МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮГОЗАПАДНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОКРУГА Г. МОСКВЫ

ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В предыдущем номере журнала было опубликовано решение Коллегии Министерства образования РФ "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации " от 29 марта 1995 г. Предлагаем сниманию читателей инновационную модель комплексной службы практической психологии, которая в вышеупомянутом решении была обозначена как образцовая модель организации соответствующей службы на региональном уровне.

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮГОЗАПАДНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОКРУГА Г. МОСКВЫ

КОМУ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОМОЩЬ

Психологический аспект:

1. Дети с проблемами обучения (отставание в развитии познавательных функций, нарушение мотивации в обучении, педагогическая запущенность).

2. Гиперактивные дети и дети с нарушениями внимания.

3. Дети с нарушениями речи.

4. Дети с личностными проблемами.

5. Дети с проблемами в семье (в т. ч. приемные дети, близнецы, дети из неполных и многодетных семей).

6. Дети с ограниченными возможностями.

Социальный аспект:

1. Учащиеся, исключенные и выбывшие из школ.

2. Безнадзорные дети.

3. Дети и подростки, состоящие на учете в милиции.

4. Токсикоманы и наркоманы.

5. Дети в кризисной ситуации.

ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ "ЮГОЗАПАД "

Центр педагогической реабилитации "ЮгоЗапад " создан в 1993 г. с целью повышения психологической защищенности детей и подростков, социальнопсихологической компетенции педагогов и родителей, поддержки и укрепления психического здоровья подрастающего поколения.

148

Схема комплексной службы практической психологии

Основными задачами Центра являются следующие:

1. Работа со школами по договору:

комплексная методикопсихологическая диагностика развития детей и подростков, испытывающих трудности школьной адаптации;

индивидуальноориентированная коррекционноразвивающая работа;

групповая работа с детьми и подростками, направленная на развитие навыков эффективного общения;

социологические исследования по проблемам взаимоотношений в системе "учение ученик ", духовный мир подростка и взаимоотношения в семье.

2. Консультативный прием детей и подростков, направленных как по инициативе образовательных учреждений, так и по инициативе родителей:

углубленная диагностика психического развития ребенка;

специализированная коррекционная помощь (педагогпсихолог, игротерапевт, дефектолог, психоневролог, психотерапевт).

3. Помощь окружному методическому Центру образования в проведении курсов повышения квалификации для работников образования.

СТРУКТУРА ЦЕНТРА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Психологический отдел организует деятельность по диагностике и коррекции нарушений у детей, испытывающих трудности школьной адаптации; оказывает помощь педагогам и родителям в выборе адекватных методов обучения и воспитания. Специалисты проводят диагностику высших психических функций, познавательной деятельности, личностной сферы ребенка.

Коррекция, направленная на компенсацию дефектов психического развития, проводится как индивидуально, так и в группах специалистами отдела (психолог, игротерапевт, педагог, дефектолог).

149

На основании полученных данных проводится индивидуальная консультативная работа с родителями, учителями по вопросам возрастных особенностей ребенка, согласования типов обучения, преодоления школьной дезадаптации.

Специалист по групповой работе с педагогами проводит занятия с целью повышения их межличностной и профессиональной компетенции.

В отделе работают два психологапедагога, нейропсихолог, патопсихолог, игротерапевт, дефектолог, специалист по групповой терапии.

ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специалисты отдела социальной педагогики проводят профилактическую работу со школьниками младшего и подросткового возраста с целью повышения их социальнопсихологической компетентности.

Программа работы с подростками включает в себя следующие направления:

1. Групповая работа, направленная на развитие навыков эффективного общения и эмоциональной сферы.

2. Дискуссионные группы с целью расширения познавательной мотивации и выявления интересов, а также формирования критического отношения к социально вредным веществам и явлениям (алкоголь, наркотики, сексуальные излишества).

3. Индивидуальная консультативная работа. Профессиональное ориентирование. Помощь в создании жизненной стратегии, построении образа будущего, в выборе профессии.

Социологические исследования включают сбор объективных данных по проблемам "учитель ученик ", "духовный мир подростка ценностные ориентации ", "взаимоотношения подростка в семье ".

В отделе работают четыре социальных педагога, один педагогпсихолог и один социолог.

МЕДИЦИНСКИЙ ОТДЕЛ

Специалисты медицинского отдела проводят диагностику функционального состояния психического здоровья школьников, профилактику и коррекцию невротических, астенических и других болезненных состояний, включая обучение детей и родителей здоровому образу жизни.

В отделе работают детский психоневролог, психотерапевт, массажист, нарколог.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Совместно с окружным методическим кабинетом Центр осуществляет системную подготовку педагогов, психологов, социальных работников в области компенсирующего обучения, практической психологии и педагогической реабилитации детей и подростков. По мере возможности Центр обеспечивает этих специалистов учебнометодическими материалами.

В подразделении работают методист по начальному звену обучения, специалистконсультант по компенсирующему обучению, педагог начального образования.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ЭСТЕТОТЕРАПИИ

Средствами эстетического воспитания специалисты подразделения стимулируют развитие сенсорнопознавательной и моторной сферы ребенка через включение его в художественное творчество, музыкальнотеатральное и танцевальное искусство.

ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Центр лечебной педагогики - негосударственная общественная благотворительная организация, оказывающая психологопедагогическую помощь и социальнопсихологическую поддержку детям с нарушениями психического и речевого развития, в первую очередь тем, кто не может получить помощи в существующих государственных учреждениях.

150

Задача специалистов Центра - способствовать максимальному развитию, воспитанию и образованию каждого ребенка, его реабилитации и адаптации, создать условия для реализации всех его потенциальных возможностей.

В Центре получают помощь дети в возрасте до 14 лет со многими видами патологии развития: аутизмом, нарушениями психоречевого и задержками психического развития различной тяжести и генеза, минимальными мозговыми дисфункциями, олигофренией, психоорганическим синдромом, неврозами и др. Коррекционная работа проводится по индивидуализированным программам.

Помощь детям оказывают дефектологи (в том числе логопеды), психологи, педагоги, нейропсихологи, невропатологи, психиатры, педиатры, специалисты по игровой лечебной физкультуре и массажу, фонетической ритмике, арттерапии.

Наряду с практической работой по оказанию помощи детям специалисты Центра лечебной педагогики проводят научные исследования в области образования детей с нарушениями развития, а также разработку конкретных методик и программ.

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРА

ОТДЕЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОАМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ

В рамках отделения консультативноамбулаторной помощи Центра лечебной педагогики проводится большая часть диагностической и консультативной работы, первичные обследования детей, обратившихся за помощью в Центр, а также некоторые формы коррекционной работы в тех случаях, когда для оказания помощи ребенку достаточно цикла консультаций или индивидуальных занятий.

К амбулаторной группе отнесены также отдельные виды коррекционной помощи некоторым детям дошкольного и младшего школьного возраста с глубокой умственной отсталостью.

ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЭМОЦИОНАЛЬНОВОЛЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И НАРУШЕНИЯМИ ОБЩЕНИЯ

Программа работы включает несколько направлений помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с выраженными нарушениями общения и эмоциональноволевой сферы (ранний детский аутизм, ранняя детская шизофрения, психопатии детского возраста, синдром двигательной расторможенности, мутизм, эпилепсия, эписиндром и др. ).

Помощь ребенку начинается с организации элементарного взаимодействия ребенка со взрослыми из близкого окружения и далее строится таким образом, чтобы постепенно расширять его познавательные и коммуникативные возможности. Основная цель всей работы - достичь максимально возможного для данного ребенка уровня развития, жизнедеятельности и адаптации.

Значительных улучшений удается добиваться даже у детей, находившихся исходно в тяжелом состоянии. Ряд детей дошкольного возраста удается подготовить к посещению массовых детских садов; ряд детей, в соответствующих государственных структурах признанных "необучаемыми ", удается подготовить и выпустить для обучения в массовые и специализированные школы.

В отделении также организована минишкола для обучения в небольших группах детей младшего школьного возраста с нарушениями общения, которые не были приняты ни в какие школы.

ОТДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО И КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

В коррекционной работе используются методики, которые очень эффективны для неговорящих детей и позволяют формировать речь во многих случаях, считавшихся бесперспективными, позволяют активизировать компенсаторный потенциал ребенка и достигать значительных улучшений психического, речевого и познавательного развития.

151

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Развивающее обучение крайне необходимо для данной категории детей. Ранняя психологопедагогическая работа позволяет достигать принципиально новых результатов помощи детям, положительных сдвигов в эмоциональноволевой и познавательной сферах, сдвигов, расширяющих традиционные представления о компенсаторных возможностях глубоко умственно отсталых детей.

Начало коррекционной работы строится на основе формирования отдельных видов продуктивной деятельности, доступных для детей любого уровня, позволяющих установить контакт с ребенком и вызвать положительную реакцию на обучение. Основным приемом обучения является совместная работа педагога и ребенка: руки педагога управляют руками ребенка. По мере закрепления простейших навыков работы производится переход к более сложным действиям и формам работы.

Дети младшего школьного возраста, посещающие специализированную школу, получают в Центре поддерживающие занятия. Кроме того, проводится консультативный прием детей.

Для детей, не принятых в специализированную школу, в Центре действует минишкола в составе двух учебных групп.

ОТДЕЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРЕДШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ ОБУЧЕНИЯ

Современная массовая школа "выбраковывает " все большее количество детей, имеющих те или иные особенности, приводящие к трудностям обучения. Таким образом, многие дети, даже признанные исходно психически и соматически здоровыми, постепенно вытесняются из системы образования.

Применяемые в рамках данной программы новейшие методы нейропсихологической диагностики особенностей индивидуального развития мозга и отдельных его структур позволяют выявить истинные причины трудностей обучения и разработать в каждом случае систему методов и коррекционных программ, адекватных структуре и механизмам выявленных психических дисфункций.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Выполняет функцию промежуточной адаптационной площадки для "выпускников " Центра, коммуникативные возможности которых расширились и переросли естественные для Центра формы работы, но еще недостаточны для интеграции в обычную социальную среду и массовые детские учреждения.

Дети приходят в интегративный сад, пройдя предварительное диагностическое обследование (а в случае выраженных нарушений - предварительный коррекционный курс) в других отделениях Центра лечебной педагогики, после чего они могут быть включены в группы интеграционного типа, где совместно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с различными нарушениями развития: генетическими и соматическими заболеваниями, отклонениями в психомоторном развитии, различными речевыми трудностями, расстройствами эмоциональноволевой сферы, нарушениями слуха и расстройствами эмоциональноволевой сферы, нарушениями слуха и зрения, а также другими видами нарушений.

АРТТЕРАПИЯ

Задачей занятий художественным творчеством является знакомство детей с различными материалами, помощь в освоении цвета, формы.

Дети занимаются рисованием жидкими красками, акварелью, гуашью, мелками, карандашами, фломастерами, раскрашиванием, лепкой из пластилина, глины, соленого теста с последующим раскрашиванием. Также проводятся занятия с деревом: освоение его фактуры, выпиливание, ошкуривание и т.д. Кроме того, дети занимаются плетением, шитьем, вышиванием, вязанием, элементарным ткачеством, аппликацией, вырезанием из бумаги, конструированием и т. п.

Такое разнообразие форм деятельности дает возможность каждому ребенку найти наиболее подходящий для него вид творчества.

152

КЕРАМИЧЕСКАЯ МИНИМАСТЕРСКАЯ

В керамической мастерской занимаются дети с психоречевыми нарушениями (задержка психического развития, ранний детский аутизм, шизофрения, детский церебральный паралич и др. ), испытывающие трудности социальной адаптации. Это дети школьного возраста, не обучающиеся в массовой школе, а также школьники, ранее получавшие помощь в Центре лечебной педагогики и нуждающиеся в психологопедагогической поддержке.

ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ И РИТМИКОЙ; ТЕРАПИЯ ДВИЖЕНИЕМ

Каждое занятие представляет собой развернутую ролевую игру и строится как литературномузыкальная композиция, объединенная общей сложной канвой.

Усвоение технических навыков во всех видах музыкальной деятельности является средством для развития ладового чувства, ритмического чувства, которому уделяется очень большое внимание, и музыкальнослуховых представлений.

Во время танцев дети учатся двигаться в определенном ритме, владеть своим телом. Особая польза хороводных танцев состоит в том, что каждый участник хоровода учится согласовывать свои действия с действиями остальных. Во время игры на музыкальных инструментах дети учатся чувствовать ритм и точно выполнять свою роль.

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА И РИТМИКА

Основная задача занятий - координация движений тела и речевого аппарата. В организованном таким образом ритмическом действии у неговорящих детей происходит оттормаживание, "освобождение " речевой функции. Для этой цели особенно эффективно использовать хоровое танцевальное действие.

На занятиях ритмикой большое внимание уделяется формированию у детей пространственных представлений, поскольку их несформированность часто приводит к различным трудностям при обучении речи, письму, чтению. В процессе занятий у детей происходит осознание схемы собственного тела, включение в пассивный, а затем и активный словарный запас вербальных пространственных эквивалентов (предлогов и наречий). Во время индивидуальных занятий у детей формируется зрительномоторная координация.

МАССАЖ

Конкретные задачи массажиста определяются медицинскими показаниями. От этого зависит и характер воздействия, и характер подготовки к массажу. Любой массаж, если он направлен на исправление какихлибо дефектов, заканчивается комплексом гимнастики, направленным на закрепление или создание необходимого объема правильных движений или утраченных функций. Упражнения могут быть как активными, так и пассивными. В комплекс любых упражнений включаются дыхательные, пространственные, силовые.

Динамическое наблюдение за состоянием ребенка врачей и всех работающих с ним специалистов позволяет своевременно корректировать индивидуальную программу работы с ребенком в соответствии с изменением его состояния.

Общность педагогических целей, необходимость взаимопроникновения предметных знаний и умений делают необходимым постоянный контакт педагогов и всех других специалистов. Они совместно участвуют в проектировании, обосновании и оценке разных форм организации воспитательного процесса, консультируют друг друга, обсуждают особенности каждого ребенка, согласуют действия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений и раскрытие его возможностей.

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Одним из важных направлений деятельности Центра являются консультации и психотерапевтическая помощь родителям, обучение их различным способам взаимодействия с ребенком.

Индивидуализированная коррекционная программа разрабатывается на основании результатов системного диагностического обследования и в дальнейшем уточняются по ходу работы с ребенком. Решение вопросов о распределении детей по группам, о "движении " каждого ребенка внутри Центра и за его пределы, а также oцeнкa эффективности работы с ребенком входит в компетенцию экспертного совета Центра.

КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Целью деятельности Комплекса социальнопедагогической реабилитации детей и подростков является осуществление педагогической и медикопсихологической помощи детям с социальной дезадаптацией и психологическими отклонениями в развитии.

Основные задачи, решаемые на базе Комплекса:

осуществление социальной, психологопедагогической и медицинской помощи детям и подросткам с различными формами социальной дезадаптации. возникшей как в результате неблагоприятных школьных, семейных и других воздействий, так и в связи с пограничными нервнопсихическими и физическими отклонениями, хроническими заболеваниями;

разработка и внедрение новых методов педагогической, психологической и медицинской помощи детям с проблемами в обучении, личностными и познавательными нарушениями, личностными проблемами на фоне тяжелых соматических заболеваний (лейкемия, бронхиальная астма и другие);

оказание консультативной помощи детям и родителям в проблемных семьях:

многодетным и неполным семьям, семьям с близнецами и приемными детьми.

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА

КОНСУЛЬТАТИВНОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Консультативнодиагностический отдел состоит из штатных сотрудников (психологов) и внештатных (сотрудников других отделов Комплекса, привлекаемых к консультационнодиагностической работе).

Консультативнодиагностический отдел проводит первичный прием детей, направленных в Комплекс, комплексную диагностику состояния ребенка, оценку уровня его развития, консультирования родителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания детей, подготовку результатов диагностического обследования для обсуждения на Консилиуме.

Специалисты ведут первичный прием детей с целью определения характера жалоб родителей или педагогов, предварительной оценки состояния ребенка и решения вопроса о необходимости его дальнейшего обследования в Комплексе, определения уровня психического развития, соответствия последнего возрастной норме, сформированности основных психических функций и диагностике возможных отклонений психического развития и их характера. Учитывая резкое нарастание числа детей и родителей, желающих проконсультироваться в Комплексе, в отделе разрабатывается программа взаимодействия со школьными психологами и логопедами для первичного обследования детей по месту учебы. С этой же целью в отделе сформирована библиотека психологических методик, которой может воспользоваться школьный психолог для углубленной диагностики проблемного ребенка.

ОТДЕЛ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Отдел нейропсихологии является единственным в системе образования Москвы. Сравнительно молодая наука, основанная нашим соотечественником А. Р. Лурией около пятидесяти лет назад, занималась диагностикой очаговых поражений мозга. Нейропсихологи проводили реабилитацию больных после онкологических операций и ранений головного мозга. Уникальный опыт топической диагностики и коррекции в последние 5-б лет начал внедряться в практику помощи неуспевающим школьникам. Проблемы поражений мозга и школьные проблемы оказались сходными

154

из-за неравномерного созревания различных структур головного мозга ребенка и разной скорости установления функциональных связей между правым и левым полушарием, лобными и затылочными отделами и т. д. Отдел нейропсихологии ориентирован на коррекцию, направленную на формирование навыков программирования, контроля и концентрации внимания, нарушение которых приводит к специфическим трудностям в усвоении школьной программы. Сравнительно новым направлением отдела является работа так называемых моторных групп, на которых нейропсихологи вырабатывают у детей правильные двигательные стереотипы, образующиеся в норме на первых годах жизни. Считается, что при неправильно сформированных двигательных стереотипах страдает адекватное восприятие пространства ребенком. При несформированном "поле собственного тела " возникают большие трудности в освоении математических символов, семантических полей, что манифестируется в школьной неуспеваемости.

ОТДЕЛ ЛОГОПЕДИИ

Деятельность логопедического отдела ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые отклонения в речевом развитии, с которыми не может справиться школьный логопед. К ним относятся серьезные нарушения звукопроизношения, написания и чтения, общее недоразвитие речи. В настоящее время сотрудниками отдела подготовлен к печати первый том стимульного материала для работы школьного логопеда и набор методических материалов, позволяющих ему эффективно сотрудничать с педагогом коррекционного класса и оказывать помощь учащимся начальных классов со школьной неуспеваемостью.

ОТДЕЛ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Отдел психофизиологии был сформирован более десяти лет назад в Институте медикобиологических проблем АМН СССР. В то время его деятельность была ориентирована на психофизиологические исследования космонавтов до, во время и после орбитальных полетов, а также на сбор и анализ деятельности операторов различных экстремальных профессий. При участии отдела был разработан и внедрен психофизиологический стенд ракетоносителя "Энергия ".

В настоящее время деятельность отдела в Комплексе социальнопедагогической реабилитации детей и подростков включает три основных компонента:

психометрический, основным содержанием которого является комплексная диагностика уровня психической работоспособности ребенка и анализ состояния основных психических функций: внимания, памяти, мышления;

психофизиологический, основным содержанием которого является исследование адекватности психофизиологического реагирования ребенка как в покое, так и в напряженной ситуации, позволяющее оценить уровень физиологических затрат, необходимых ребенку для осуществления той или иной работы;

психокоррекционный. включающий группу методов, направленных на оптимизацию функционального состояния ребенка с использованием процедур аудио и видеовоздействий и некоторых других корригирующих мероприятий, а также различные методы тренинга сенсомоторных и счетнологических навыков.

По характеру проводимых обследований они разделяются на экспрессконтроль уровня психической работоспособности и психического состояния ребенка и углубленное исследование, включающее всю совокупность вышеназванных направлений и методов.

ОТДЕЛ НЕВРОЛОГИИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

Отдел неврологии дезадаптивных состояний проводит неврологическое и нейрофизиологическое обследование и динамическое наблюдение детей, обращающихся в Комплекс и обучающихся в школе Комплекса. Разрабатывает индивидуальные программы медикаментозной коррекции различных видов негрубой неврологической патологии, оказывает помощь педагогам в индивидуальной работе с "трудными " учениками, участвует в составлении программ коррекционных занятий, психотерапевтических процедур. Проводит семинары для специалистов смежных специальностей.

155

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

Психосоматический отдел оказывает психологическую, немедикаментозную помощь детям с тяжелыми хроническими заболеваниями (лейкоз, сахарный диабет, бронхиальная астма и др. ), а также детям, имеющим соматоформные жалобы без определенных болезней. Кстати, последние составляют до 60% причин посещения поликлиник. Отдел проводит комплексную психологическую диагностику состояния ребенка, определяет функциональное состояние жизненно важных систем организма ребенка, степени его физиологической адаптации. Соматические заболевания часто подкрепляются психотравмирующей ситуацией вокруг ребенка, а иногда врачи и психологи психосоматического отдала помогают ребенку с хроническим заболеванием и его родителям в решении психологических проблем и психологическими и физиологическими тренингами предупреждают обострение заболевания, Среди методов, которые используются в практике отдела, особый интерес представляет аппарат для интервальной гипоксической тренировки ( "Горный воздух ") и методы направленной психотерапии бронхиальной астмы, ориентированные на неразвитие сезонного приступного периода. В настоящее время готовится к открытию "Астмашкола " и "Школа сахарного диабета " для родителей и датой.

ОТДЕЛ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ И ПСИХОТЕРАПИИ

В отделе оказывается квалифицированная помощь детям с высокой тревожностью, нарушением коммуникации, неврозами, эмоциональной неустойчивостью, жертвам насилия. Отдел создает и внедряет в практику работы Комплекса программы по формированию междисциплинарного психотерапевтического подхода к детям, подросткам и их семьям с охватом всех звеньев службы помощи на основе обучающих программ в области психогигиены и психопрофилактики детского возраста. Сотрудники отдела участвуют в международных научнопрактических разработках по проблемам насилия и агрессивности в детском возрасте, по вопросам ранней психопрофилактической работы с сиротами.

ШКОЛА ЛЕЧЕБНОКОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Школа лечебнокоррекционной педагогики (ЛКП) является составной частью системы образования, предоставляющей возможность адаптации к массовой школе учащихся с различными отклонениями в развитии.

Школа ЛКП, реализуя цели государственного, муниципального учреждения, одновременно решает и специальные задачи коррекционного характера, обеспечивающие воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей со специальными потребностями.

Учащиеся направляются в Комплекс из общеобразовательных школ по рекомендации школьного психолога, медикопедагогической комиссии и по заявлению родителей. Вопрос о зачислении в школу ЛКП решается Консилиумом после проведения комплексной диагностики. Срок пребывания учащегося в школе ЛКП составляет от одной учебной четверти до одного учебного года и определяется медикопедагогической комиссией Комплекса. При необходимости, определяемой указанной комиссией, срок может быть продлен. Педагоги совместно с психологами, дефектологами и другими специалистами, основываясь на данных углубленной диагностики, разрабатывают для детей индивидуальные учебнокоррекционные программы.

Образовательные программы разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития учащихся, их индивидуальных возможностей. Организация образовательного процесса в Комплексе строится на основе учебного плана, разрабатываемого самостоятельно в соответствии с примерным государственным учебным планом и регламентируется расписанием занятий. Для полноценной социальнопедагогической реабилитации учащихся, достигаемой за счет сочетания психотерапевтических, лечебнокоррекционных и педагогических мероприятий, наполняемость классов устанавливается до 10 человек.

156

ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ

На базе Комплекса функционирует психологопедагогический консилиум. Консилиум создается для решения вопроса о виде и характере помощи детям, прошедшим полное обследование или реабилитацию в Комплексе, и выработки согласованной программы и условий ее реализации, а также для решения вопроса о направлении детей в дошкольные или школьные образовательные учреждения, включая обучение в школе Комплекса.

Консилиум является внутренним, постоянно действующим, функциональным подразделением Комплекса.

На консилиум направляются дети, прошедшие полное обследование (или курсовую реабилитацию, включая обучение в школе Комплекса) на базе Комплекса социальнопедагогической реабилитации детей и подростков, в отношении которых должен быть решен вопрос о виде и характере дальнейшей реабилитации в рамках деятельности Комплекса. В состав консилиума входят специалисты, проводящие консультативный прием, заведующие структурными подразделениями Комплекса, директор и его заместители по психологической, педагогической и медицинской работе. На консилиум приглашаются специалисты, которые проводили обследование ребенка, обсуждаемого в данный момент, а также учителя школы Комплекса.

Деятельность консилиума ориентирована на решение следующих задач:

1. Оценка психологопедагогического статуса ребенка;

2. Констатация вида и степени выраженности отклонения в развитии;

3. Определение психологопедагогических путей решения проблем обучения и личностного развития ребенка;

4. Выработка согласованной программы помощи данному ребенку:

5. Отслеживание эффективности реализуемой программы;

6. Определение возможностей ребенка к тому или иному виду обучения и типа дошкольного или школьного учреждения, включая специальные, в которые ребенок должен быть направлен после прохождения обследования или реабилитационного курса в Комплексе;

7. Решение вопроса о направлении ребенка в соответствующие его возможностям образовательные учреждения, в том числе на обучение в школе Комплекса.

На основании данных индивидуального обследования ребенка различными специалистами Комплекса, включая педагогическую квалификацию учителей школы Комплекса, участниками консилиума принимается коллегиальное решение о характере реабилитационной работы с данным ребенком на базе Комплекса, предлагается комплексная программа и структура реабилитации, форма организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психологических возможностей и индивидуальных особенностей, назначается ведущий специалист.

В тех случаях, когда окончательный диагноз, психологическая квалификация нарушений развития и психологопедагогический прогноз могут быть установлены лишь в процессе учебновоспитательной работы, консилиум дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебновоспитательном учреждении (как в экспериментальной школе Комплекса, так и в других: продолжительность диагностического срока определяется в каждом случае индивидуально а зависимости от особенностей конкретного ребенка) и осуществляет динамическое наблюдение за его развитием. На консилиуме ведется методическая работа, заключающаяся в выработке комплексных подходов к реабилитации детей и согласованных действий специалистов разного профиля: врачей, психологов и педагогов, отработка взаимопонимания и конвенциональных понятий.

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться