На страже безопасности труда

"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2012, N 10

НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Тема охраны труда хоть и не нова, но всегда актуальна. Работодатели (особенно небольшие компании) упорно не желают тратиться на создание квалифицированной службы охраны труда на собственном предприятии или заключать договоры со специализированными организациями, не приобретают средства индивидуальной защиты работников, предписанные законом, не проводят аттестацию рабочих мест и т. д. С одной стороны, экономия понятна: никто не хочет тратить немалые деньги на подразделение, которое не приносит явную экономическую выгоду, и на предотвращение несчастных случаев, которые могут и не произойти. С другой стороны, если проанализировать статистику нарушений, которые выявляют инспекторы труда в организациях, то примерно треть из них приходится на нарушения в области охраны труда. То есть рано или поздно каждая организация сталкивается с такими неприятностями (а порой и трагедиями), которые обходятся гораздо дороже.

Кому показана охрана?

Согласно требованиям ст. 217 ТК РФ каждый работодатель (организация или индивидуальный предприниматель), численность работников которого превышает 50 человек, должен создать службу охраны труда или ввести отдельную должность специалиста по охране труда.

При этом служба охраны труда в виде отдела (6 и более работников) или бюро (3 - 5 "охранников") должна присутствовать в организациях со среднесписочной численностью работников более 700 человек (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными или опасными условиями труда работах). Для остальных организаций в штате достаточно иметь отдельного специалиста. Об этом сказано в Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 (далее - Межотраслевые нормативы).

К сведению. В ст. 217 ТК РФ сделана оговорка о том, что ее требование распространяется только на работодателей, осуществляющих производственную деятельность. При этом под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ). То есть фактически все организации и работодатели, оказывающие любого рода услуги, подпадают под это определение. Напомним, что ст. 779 Гражданского кодекса РФ относит к услугам совершение определенных действий или осуществление деятельности, в том числе в сфере услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию.

Письмо Центробанка от 13.03.2007 N 31-3-8/562, где указано, что на кредитные организации, не осуществляющие производственную, торговую и страховую деятельность по закону, также распространяются положения ст. 217 ТК РФ, подтверждает этот вывод.

Что касается работодателей, численность работников которых не превышает 50 человек, то они самостоятельно принимают решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда.

Альтернативой этому решению может стать договор со сторонней организацией, аккредитованной в области охраны труда. Также руководитель компании (или индивидуальный предприниматель) может сам стать таким "охранником" либо уполномочить другого работника (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

К сведению. Какая численность работников - средняя, списочная или среднесписочная - имеется в виду в ст. 217 ТК РФ, Кодекс не уточняет. Если обратиться к Межотраслевым нормативам, то при расчетах в нем используется среднесписочная численность работников. На наш взгляд, по аналогии и в ТК РФ можно учитывать именно среднесписочную численность.

Структура службы охраны труда

При создании службы охраны труда следует руководствоваться гл. 35 ТК РФ, указанными выше Межотраслевыми нормативами, а также Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда от 08.02.2000 N 14 (далее - Рекомендации).

Согласно Рекомендациям служба охраны труда, которая состоит из начальника подразделения и специалистов, подчиняется непосредственно работодателю. Оптимальное количество специалистов отдела рассчитывается с помощью Межотраслевых нормативов. Для этого необходимо посчитать нормативную численность персонала службы охраны труда, которая зависит от функций, выполняемых "охранниками" труда, и от следующих параметров:

- среднесписочная численность работников в организации;

- численность работников, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах;

- количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации;

- среднемесячная численность вновь принимаемых работников;

- количество несчастных случаев на производстве за год.

Чтобы определить списочную (штатную) численность, необходимо нормативную численность умножить на коэффициент планируемых невыходов специалистов на работу на время отпуска, болезни и т. д., который определяется по данным бухгалтерского учета. С подробным примером расчета можно ознакомиться в Межотраслевых нормативах.

Требования к "охранникам" труда

Требования к работнику, отвечающему за охрану труда, указаны в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее - Справочник). Так, инженер по охране труда (именно так эта должность называется в Справочнике) в зависимости от категории должен иметь высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и определенный стаж работы по профессии или в инженерно-технической должности.

Согласно Рекомендациям все категории лиц обязаны пройти специальное обучение охране труда. Обучение могут проводить только организации, аккредитованные в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н "Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда".

К сведению. До 1 августа 2012 г. организации могли подать заявление в ФСС РФ на возмещение части средств, потраченных на проведение обязательных мероприятий по охране труда (в том числе и на обучение). Об этом говорится в Правилах финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 N 113н.

Судя по п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", где указано о праве на возмещение таких средств, следует ждать аналогичных правил на 2013 и 2014 гг.

Обратите внимание: если руководитель принял решение передать полномочия по охране труда какому-либо работнику, последний должен соответствовать квалификационным требованиям. То есть возложить обязанности "охранника" труда на бухгалтера с экономическим образованием будет неправильно.

Какие функции возложены на специалистов по охране труда? К основным из них относятся:

- проведение аттестации рабочих мест. Напомним, что аттестация проводится не реже раза в пять лет;

- участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

- проведение проверок на соблюдение правил охраны труда;

- оказание помощи в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры;

- организация обучения и проверки знаний о правилах охраны труда сотрудников предприятия;

- составление и обеспечение структурных подразделений организации инструкциями, пособиями и учебными материалами по охране труда.

Стоит напомнить, что ответственность за действия специалистов по охране труда несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ), поэтому к выбору человека на эту должность следует подойти особенно тщательно.

Нюансы оформления

Если планируется создание службы охраны труда (либо введение отдельной должности специалиста по охране труда), в первую очередь следует внести соответствующие изменения в штатное расписание, издать локальный нормативный акт, регулирующий деятельность службы (например, положение о службе охраны труда). В нем следует прописать функции сотрудников службы, их права и обязанности, а также ответственность. Помимо прочего следует составить соответствующие должностные инструкции.

В небольших организациях при передаче полномочий по охране труда какому-либо сотруднику нужно учесть нюансы совмещения должностей. В данном случае потребуется получить письменное согласие уполномоченного работника на совмещение, составить изменение определенных сторонами трудовых отношений условий трудового договора, а также не забыть о доплате за совмещение.

Г. Щербакова

Эксперт журнала

"Кадровая служба и управление

персоналом предприятия"

Подписано в печать 18.09.2012

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1