Модель GROW и колесо баланса: как они помогают в работе с клиентами

Cамое важное в обучении коучингу (и не только) — понять, как полученные методики и освоенные инструменты будут коррелироваться с вашей дальнейшей деятельностью. В знаниях мало толка, если их не применять в реальной жизни. 

Анастасия Кравченко и Евгения Тулявко решили поделиться, как полученные во время обучения знания помогли им разрешить запросы клиентов. 

Модель GROW

Клиент: девушка Юлия (имя изменено), 29 лет, высшее педагогическое образование, замужем, двое детей 2,5 и 6 лет, работает в школе учителем начальных классов, опыт работы около 4-ех лет. 

Запрос клиента: «Меня не устраивает работа в школе, устала, хочу сменить род деятельности, развиваться, но куда идти — не знаю...». 

Используя коучинговую методику GROW и сильные вопросы, решаем ситуацию Юлии. 

Модель (методика) GROW — методика достижения целей. Модель получила название от английского слова GROW (англ. расти) существует множество вариантов расшифровки аббревиатуры, ниже приведена одна из них.

G — goal — цель (чего хотим достичь?)

R — reality — реальность (что есть на данный момент?)

O — options — варианты (каковы варианты/возможные пути достижения желаемого)

W — way & will — путь и намерение (какой вариант выбираю, каков конкретный план действий?)

1. Исследуем цель с помощью вопросов 

Карьерный коуч: Какая цель на эту сессию? Какой был бы для вас наилучший результат этой сессии? Как вы узнаете, что достигли цели? Почему для вас это важно? Зачем это нужно именно сейчас? Какие будут негативные/позитивные последствия? 

Клиент: Моя цель — сменить сферу деятельности, уйти из школы, рассмотреть возможные варианты работы. Наилучшим вариантом была бы удаленная работа, больше времени буду уделять детям. Мне нужно уже сейчас определиться и решить этот вопрос, пока лето. Если говорить о последствиях, то возможно, я буду сожалеть о том, что приняла решение уйти из школы и мой опыт и квалификация потеряются... Лучшим результатом сессии было бы понимание какие варианты для меня, кто я есть и определиться с направлением деятельности. 

2. Анализируем реальность и исследуем текущую ситуацию 

Карьерный коуч: Что происходит сейчас? Что уже сделано в этом направлении? Что из сделанного наиболее эффективно? Каковы основные выводы на основании этого опыта? Каковы имеющиеся ресурсы? Какие эмоции возникают в связи с этой ситуацией? 

Клиент: Сейчас я в отпуске, не работаю, как раз есть время подумать и спланировать уход из школы. Я искала работу, но либо я отказывалась (не устраивает график, работа не связана с моей профессией — например, продажи), либо мне отказывали (двое маленьких детей, иногда они дома и даже по телефону не дают поговорить нормально). У меня есть время (примерно 4-6 часов в день) для работы и самореализации. Хочу что-то новое и интересное попробовать. Обучалась на разных бесплатных и платных курсах, работала удаленно репетитором, пробовала новые направления удаленной работы: копирайтинг, smm. Но я не определилась, хочу понять — какое направление мне выбрать. 

С клиентом дополнительно проработали технику «Колесо карьеры», определили значимые факторы выбора будущего места работы. 

По оценке клиента в итоге основными факторами оказались: дистанционная работа из дома, занятость 4-6 часов в день, интересное и перспективное направление, как основа для будущего роста, сфера образования и педагогики, взаимодействие с людьми и др. 

3. Поиск возможностей, идей, выбор сферы деятельности 

Карьерный коуч: Каковы возможные пути решения? Какие есть ресурсы? Какие варианты уже есть? Что останавливает от достижения этой цели? Что надо для достижения цели (чего пока нет)? 

Клиент: Я бы хотела выбрать направление на основе своего базового образования, у меня сейчас есть свободное время и я готова начинать работать. Плюс, я дополнительно проходила обучение на администратора курсов, думаю, что у меня есть все ресурсы начать. 

В результате проработки возможных вариантов, Юлия выбрала для себя следующие: 

  • Репетиторство у себя на дому или онлайн для детей начальной школы;
  • Услуги по подготовке детей к ВПР (всероссийским проверочным работам);
  • Кураторство онлайн-школы для детей (например, школа рисования);
  • Организация своих курсов по подготовке детей к школе;
  • Няня, прием ребенка у себя дома;
  • Проектирование действий и планирование первых шагов.
  • Карьерный коуч: Что вы будете с этим делать? Конкретно? Какие первые конкретные шаги и когда планируете сделать?

Клиент: Вы знаете, я поняла, что я хочу! Я хочу организовать свою школу, я буду думать в этом направлении, хочу понять, как это работает. Возможно, сейчас я выберу работу куратором в онлайн-курсах (у меня было такое предложение в школу рисования) и это будет стартом для меня. Второе — я подумаю, какие услуги для начальной школы будут интересны, третье — пройду дополнительно обучение в этом году. В ближайшее время начну общение с работодателем. Мы составим с вами план моего развития?

Колесо баланса

Клиент: Наталья, возраст 45+, работает в сфере социальной службы. 

Запрос клиента: «Я не хочу больше работать в социальной службе, меня не устраивает зарплата и до пенсии надо что-то поменять в жизни». 

Карьерный коуч: Что именно вы хотели бы изменить? 

Клиент: «Я хочу выучиться на парикмахера, делать маникюр и ресницы. Как вы думаете, я правильно все запланировала?». 

Обдумывая это энергичное высказывание, я мысленно как будто крутила калейдоскоп с цветными стеклышками — любимыми приемами консультирования. Как ответить на запрос? С позиции ментора, профориентатора, карьерного эксперта? На помощь пришел коучинг! Прекрасная возможность для клиента принять решение быстро, эффективно и с удовольствием. 

Мы поработали с колесом баланса. 

Колесо баланса помогает рассмотреть интересующую область с разных сторон. Увидеть те стороны, которые требуют наибольшего внимания и определиться с действиями в этих направлениях.

При работе с клиентом колесо делится на сегменты, наиболее значимые для клиента при запросе (финансы, здоровье, друзья, семья, рост, отдых, условия жизни и так далее). Затем по 10-балльной шкале клиентом оценивается уровень удовлетворенности каждой сферой, где 0, 1, 2, 3 — это полное отсутствие или минимальная удовлетворенность в жизненной сфере ; 4, 5, 6, 7 — средняя степень, что-то уже достигнуто, но до идеала еще далеко; 8, 9, 10 — это максимальная эффективность данной сферы.

Ключевыми факторами для себя Наталья определила: 

  • доход (не менее 70 т.р. в месяц); 
  • время на детей (младший сын школьного возраста); 
  • время на себя (саморазвитие, чтение, путешествия); 
  • помощь людям (мне важно помогать людям); 
  • независимость от пенсионного возраста. 
  • близость к дому. 

Удовлетворенность состоянием на текущий момент по 10-ти балльной шкале выглядела следующим образом — 6; 6; 4; 9; 3; 9. 

Карьерный коуч: Как вы видите свою работу в будущем? 

Клиент: Я пройду курсы и буду ходить к клиенткам на дом, делать маникюр, ресницы, прически. А потом, возможно открою свой салон. 

Карьерный коуч: Когда вы готовы начать? 

Клиент: Я уже нашла курсы, они длятся три месяца, значит, уже в октябре я смогу начать работу. 

Карьерный коуч: Прекрасно, давайте представим, как изменится ваша модель колеса через полгода. 

Трудно передать словами изумление Натальи, когда она обнаружила, что колесо сжалось до удовлетворенности по основным факторам до 2-3 баллов. Клиентов сначала надо искать, дорого работа стоить пока не будет, времени на семью почти совсем не останется и т.д. 

Клиент: Это что же! Надо было просто нарисовать и представить это все, чтобы понять! Я так не хочу! 

Очень эффектный кейс получился. Люблю применять коучинговые методы — это не наставления и советы, не пожелания и рекомендации, не консультации и обсуждения, а стимулирующий разговор, мотивирующий мыслительный процесс, дающий возможность клиенту самому определить свои намерения, сделать выбор и эффективно достичь поставленных целей. 

top-career.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1