Москва - большая «деревня»?

Екатерина Николаева

Работа сегодня

 

Существует немало способов набора персонала: например, объявления в СМИ и Интернет, организация ярмарок вакансий, рекомендации знакомых. Но есть и еще один - поиск специалистов в рамках сложившихся профессиональных сообществ. Кто-то может возразить, мол, этот прием вряд ли применим к крупным городам вроде Москвы, чье население уже давно превысило 10 миллионов человек. Но, как показывает практика, столичный рынок труда настолько тесен, что специалисты знают друг друга чуть ли не в лицо.

Ячейка общества

Профессиональное сообщество - это группа людей, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними задач. Его члены объединены совместной активностью - от бесед в обеденный перерыв до обсуждения сложных проблем во время конференций.

Одна из причин, по которой специалисты узнают друг друга всё лучше и лучше, - появление нового мощного средства коммуникации - Интернета. Многие ресурсы Всемирной сети позволяют устанавливать профессиональные контакты, вести поиск работы, знакомых, а также единомышленников по интересам. По словам рекрутеров, интернет-форумы и другие сайты всё чаще используются кадровыми агентствами для нахождения необходимых специалистов.

Примером успешного создания и функционирования подобных сообществ является российский клуб маркетологов - www.marketingclub.ru. Его особенность в том, что практически все участники виртуальной части профессиональной группы также состоят еще и в региональных клубах. С точки зрения рекрутинга, это особенно важно: ведь появляется возможность закрыть "региональные" вакансии, обратившись к местным специалистам.

Из более глобальных проектов, не рассчитанных на профессионалов определенного профиля, можно упомянуть социальную сеть "Мой круг" (www.moikrug.ru). После регистрации в системе пользователь заполняет страницу с информацией о себе и может пригласить своих знакомых и коллег, которые образуют "первый круг" контактов. Все участники, в свою очередь, формируют свои круги контактов. В результате нужного человека можно найти через цепочку из нескольких человек, знакомых друг с другом.

"Неформальная среда общения запускает механизмы, благодаря которым проявляется специфика как работодателей, так и кандидатов - не просто навыки, опыт и готовность работать за определенную ставку, но множество деталей, связанных с профессиональными стереотипами, с социально-психологическими аспектами личности", - подчеркивает Антон Калабин , гендиректор дистрибуторской компании "Квикмаркет" .

В то же время, по словам Ольги Рыбаловой , руководителя группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ" , "социальные сети не являются прямыми конкурентами традиционных кадровых агентств. Дело в том, что высококвалифицированные кандидаты редко готовы оглашать информацию о том, что они находятся в поиске работы. Поэтому, например, на Западе социальные сети и кадровые фирмы мирно сосуществуют уже не первый год. То же самое будет и у нас".

Из рук в руки

Эффективность поиска персонала в рамках профессиональных сообществ косвенно доказывает известный эксперимент, проведенный ровно 40 лет назад, в 1967 году, американским психологом Стэнли Милграмом , высказавшим гипотезу о "шести степенях удаленности" (Six Degrees of Separation), или "шести рукопожатиях". Его суть сводится к тому, что каждого человека на планете с другим человеком связывает цепочка из шести знакомых.

То, что нужно именно 6, а не 5 или 7, степеней удаленности для передачи информации, Милграм установил в результате эксперимента, в ходе которого жителям небольшого провинциального городка Омаха в штате Небраска было роздано 300 конвертов. Их необходимо было передать определенному человеку, проживавшему в Бостоне, штат Массачусетс. Причем только через своих родственников и знакомых. Всего до адресата дошло 60 из 300 конвертов. А Милграм в итоге установил, что в среднем каждое доставленное письмо прошло через шесть человек.

В результате эксперимента, который имел все же ограниченную географию и число участников, возникло предположение, что не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире люди, несмотря на национальные и культурные различия, связаны теснее, чем принято было думать раньше. 

Наблюдение, сделанное американским ученым, относится к сфере взаимоотношений людей в целом, однако оно находит яркое подтверждение и на современном рынке труда столицы. По словам Ольги Рыбаловой , рекрутерам "неоднократно приходилось иметь дело с подобной "цепью контактов". Например, в некоторых случаях они обращаются к уже трудоустроенным специалистам, которые в свою очередь рекомендуют своих коллег и знакомых".

А другой эксперт "ЮНИТИ" Татьяна Голубниченко отмечает, что зачастую поиск нужного человека эффективен не только в рамках определенного профессионального сообщества, но и среди самих рекрутеров. Ведь, по сути, каждый HR-специалист обладает наработанными в течение многих лет связями и базой данных соискателей.

Узкий поиск

Было бы неправильно объяснять определенную узость московского рынка труда только лишь банальным восклицанием: "Мир тесен"! Есть свои объективные факторы, благодаря которым профессионалы хорошо знают друг друга. Один из них, по словам Ольги Рыбаловой , это редкая специальность. Например, сортировщиков бриллиантов (есть в банковской сфере и такие должности) на всю страну - единицы. И в этом случае их поиск легче всего производить в их же среде.

Или другая банковская профессия - специалист по слияниям и поглощениям. Как отмечает вице-президент "Внешторгбанка" , управляющий директор "Инвестиционного блока" Константин Рыжков , "рынок профессионалов инвестиционного банковского бизнеса узок". Именно по этой причине российские банки пока слабо участвуют на рынке слияний и поглощений, отдавая его "на откуп" иностранным специалистам.

Еще одна причина поиска людей через профессиональную группу - появление большого числа новых профессий, которым раньше нигде не учили: например, это event-менеджеры. Ольга Миранская , руководитель отдела подготовки и проведения мероприятий агентства "Михайлов и партнеры" , отмечает, что все высококлассные event-менеджеры знают друг друга или лично, или хотя бы слышали фамилию: "Это обстоятельство само по себе говорит о том, что количество специалистов высокого уровня небольшое".

Вместе с появлением новых специальностей происходит и обратный процесс: исчезают старые. "В 90-х молодежь по ряду причин практически полностью отвернулась от ряда профессий. В результате в некоторых отраслях (самолетостроение, приборостроение, обувная промышленность и т.д.) остались лишь работники "старой закалки", которые хорошо друг друга знают", - констатирует Ольга Рыбалова .

Способствует созданию внутренних "крепких связей" и определенная закрытость той или иной профессиональной группы. "Из других областей бизнеса топ-менеджеры в туризм, как правило, не идут - слишком выраженная специфика. Поэтому особенность туристического бизнеса заключается еще и в том, что здесь все друг друга знают, и если речь идет о приеме на работу не рядового сотрудника, а руководителя, то его трудовая биография, как правило, всем известна", - рассказывает Софья Соболева , PR-директор компании Tez Tour . Впрочем, эти слова справедливы и в отношении топ-менеджера, работающего в любой сфере: высококлассных управленцев априори немного.

Итак, поиск через профессиональные сообщества имеет большие перспективы главным образом в отношении специалистов "узкого" профиля, управленцев, представителей "исчезающих" профессий или, напротив, только недавно появившихся. В этом случае главное преимущество метода в том, что он позволяет "не стрелять из пушек по воробьям", а действовать точечно.

На сегодняшний день интерес рекрутеров к профессиональным сообществам можно объяснить тем, что стоимость человека на рынке труда обусловливается не только его навыками, но и известностью в рамках той или иной узкой группы. "Например, сегодня часто можно встретить различные рейтинги, вроде "1000 лучших менеджеров России", - отмечает эксперт "ЮНИТИ" . - Чем чаще человек в них попадает, тем больше вероятность, что им заинтересуются крупные работодатели".

Кроме того, имеет способ рекрутинга через профессиональные сообщества и другое основание. Дело в том, что, в отличие от Запада, у нас принято оценивать человека не только чисто по формальным критериям, но и исходя из мнения о нем его коллег, друзей и знакомых. "Чем менее нормативно общество, тем большее значение имеет слово и образ человека, - говорит Елена Русская, руководитель Русской школы имиджа. - Для нашей культуры, эмоционально-чувственной, мнение окружающих всегда очень важно". 

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1