Мотивирующий отдых. Российские менеджеры открывают корпоративный туризм

В результате этих исследований в теорию бизнеса вошло понятие team spirit - "корпоративный дух" и появилась знаменитая триада, на которой основывается корпоративная культура, - mission, vision, values, т.е. "миссия, видение, система ценностей".

Одна из важных статей расхода в любой крупной компании - корпоративный туризм, или, как еще его называют, инсентив-туризм. Incentive в переводе с английского значит "поощрительный", "побудительный", что прямо указывает на сущность понятия. Корпоративный туризм - это один из способов наградить хорошего работника, сплотить компанию и научить сотрудников чему-то новому. В бюджете компании на него могут отводиться значительные суммы - от 100 тыс. до 5 млн долларов, а стоимость поездки на одного сотрудника составлять от тысячи до трех тысяч долларов. Однако затраченные на инсентив-туризм деньги, несомненно, окупятся.

В Японии сотрудники обязаны посещать все корпоративные мероприятия и уклониться, например, от отдыха с видом на пруд Сендзоку представляется немыслимым. Европейский менеджмент относится к этому спокойнее, но, как правило, никто особенно не протестует против тренинга в другом городе или вылазок в горы всем офисом. Специалист по кризисному маркетингу, работающий в Штутгарте (федеральная земля Баден-Вюртемберг), может, никогда бы и не поехал сам во Фрайбург, к французской границе, если бы не бизнес-конференция: и с коллегами встретился, и контакты новые появились, и дом Эразма Роттердамского осмотрел, и Шварцвальдом полюбовался. Все довольны.

Существует несколько видов корпоративного туризма. Отдых можно совместить с тренингом или семинаром, можно просто выехать большой компанией на природу и осознать, что есть жизнь за пределами контрактов и отчетов, а можно совершить с коллегами большое путешествие.

Бизнес с видом на озеро

Выездные тренинги и семинары прочно вошли в жизнь делового человека. Иногда тренинги устраивает одна компания: обсуждение внутренних вопросов бизнеса перемежается кофе-брейками, а во второй половине дня все сотрудники едут осматривать что-нибудь историческое или, наоборот, валяться на травке и пить пиво. Во-вторых, семинары проводят консалтинговые фирмы или деловые издания. В этом случае на семинаре встречаются люди, совершенно не знакомые друг с другом. Это всегда стресс, вот почему в эти программы обязательно включают что-нибудь неформальное - прогулка на катере, осмотр национального парка или элементарный боулинг вполне способствуют взаимопониманию. Кроме того, в подобных мероприятиях всегда участвует много народу - от 30 до 200 человек, и всегда можно найти человека, близкого по духу.

Поскольку деловая часть программы в таких поездках стоит на первом месте, будь это семинар по управлению персоналом в пансионате "Дубки" под Зеленогорском или банковский конгресс в Цюрихе, организаторы не стремятся заполнить все время какими-то культурными мероприятиями. Человек, с 8 до 17 ломавший голову над тем, как оптимизировать график поставок сырья из Перми в Сингапур, должен иметь время на отдых, поэтому прогулки и экскурсии планируются на последние дни тренинга.

Самой традиционной формой корпоративного отдыха являются пикники и прочие вылазки на природу. День рождения компании можно отпраздновать в ресторане, а можно арендовать какой-нибудь коттедж за городом - по примеру европейцев, которые снимают шале в Альпах и едят фондю в обществе коллег. В Европе, где все карманное и из большого города можно за полчаса доехать до красивой природы, такие поездки - часть ритуальных отношений между человеком и компанией. Не все относятся к этому положительно - ведь иногда хочется побыть одному, а не делить досуг с коллегами.

Гормоны счастья

Однако мирная игра в бадминтон с коллегой из соседнего отдела и шашлык в Репине - это одно, а рафтинг по Амазонке - совсем другое. Среди разных видов корпоративного отдыха экстремальный туризм занимает особое место. Банджи-джампинг, рафтинг, путешествия по сельве и прочие занятия, повышающие уровень адреналина, в обществе коллег имеют свои плюсы и минусы. Очень многие руководители заказывают для подчиненных поездки в экзотические страны. Сотрудники едут вместе в незнакомое место. По оценкам психологов, это усиливает важное для идеологии компании разделение мира на своих и чужих.

Совершенно неожиданно может произойти смена ролей в коллективе, ведь экстремальный отдых устроен так, что коллеги узнаются с другой стороны, вне рамок штатного расписания, условий контракта и правил субординации. Авторитетный и жесткий руководитель может "потеряться" на фоне тропического леса, а специалист по компьютерному обеспечению оказаться знатоком жизни на природе. В этих поездках снимаются фильмы, которые затем размещают в Интернете на сайте компании. Зависть является одним из самых сильных чувств: работники, не заслужившие отдыха на Майорке, хотят попасть на следующее мероприятие и начинают работать с удвоенной энергией.

Однако не все способны ни с того ни с сего разыгрывать из себя Индиану Джонса. Проект-менеджер, получивший MBA в Йеле, поработавший в нескольких международных корпорациях, как правило, достаточно циничен. Поэтому турфирмы всегда выясняют возраст клиентов (топ-менеджеры - это, как правило, мужчины около 40 лет), сколько в группе мужчин и женщин, и готовят базовую программу с несколькими вариантами. Тем, кто не хочет играть в футбол со встречающей стороной или, подобно героям Хемингуэя, ловить голубого марлина, предлагают пойти на гала-ужин или заняться дайвингом.

И-туризм для посвященных

Понятие "инсентив-туризм" появилось в России в конце 1990-х годов. С одной стороны, многие компании стали искать новые формы поощрения сотрудников. Квартальная премия и диплом лучшего менеджера по продажам - это хорошо, но оказалось, что существуют и другие способы показать работнику, что им довольны, и заставить других подчиненных работать с большей отдачей. Пока российских корпоративных клиентов у турфирм немного. Однако эта услуга с каждым годом становится все более востребованной, прежде всего в Москве, где рынок уже достаточно подготовлен.

Среди российских тур-операторов фирм, которые занимаются корпоративным туризмом, пока не так много, и, как правило, ни одна из них не разрабатывает только это направление - в отличие от европейских или японских. Тур-оператор обычно указывает, что может организовать конференцию или семинар, провести выездную деловую встречу, но узнать, насколько ответственно организаторы подойдут к делу, можно, увы, только на собственном опыте. Между тем корпоративные клиенты для турфирм представляют большой интерес: если фирма понравится, то заказчик будет обращаться к ней вновь и вновь, ведь инсентив-туры компании покупают постоянно, из года в год. При крупных заказах обычно используются льготные схемы оплаты туров, а затраты списываются на представительские расходы.

В международном туристическом бизнесе есть понятие incentive destination - список городов, которые охотно выбирают крупные компании для корпоративного отдыха и куда столь же охотно ездят деловые люди. Учет этих городов проводит международная ассоциация SITE, ориентированная на развитие именно инсентив-индустрии. Ассоциация оценивает места для отдыха менеджеров высшего и среднего звена по ряду параметров: хорошее транспортное сообщение, политическая стабильность, соответствие международным санитарным нормам, развитая система отелей, разнообразие достопримечательностей - ведь в программе любого бизнес-семинара всегда отводится время на посещение оперы или экскурсию. Точки таких мест густо покрывают Европу, захватывают Юго-Восточную Азию и Дальний Восток. Из российских городов в этот список пока включен лишь Петербург.

Крупные международные компании, пришедшие на российский рынок, приносят с собой и международные стандарты, и особые требования к внутреннему устройству офисной жизни. Инсентив-туризм практикуется в больших и стабильных компаниях, которые работают на рынке уже длительное время, однако потихоньку в России их становится все больше.

Автор:

Адеянова Полина
Журнал "Top-Manager", № 6 (17)

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1