Менеджер от Будды или как стать ежиками...

Автор: Александр Сташенко

Тренинг-Бутик

 

Ключевой вопрос известного старого анекдота, вынесенный в заголовок статьи, косвенным образом указывает на типичную проблему, с которой сталкиваются менеджеры компаний, которые хотят использовать в своей практике эффективные стратегии управления своих японских, корейских и других дальневосточных коллег. Проблема состоит в том, что для переноса пальмы первенства на российскую ментальную почву требуется предварительная подготовка этой самой почвы. Рассмотрим суть этой подготовки и некоторые пути ее реализации на примере ситуации с внедрением кайдзен.

Кайдзен... Кайдзен? Кайдзен!

Не секрет, что за высокой конкурентоспособностью и уникальными экономическими показателями многих известных компаний из Юго-Восточной Азии лежит каждодневный упорный труд многих тысяч сотрудников этих компаний. Этот же труд, только еще более усердный и внимательный, лежит в основе простой, если не сказать тривиальной, концепции кайдзен, которая сейчас благодаря недавно переведенным книгам господина М.Имаи становится весьма популярной у российских управленцев.

Суть концепции кайдзен – улучшение или совершенствование. Само слово кайдзен (kaizen) состоит из двух иероглифов – «изменения» и «хорошо». Вроде бы все просто: изменяй к лучшему, изменяйся к лучшему. Весь кайдзен построен на здравом смысле, и больше ни на чем.

А что у нас? Берем технологии кайдзен, начинаем применять, и почти ничего хорошего не получается. Неужели в России действительно нет чего-то такого, что позволяет японцам, корейцам и китайцам быть на высоте в конкурентной борьбе? Почему в нашей реальности зачастую получается именно так, как говорил известный сатирик: «Формула та же, С2Н5ОН, а не берет...»?

Как что-то улучшить? Увидеть проблему, понять ее суть и найти решение. Что происходит, когда все сотрудники компании видят все проблемы, разбираются в их сути и находят решение?  Идеальная ситуация, которую в российских компаниях практически не найти.

Увидеть проблему – 1

И происходит это не потому, что мы не способны видеть проблемы. Мы способны, да еще как, но есть масса культурных «но»:

  • «Не лезь не в свои дела!»
  • «Тебе что, больше всех надо?»
  • «Инициатива наказуема...»

Короче говоря, не привыкли, не принято у нас улучшать что-либо, находящееся за рамками собственного двора. Вопрос в том, где мы проводим рамки. По себе любимому и своей семье? По своей компании? По городу и миру? Один очень дорогой мне человек как-то сказал: «Смирение – это способность быть с миром. Не отделять себя от мира, не ставить барьеров между собой и миром – вот истинное смирение».

А как вопрос рамок решается на Востоке? Для людей, которым не чужд закон кармы, все просто: если что-то попало в поле твоего зрения, значит, это тебя касается. После этой фиксации можешь сам принимать ряд взаимосвязанных решений:

  • по поводу участия (путь бодхисаттвы) или неучастия (путь нирваны архата) во внешнем улучшении;
  • по способу участия – очищать сознание или взять метлу (идеальный вариант: взять метлу и работать под мантру);
  • по вовлечению коллег, поскольку им тоже улучшить карму не помешает;
  • и так далее...

Увидеть проблему – 2

А еще бывает так, что мы действительно «не способны» видеть проблемы. То есть в принципе способны, но все равно не видим. Это проблема восприятия, а точнее, его чистоты и ясности. В народе это называется «свежий» взгляд, а про нарушение восприятия говорят: «взгляд замылился».

Как его очищать? По поводу восприятия запахов совет прост – надо понюхать кофейные зерна, и обоняние восстановится. Аналогичным образом мы можем поступить со всеми органами чувств по отдельности, но, согласно буддийской антропологии, у человека еще есть несколько видов сознания, которые также нуждаются в регулярном очищении и обновлении.

Одним из самых эффективных йоговских способов является шавасана, или «поза мертвеца», позволяющая «включить» в нашем мозгу ретикулярную формацию, обеспечивающую ту самую чистоту и ясность восприятия. Буддийские практики используют медитации с визуализациями и без, даосы – прочищение каналов энергетическим «ершиком».

Всем этим надо заниматься, причем регулярно – и двухдневный тренинг или недельный семинар в ашраме может только запустить процессы, а дальше надо двигаться самому. Желательно, конечно, проводить трансформации под руководством опытного мастера, но начинать пробовать можно и нужно самому. Как говорят на Востоке – как будет готов ученик, так будет ему и учитель.

Понять суть

Как показывает практика, для большого количества российских менеджеров просто невыносимо пять и более раз подряд задавать себе один и тот же вопрос «почему?», как правило, позволяющий докопаться до сути проблемы. Ситуация становится крайней в том случае, если проблемы воспринимаются как «чужие». Вот перечень типичных возражений:

  • Мне некогда в этом разбираться!
  • Это не моя зона ответственности!

  • Мне что, больше всех надо? Пусть Петрович разбирается...

Вопрос «почему?» – это лишь один из инструментов кайзен, самый простой. Соответственно, буксуют и более сложные инструменты, требующие концентрации и внимательности, скоординированности и видения макропроцессов.

Что можно сделать в данной ситуации? Ведь вопрос не в том, что мы не умеем решать проблемы – мы не всегда хотим это делать, поскольку это не входит в наши должностные инструкции и функционал.

Поэтому для разрешения реальных проблем компании нужна реальная поддержка на организационном уровне. Все заработает само собой, если в компании поставлена мотивация «Y» и существует взаимное доверие – только тогда можно коллегиально заниматься решением проблем. 

Найти решение

Основной метод кайдзен – это здравый смысл. А у нас, похоже, что-то не так именно со здравым смыслом... Как понять, что движет простым японским рабочим, показывающим героизм ежедневного самосовершенствования, или простым японским менеджером, умелыми действиями добивающимся идеальной сплоченности своей команды? Почему президенты японских компаний, следуя за Мацуситой, проповедуют служение обществу, справедливость и честность, вежливость и смиренность, а также соблюдение естественных законов? И, кстати, каких это таких «естественных законов»???

Ответы на все эти вопросы лежат в области философии и культуры, основой которых для большинства стран Юго-Восточной Азии служит буддийско-даосско-конфуцианский религиозно-философский синкретизм. Ведущим мировоззрением в этой триаде является буддизм. Вне зависимости от специфики конкретных школ базовые постулаты буддизма всегда одинаковы:

  • Четыре Благородные истины:
    1. Существует страдание.
    2. Существует причина страдания.
    3. Существует возможность освобождения от страдания.
    4. Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.
  • Существует закон причинно зависимого происхождения (закон кармы).
  • Признается базовая ценность сострадания как ведущего этического принципа.
  • Из сказанного выше вытекают цели для последователей: освобождение (нирвана) в буддизме Тхеравады или достижение состояния Будды для освобождения всех живых существ (путь бодхисаттвы) – в Махаяне.

Для того, чтобы следовать этим принципам, совершенно необязательно быть последовательным буддистом и практиковать Дхарму в монастыре. Все это и так есть в бытовой культуре и впитывается, что называется, с молоком матери, часто бессознательно. Поэтому нет необходимости объяснять японцу, что те условия, в которых он находится сейчас, – результат его кармы и, следовательно, это его собственные накопления из нынешней и прошлых жизней. Соответственно все то, что он делает сейчас, и то, как он это делает, обязательно проявится в будущем, причем не столь отдаленном. Так само мировоззрение формирует мотивацию – как к достижению лучшего, так и мотивацию избегания нежелательного. 

И снова о кайдзен и не только

Таким образом, для успешного внедрения кайдзен необходимо ясное понимание того, что все окружающее человека, все, с чем он соприкасается, является важным. Если ты видишь какое-то несовершенство – обрати внимание на его причины и постарайся их исправить. В первую очередь это касается самого человека, но также это касается и всего его окружения. Вроде бы все просто...

Аналогичные механизмы работают и в развитии клиентского обслуживания и в других ситуациях бизнеса. Как стать гораздо более эффективным и любимым для клиентов? Только за счет внимательного и благожелательного отношения к ним и к их потребностям. И необходимо для этого то же самое: внимательность, свежий взгляд и устремленность к совершенствованию. Ну и конечно искреннее желание действительно помочь клиенту, а не стремление «впарить» ему все, что залежалось на складе. Клиент, конечно, сам разбирается, что и к чему, но иногда он попадается на разного рода удочки. Так проявляется негативная карма клиента, и так создается негативная карма производителя или продавца, который действует неискренне или корыстно.

Короче говоря, для того чтобы быть успешным, надо быть «умным, честным, сильным, добрым – только и всего!», как поется в старой детской песенке Юлия Кима про точки и запятую... Вполне по-буддийски.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1