можно привлекать только тех работников конкретного предприятия, чья работа напрямую связана с тематикой занятия. Учебные семинары, как правило, проводятся уже после нескольких проблемно-целевых семинаров, на которых обозначаются основные проблемные поля предприятия, четко формулируются основные проблемы предприятия и обозначаются пути их решения. В тех случаях, когда обнаруживается недостаток профессиональных знаний у работников, учебный семинар становится объективно необходимым.

2. Случаются ситуации, когда предприятие начинает свою реорганизацию, и некоторые подразделения выводятся с основного баланса, отпускаются в "свободное плавание". Тогда работники этих подразделений, пришедшие на семинар, задают вопрос: "Скажите, как нам надо дальше жить?". Проблема состоит в том, что преподаватель - консультант не может дать некое универсальное, простое решение, которое всем бы подходило. Его задача сориентировать этих работников в тех условиях, в которых им предстоит в будущем работать, дать основные закономерности деятельности и организовать совместный процесс поиска новых, творческих решений, которые помогут им начать новый этап работы, научить, как это можно делать самостоятельно. Это также эффективно сделать в форме учебного семинара.

3. Бывают ситуации, когда первое лицо предприятия понимая, что на его предприятии что-то необходимо улучшить, принимает решение о начале переподготовки кадров. Тут возникает первая проблема. Если заказчик четко может определить тематику и содержание семинара, то консультант готовит соответствующий учебный и практический материал. Но часто руководитель предприятия обозначает только тематику семинара. В этом случае ведущий занятий вынужден быть готовым к любому повороту по ходу семинара, окончательное решение о технологии проведения занятий принимается на "месте". В начале семинара с участниками обсуждаются основные волнующие их вопросы, в соответствие с этим консультант корректирует план своего занятия. Соответственно, с собой он должен иметь весь учебный материал, который ему может понадобиться. Возможна ситуация, когда тема занятий изначально определенна некорректно, и уже непосредственно на занятии выявляется, что участникам необходимы несколько иные знания. Тут возникает необходимость в универсальности, многосторонности знаний ведущего, умении его быстро перестроиться на другую тематику, перефразировать задания соответственно ей и адаптировать имеющиеся с собой практические задания и кейсы. В данном случае важную роль играет единство методического подхода к обучению и проведению учебных семинаров вне зависимости от темы.

4. Вторая проблема связана со следующим. Если руководители отделов, работники предприятия не присутствовали на ПЦС (как правило, в них принимают участие только руководители высшего звена) и решение об их участии в учебном семинаре было принято руководителем и по факту доведено до их сведения, то отношение к такому семинару складывается предвзятое: "Зачем нас учить, мы итак все знаем? К тому же преподаватель не знает специфики нашего предприятия". Здесь необходимо предпринять два шага: во-первых, после проведения ПЦС с топ- менеджерами предприятия лучше всего провести аналогичный ПЦС и со средним управленческим звеном для создания единого видения и понимания имеющихся проблем и необходимости их решения. Во-вторых, предполагается постоянная работа консультанта - преподавателя по изучению отраслевой специфики конкретного предприятия, поиску кейсов и реальных ситуаций в подобных организациях. Данная работа облегчается тем, что большинство предприятий, с которыми мы работаем, относятся к нескольким основным отраслям экономики.

5. Учебный семинар укрупнено состоит из двух основных частей: теоретической и практической. В ходе первой части рассматриваются научные, теоретические и методические стороны изучаемого вопроса. Например: "Организация управленческого и бухгалтерского учета на предприятии", "Работа с дочерними предприятиями", "Организация системы сбыта и дистрибьюции товара" и т.п. Далее решаются некоторые задачи на закрепление материала и разбираются конкретные бизнес - ситуации. Семинар предоставляет возможность совместного поиска решений проблем конкретной службы предприятия. Это можно сделать, как изучая опыт других предприятий, анализируя плюсы и минусы принятых ими мер и возможность проведения аналогичных мероприятий в рассматриваемой организации, так и путем совместного с преподавателем поиска своих уникальных решений и возможностей.

6. Вопрос эффективности подобных семинаров стоит очень остро. Так как сложно оценить его воздействие, как на результат работы всего предприятия, так и отдельного работника того или иного отдела.(См. например: C.Markham. Practical Management Consultancy. 3-d Edition. Accountancy Book. - L.,1997.) Мы можем сказать, что проведенные семинары были полезны, если после их проведения предприятие осуществляет повторный заказ на новые семинары.

                                                                                                                                             

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться