Взрослые менее способны к обучению, чем дети.
Вы согласны с этим?
Скорее всего ваш личный опыт подсказывает, что взрослые действительно менее восприимчивы к традиционной академической манере обучения.
Знаете, почему процент информации, которую берут взрослые в процессе обучения значительно ниже, чем тот объем что хватают дети?
Все банально просто в понимании.
И совершено не легко в исполнении.
Взрослым мешает воспринимать новую информацию их личный, накопленный годами опыт. Он 30-40-50 лет шел своей дорогой, он четко знает, что красное – это красное, желтое – это желтое, а синее – это синее.
И тут в один прекрасный день появляетесь Вы и говорите: то, что он считал красным — вообще не красное, а пурпурное, а синий имеет, как минимум, 9 модификаций и оттенков, со своими собственными названиями. А слово желтый вообще утратило свою силу и более в современном мире не используется.
«Так, стоп! Восклицает его сознание! Нет! Просто эксперт – не профессионален. Я 40 лет живу, я эти знания копил все свои 40 лет, и что же? Какой-то «профан» хочет их уничтожить?!»
Утрирую, конечно.
Но тот, кто хоть раз сталкивался с задачей обучить взрослого эксперта меня понимает. Мои заказчики обычно одобрительно кивают головами в этом моменте беседы, так как обучить профессиональный персонал – задача реально не простая. Именно этот барьер опыта –самая мощная преграда.
Здесь нам приходит на помощь методика специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, называемая в нашей среде — «Цикл Колба».
Собственно, она о чем?
Методика помогает пробраться сквозь этот самый личный опыт.
Я обучилась ее использовать в Московской Школе Практической Психологии. Много времени ушло на отработку и формирование навыка ее применять на практике. Ведь это так не просто: провести человека через личный опыт, вывести на теорию, которую необходимо дать и шлифануть упражнениями отработки.
По сути это четырехэтапный учебный цикл, состоящий из стадий
1. Опыт
2. Наблюдения
3. Теория
4. Практика.
А выглядит процесс так.
Сначала мы даём упражнения, делаем опрос, запускаем игру, здесь может быть любой абсолютно любой формат, который удобен именно Вам и более подходит в данной ситуации. Главное требование к нему – это провести обучаемых через личный опыт. Надо чтобы люди вспомнили, как можно больше вариантов столкновения с ситуацией в прошлом, как они реагировали, как поступали, на что обращали внимание, что считали главным, и в процессе плавно привести к анализу своих прежних схем работы.
Чувствуете, мы плавно от первого этапа – опыта переходим ко второму – Наблюдениям и анализу.
Вот здесь уже и проявляется искусство тренера вывести к той теории, которую хотел дать. Здесь подходит любой метод проведения рефлексии, рассуждений. Вопросы могут быть заготовлены заранее, тренером могут быть сделаны подталкивающие выводы и отзеркалены некоторые услышанные процессы. Идеально, когда люди сами делают выводы и самостоятельно формулируют основные постулаты будущей теоретической части.
В этом и проявляется магия тренинга, когда группа приходит к новой теории самостоятельно, только ведомая вопросами и сформированной атмосферой.
Наступает момент истины.
Они – обучаемые — сами пришли к пониманию дыр и несовершенства своего опыта, они видят это и готовы латать эти дыры. Тут тренер выходит с новой базой, с новой теорией и рассказывает, как уложить ее в существующий контент, что, как они уже это увидели, придется подвинуть, что усилить, а что совсем заменить.
Здесь уже по усмотрению тренера теория может быть подольше, более детальная с обсуждением нюансов и глубоким раскрытием темы, либо 3-5 минут, если этого достаточно, чтобы донести суть. Обычно длинна и глубина проработки данного этапа обсуждается с заказчиком тренинга и исходит из потребностей глубины донесения мысли.
А далее следует практика — отработка.
Это могут быть упражнения в парах, тройках, выступления по одному. Задача этого этапа пробовать и анализировать. По сути на этом этапе мы формируем новые нейронные связи: проговариваем то, что никогда на проговаривали, делаем то, что никогда не делали, телесно формируем схемы, которые давно ушли из нашей жизни. Следим за тем, как получается, делаем выводы, получаем конструктивную обратную связь. Снова работаем.
И чем больше практики, тем лучше.
Так выглядит процесс обучения взрослых.
И он реально хорошо работает. Это доказано и экспертами, которые учили меня, и моей практикой обучения сотрудников клиентов продажам.
Но научиться верно применять данную методику было совсем не просто.
Как сейчас помню два дня из нашего обучения тренерскому искусству в Московской Школе Практической Психологии, выделенные на практику. Где каждый должен был продемонстрировать маленький кусочек придуманного тренинга и дать его именно по Циклу Колба.
Вот тут и раскрылось перед нами, что значит услышать, что значит проанализировать и понять, и что значит применить на практике.
Практически никто с первого раза не справился. Кто-то не мог дать первую часть с погружением в опыт, кто-то из опыта без анализа кидался в теорию, были индивидуумы, которые вообще пропускали первые два этапа, так привыкли, так делали до этого и конечно привычка нас тянет совершать те же действия, что и ранее.
У меня тогда с теорией случился коллапс. Я 20 лет в бизнес среде. Там свои теории и терминологии и многие вещи, как мне тогда казалось, знать должны все. А ребята из группы оказались совсем из других областей и просто не знали те постулаты, на которые я опиралась в своей теоретической части. Меня вообще тогда не поняли.
Это был серьезный урок для меня, что надо быть проще и даже самую сложную и мудреную теорию доносить самым простым языком.
Я могу на эту тему еще долго рассуждать, но сейчас мы не об этом.
Я про то, что «Цикл Колба» отлично усваивается именно по методу «Цикла Колба». И тогда я имела возможность прожить, прочувствовать то, как этот метод работает.
И скажу так, сев на эту «иглу», с нее уже слезть невозможно.
Я продолжаю строить свои тренинги на методике, так грамотно преподанной мне тогда.
И она работает! Великолепно работает!
Поделиться