Модель современного топ-менеджера

Какая модель современного топ-менеджера должна быть взята на основу при подготовке по программам МВА?

В первую очередь необходимо отметить, что взгляды мирового бизнес-сообщества за последние 10-15 лет существенно изменились. При этом изменились взгляды в первую очередь на место и роль стратегии и управления риском в бизнесе как со стороны самих топ-менеджеров, так и со стороны организаций, оценивающих этот бизнес и определяющих его рейтинг, например, таких как PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young и KPMG. В 2007 году Международная рейтинговая компания Standard and Poor's в новой методологии оценивания корпоративного управления также сделала основной акцент на стратегии и управлении рисками (методология получила название GAMMA). Вводя новую методологию Standard and Poor's, подчеркивала, что недавние события на мировом финансовом рынке продемонстрировали значимость наличия у компаний системы управления рисками и четкой стратегии, «поскольку именно они представляют большой интерес для инвесторов.

Отмечалось также, что включение этих элементов в анализ способствует формированию культуры грамотного управления рисками в компаниях-эмитентах и подчеркивает важность долгосрочного, стратегического подхода к руководству бизнесом». Более того, эти элементы должны соотносится с передовой практикой в этой области. Критерии, используемые Standard & Poor’s для оценки корпоративного управления конкретной компании, были разработаны с учетом целого ряда международных кодексов корпоративного управления, академических исследований, инвестиционных аналитических отчетов, лучшей практики в различных компаниях, а также собственного опыта S & P.

Всё это подтверждает повышение важности стратегии для корпоративного управления именно в последние годы и усложнение, и ужесточение критериев для оценки этой стратегии. Это первая тенденция последнего десятилетия.

Второй тенденцией последнего десятилетия является перенесение ответственности за разработку стратегии и ее реализацию от менеджмента среднего звена к топ-менеджменту. Более того, разработка стратегии стала считаться главным результатом работы топ-менеджера. Эта тенденция стала очевидной в конце 90-х гг. В этой связи заслуживает особого внимания статья, опубликованная журналом “Эксперт” в начале 2000 года под названием «За что ценят топ-менеджеров на Западе». В ней приводятся результаты социологического исследования о роли высших менеджеров в бизнесе, проведенного в 1997—1999 гг. крупнейшей в мире PR-компанией Burson-Marsteller. Это исследование было проведено на основании опроса 1400 человек из слоев, оказывающих важное влияние на бизнес (директора и высшие управляющие, финансовые аналитики, представители СМИ, важные правительственные чиновники). Не случайно центр тяжести в оценках проблем и перспектив в развитии крупных компаний лег на плечи именно высших руководителей, а не менеджеров среднего звена, как это было еще десять лет назад.

Результаты анализа подтвердили обоснованность этого сдвига. По данным проведенного исследования авторитет компании все больше зависит от репутации ее руководителей в 1999-м году — на 45% (в 1997 году — на 38%, в 1998-м году — на 43%). В настоящее время эта тенденция продолжается. И эта закономерность — не случайна. Именно топ-менеджер сегодня призван сформировать ясное видение будущего внутри компании, именно эта способность высшего руководителя вызывает к нему доверие - как служащих компании, так и ее клиентов, именно это дает ему возможность сформировать квалифицированную менеджерскую команду и успешно вести бизнес.

Каким же должен быть, по современным представлениям, высший руководитель крупной компании по своим личностным и профессиональным качествам? Что он должен уметь? Какова сегодня главная продукция топ-менеджера крупной компании на Западе? Именно эти вопросы должны определять содержание подготовки современных менеджеров в университетах и колледжах. Именно на это необходимо делать упор при переподготовке руководителей высшего звена предприятий и организаций, министерств и ведомств.

Рассмотрим последовательно поставленные выше вопросы, используя, в частности, данные вышеупомянутой статьи. Результаты проведенного исследования выявили 7 черт, присущих современному успешному высшему управляющему. По мнению большинства опрошенных именно эти качества позволяют топ-менеджерам формировать положительный имидж компании. Среди этих семи качеств различаются:

Надежность и безотказность при всех обстоятельствах, желание и умение вникнуть во все проблемы компании, высокая профессиональная подготовка и Свободное владение всеми профессиональными методами, Умение вырабатывать все виды интеллектуальной продукции. Выбор топ-менеджера компании должен проходить через конкурентные условия найма (конкурс, испытания и т. п.), позволяющие объективно оценить основные качества, а в дальнейшем эффективность его работы должна оцениваться по объективным показателям. Высший руководитель компании должен обладать широким кругозором и высокой компетенцией, позволяющим ему видеть ситуацию как внутри, так и вне компании. По своим личностным качествам топ-менеджер компании не должен быть заносчивым и самодовольным, он должен внимательно относиться к критике как внутри компании, так и со стороны клиентов, и учитывать все возможные мнения и оценки, особенно те, что могут повлиять на репутацию компании. Топ-менеджер должен быть не только знающим профессионалом, но и сильной личностью, способной увлечь и повести за собой команду. Он должен «играть» на свою команду, так как только это поможет не только создать, но и сохранить сильную команду, а именно команда наилучшим образом играет на репутацию своего руководителя. Но в то же время он должен быть обаятельной личностью, притягательной в общении не только для членов команды, но и для клиентов. Важнейшим качеством топ-менеджера компании считается стратегическое мышление, умение предвидеть события и их последствия и в то же время не отрываться от действительности, действовать в режиме реального времени. Топ-менеджера должен быть четок и конкретен в словах и в делах. Сотрудники компании и ее клиенты должны ясно понимать, что они могут ожидать от руководителя компании и что он ожидает от них.

Таким должен быть образ высшего руководителя компании по оценкам самих высших руководителей. На выработку именно этих качеств и направлена подготовка по новой программе MBA – Стратегия развития бизнеса Международной школы бизнеса РЭА им. Г. В. Плеханова. Высокие профессиональные качества в этом образе высшего управляющего тесно переплетены с человеческими. Многие из этих качеств воспитываются хорошим воспитанием и образованием, но значительная их часть появляется только с опытом, особенно если будущий руководитель получает свой опыт в хорошей «административной Школе» (имеются в виду, прежде всего компании, которыми руководят знающие и умеющие профессионалы), под руководством хороших Учителей (имеются в виду, прежде всего люди, у которых можно учиться «жизни»). Таким образом, важно не только где, чему и как будет учиться будущий руководитель, но где и под чьим руководством будет начинать свою работу.

Следующим вопросом нашего анализа является вопрос - какова сегодня главная продукция топ-менеджера крупной компании на Западе? То есть - что ждет крупная компания от деятельности своего главного руководителя. По данным опроса самих топ-менеджеров важнейшей продукцией, ожидаемой от них является разработка долгосрочной стратегии. Именно эту задачу выделили 86% топ-менеджеров от числа опрошенных. Для сравнения любопытно отметить, что следующей по важности задачей в работе топ-менеджеров отмечено краткосрочное планирование (только 40% от числа опрошенных). Приоритетность остальных задач в работе топ-менеджеров существенно ниже.

Так что же понимают под разработкой долгосрочной стратегии высшие руководители компаний на Западе? Ответ на этот вопрос должен предопределить содержание подготовки будущих менеджеров. Основные черты ответа на этот вопрос закладываются там, где топ-менеджеры получали свое образование. Не секрет, что значительная часть руководства крупных компаний на Западе – выходцы из Гарвардского или Стенфордского университетов. Поэтому анализ содержания подготовки менеджеров в этих университетах может пролить свет на сущность полученных ими знаний. При этом важно не просто проанализировать учебные планы, программы и учебники этих университетов, но и сравнить их с тем, чему и как готовят в российских университетах. В частности, в Стенфордском университете стратегию определяют как долгосрочное качественно и количественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности.

Поэтому основное направление специализации на программе MBA – Стратегия развития бизнеса – это: выявление целей развития бизнеса, разработка альтернативных путей достижения этих целей, определение правильных критериев достижения поставленных целей, на основе этих критериев выбор наилучшей альтернативы, идентификация рисков, мешающих достижению целей, их оценка, анализ, выбор стратегии управления рисками, реализация разработанной стратегии, оценка достигнутых результатов и многое другое.

Многие подходы основаны на анализе опыта лучших западных бизнес-школ, детальном анализе их учебных планов, учебных материалов, общении с ведущими профессорами. Первый же просмотр учебных планов показывает, что в программе подготовки западных менеджеров гораздо большую часть занимают экономические дисциплины, чем российских, и то же время, гораздо больший упор российской подготовки сосредоточено на гуманитарных дисциплинах. Кстати, если в России экономика считается чисто гуманитарной дисциплиной, то в США таковой не считается в силу значительного количества в ней математики. С другой стороны, в программе подготовки западных менеджеров присутствуют такие дисциплины, которые, как правило, полностью отсутствуют в программе российской подготовки менеджеров. Это в первую очередь такие направления подготовки, как анализ решений (Decision Analysis), анализ риска (Risk Analysis), управление риском (Risk Management), управление проектами (Project Management) - в план подготовки по каждой из этих дисциплин входит значительное количество часов. В российских университетах в лучшем случае присутствуют только отдельные элементы из некоторых курсов подготовки по этим дисциплинам. У многих руководителей университетов возникает закономерный вопрос при обсуждении этой проблемы - а что они собственно дают и что содержат, за что их так любят и активно развивают на Западе?

Попробуем привести ряд примеров из курса по анализу решений, читаемого в Стенфордском университете. Лучше всего это видно на иллюстрациях к тексту лекций, отражающих ряд последовательных этапов разработки стратегии развития компании – сразу видно: какими понятиями, цифрами и фактами оперирует менеджер, как он оценивает эффективность той или иной альтернативы в развитии компании, как выглядит стратегический план развития компании. При этом достаточно легко сравнить подготовку российских и западных менеджеров, дав прокомментировать такую картинку нашему и западному менеджеру. Мы сознательно приводим эти картинки без перевода, так как большинство терминов звучат одинаково на русском и английском языках. Все приводимые картинки являются частями одного стратегического плана компании (кстати, эти картинки взяты с сайта Стенфордского университета). Именно такое представление стратегии, анализ и оценка её эффективности с помощью инструментальных методов входит в обучение по программе MBA – Стратегия развития бизнеса.

Необходимо отметить, что суть картинок для многих наших экономистов (но не менеджеров) понятна, но вот как получаются цифры на этих картинках, мало кто знает. А с компьютерными программами, которые позволяют рассчитывать стратегии развития компании и которых в настоящее время насчитывается в мире полтора-два десятка, не знакомы не только наши менеджеры, но и абсолютное большинство университетских профессоров, профессионально работающих в этой области.

Какие же из всего этого можно сделать выводы? Во-первых, первые десять лет по пути к рынку основное внимание уделялось среднему звену менеджеров и соответственно с большим уклоном в социальный менеджмент и в управление персоналом. Во-вторых, потребность в особой подготовке топ-менеджеров стала проявляться только последние годы, до этого российская практика не делала принципиальных различий между руководителями среднего и высшего звена – они различались скорее по величине зарплаты и по престижу. В-третьих, потребность в стратегическом мышлении на российском рынке пока в основном отсутствует. То, что у нас иногда называют стратегией, с натяжкой может рассматриваться только как оперативный план. Стратегические планы развития умерли вместе с Госпланом СССР. А при отсутствии стратегического плана развития страны (привязанного к конкретным цифрам, а не просто декларированного) – компании, действующие на российском рынке, тоже не торопятся разрабатывать стратегии. Хотя мировой опыт говорит о том, что именно в период кризисов роль стратегии особенно велика.

Сегодня особенно актуально готовить не тех специалистов, которые могут не только и не столько пофилософствовать о стратегии, а таких специалистов, которые могут от слов перейти к делу и посчитать с какими затратами, выгодами и рисками можно достичь той или иной цели, какими путями их можно достичь и какие процессы, явления и события могут помешать достижению данной цели, с какой вероятностью и какими последствиями. Но таких специалистов можно подготовить не на основе философии, а на основе математики, умения анализировать, прогнозировать и вычислять. А без знания английского языка, компьютерной техники и последних достижений ведущих университетов мира необходимый уровень подготовки специалистов просто недостижим.

Однако специалисты в области стратегии и анализа риска сами собой не появятся – их надо готовить. Чтобы качество такой подготовки было сопоставимо с западным, необходимо создавать новые кафедры, научные школы, писать новые учебники, издавать журналы. Это долгий и трудный процесс. Но чем раньше мы его начнем, тем быстрее получим ощутимые результаты. Сейчас этому существенно могут помочь широкие международные связи, оперативное решение вопросов сотрудничества через Интернет и электронную почту, возможность широко использовать для обучения компьютер. Сейчас ясно только одно: долго со старым багажом мы не проживем – сама жизнь заставит нас действовать по-новому.

Конкурентную борьбу за будущих студентов выиграет тот, кто лучше даст более новые знания и сможет обеспечить качество этих знаний, сравнимое с ведущими западными университетами. Но по большому счету, от результатов этой борьбы зависит не только будущее университетов и их студентов, но и будущее России. Ибо страна, живущая без стратегии – живет по чужой стратегии. И если мы сами не разрабатывает нашу стратегию, ее разрабатывают за нас. Будем надеяться, что этого не случиться, и работать на подготовку тех, кто это сможет сделать в будущем.

Мы считаем принципиально важным в результате подготовки по программе MBA – Стратегия развития бизнеса умение выпускников разрабатывать стратегию на основе следующих научных направлений:

1. Стратегия должна разрабатываться на основе принципов корпоративного управления в соответствии со стандартами COSO, требованиями Мирового банка и S&P. Количественное представление стратегии должно строиться на основе принципов анализа решений (decision analysis), разработанных совместными усилиями Стенфордского и Гарвардского университетов и Массачусетского технологического института.

2. Стратегия должна строиться с учетом имеющихся ресурсов: финансовых, временных и человеческих, использование которых должно быть количественно представлено в программе Microsoft Project, или аналогичных программах.

3. Неотъемлемой составной частью стратегии является управление риском, в соответствии со стандартами COSO, ИСО 31 000 и AIRMIC, ALARM, IRM. В оценке рисков должны учитываться как чистые, так и спекулятивные риски.

4. Стратегия должна быть представлена в идее диаграммы влияния и дерева решений на основе таких программных продуктов как DPL, Palisade Decision Tools и Palisade @RISK for Project, с учетом затрат, выгод и риска на каждой стадии развития стратегии по каждой из возможных альтернатив.

5. Слушатели МВА должны уметь разработать модель стратегии развития бизнеса и провести анализ неопределенностей, связанных со всеми ее элементами, провести анализ чувствительности модели к изменению основных параметров.

Такая совокупность знаний и умений слушателей МВА позволит поднять на качественно новый уровень руководство российских корпораций, государственных, частных и общественных организаций, их умение не только видеть будущее, но и разрабатывать точные пути достижения своих целей.

Харченко Сергей Григорьевич - научный руководитель программы MBA – Стратегия развития бизнеса Международной школы бизнеса РЭА им. Г. В. Плеханова, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член РАЕН, АВН, NYAS, SRA.

Материал предоставлен UBO. RU www. rea. ru/ibs/mba (РЭА им. Г. В. Плеханова, Факультет "Международная школа бизнеса" IBS-Plekhanov)

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1