Медиация как способ урегулирования споров

"Кадровый вопрос", 2011, N 8

МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (Закон о медиации). Данным Законом установлено, что для разрешения возникшего правового спора стороны могут обратиться к посреднику, независимому лицу - медиатору.

Принятие комментируемого Закона связано с дальнейшим развитием и созданием правовых условий альтернативных способов урегулирования споров.

Таким образом, наряду с основными существующими у нас в стране двумя внесудебными способами альтернативного разрешения споров: прямые переговоры сторон конфликта и третейские процедуры, официально с 1 января 2011 г. введен в действие признаваемый во всем мире третий способ - урегулирование споров с участием посредника (медиация).

Необходимость принятия данного Закона вызвала достаточно много споров по поводу его целесообразности.

Сторонники одной позиции считают, и с ними следует согласиться, что медиация обладает рядом преимуществ, такими как оперативность, конфиденциальность, неформальность. Выделяют еще такое преимущество, как экономичность (времени и финансовых затрат, в том числе судебных расходов), однако об этом можно говорить при условии, что стороны реально будут исполнять достигнутое медиативное соглашение.

Другие считают, что к медиатору будет обращаться незначительное количество спорящих сторон; медиация незначительно разгрузит суды. Действительно, если обратиться к статистическим данным Высшего Арбитражного Суда РФ <1>, то в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 92,2%, а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 8,1% больше рассмотрено дел о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (2008 г. - 1754 дела, 2009 г. - 3372 дела, 2010 г. - 3645 дел).

--------------------------------

<1> arbitr. ru/.

Это свидетельствует о том, что с фактическим исполнением решений третейских судов как одного из внесудебного способа альтернативного разрешения споров имеется немало трудностей. Медиация также может не принести ожидаемого эффекта.

Несмотря на противоречивые отзывы, можно с уверенностью сказать, что Закон о медиации является значимым событием. У спорящих сторон появился еще один инструмент для разрешения возникших конфликтов, признанный на государственном уровне.

Принятие Закона о медиации неизбежно влечет принятие дополнительных нормативных правовых актов, а также внесение изменений в ныне действующее законодательство. Один из таких Законов уже принят. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ <2> внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона о медиации.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // СЗ РФ. 2 сентября 2010 г. N 31. Ст. 4163.

В настоящем издании дается постатейный комментарий Закона о медиации, а также Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

27 июля 2010 года N 193-ФЗ

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЕ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА (ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ)

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

Как установлено ст. 1 Закона о медиации, его целью являются создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), содействие развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

Стороны <3> могут обратиться к посреднику, независимому лицу - медиатору только для разрешения возникшего правового спора, т. е.:

- когда имеется спор о праве;

- когда спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах;

- когда требуется нормативное регулирование.

--------------------------------

<3> Понятие стороны раскрыто в ст. 2 Закона о медиации.

Кроме того, спор должен возникать из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений.

Не подлежат урегулированию с помощью процедуры медиации следующие споры:

- коллективные трудовые споры;

- в случае если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации;

- в случае если такие споры затрагивают или могут затронуть публичные интересы (ч. 5 ст. 1 Закона о медиации).

Если говорить о третьих лицах, то к третьему лицу, права и законные интересы которого может затронуть спор, в семейных спорах, например, относят ребенка спорящих родителей.

Понятие публичных интересов в Законе не раскрыто. Представляется, что это такие споры, которые вытекают из публичных правоотношений, например налоговые споры.

Это косвенно подтверждается тем, что согласно ч. 4 ст. 12 Закона о медиации защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

В ходе судебного или третейского разбирательства судья или третейский судья не только вправе, но и обязан оказывать содействие примирению сторон (см., например, гл. 15 АПК РФ). В ст. 138 АПК РФ (ч. 1) прямо предусмотрено, что арбитражный суд принимает меры для примирения сторон. Обращение к посреднику согласно ч. 2 ст. 158 АПК РФ является основанием для отложения судебного разбирательства по ходатайству обеих сторон.

Однако в силу ч. 6 ст. 1 Закона о медиации его положения к таким отношениям применяются, только если это предусмотрено федеральным законодательством.

Необходимо также обратить внимание на то, что согласно ст. 1 Федерального закона N 194-ФЗ ст. 202 "Приостановление течения срока исковой давности" ГК РФ дополнена следующими положениями. Течение срока исковой давности приостанавливается: если стороны отношений заключили соглашение о проведении процедуры медиации (пп. 5 п. 1 ст. 202 ГК РФ). В случае, предусмотренном пп. 5 п. 1 настоящей статьи, течение срока исковой давности приостанавливается с момента заключения сторонами отношения соглашения о проведении процедуры медиации до момента прекращения процедуры медиации, определяемого в соответствии с Законом о медиации (п. 4 ст. 202 ГК РФ).

Со дня прекращения процедуры медиации течение ее срока продолжается по правилам, установленным п. 3 ст. 202 ГК РФ.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Комментарий к статье 2

В комментируемой статье законодатель сформулировал дефиниции основных понятий, содержащихся в нормах Закона о медиации.

Стороны - желающие урегулировать спор с помощью процедуры медиации субъекты отношений, указанных в ст. 1 Закона о медиации. Здесь хотелось бы отметить, что в ст. 2 Закона о медиации не раскрыты процессуальное положение третьих лиц и возможность их перейти в статус "стороны". К примеру, согласно ст. 154 ГК РФ сделки могут быть и многосторонними. Участие всех сторон при этом просто необходимо. Не раскрыто в данной статье и понятие "других лиц, присутствующих при проведении процедуры медиации", которое указано в ч. 3 ст. 5 Закона о медиации. По нашему мнению, данный вопрос требует дополнительного уточнения. Тем более в п. 4 ст. 14 Закона о медиации содержится указание на "нескольких или всех сторон".

Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиатор, медиаторы - независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществления иных предусмотренных настоящим Федеральным законом действий. Таким образом, в связи с принятием Закона о медиации юридическое лицо вправе осуществлять организацию проведения процедуры медиации как один из основных видов деятельности.

Следует различать понятия "медиатор" и "организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации". Причем для урегулирования спора может привлекаться как один медиатор, так и несколько медиаторов. Медиатор - физическое лицо и посредник. "Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации" - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является организация проведения процедуры медиации.

Необходимо также отметить, что деятельность медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации, соответствует в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 коду 74.14 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления" в подклассе 74.1 "Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием" <4>.

--------------------------------

<4> Разъяснения Минэкономразвития России от 27 мая 2011 г.

Соглашение о применении процедуры медиации - соглашение сторон, заключенное в письменной форме до возникновения спора или споров (медиативная оговорка <5>) либо после его или их возникновения, об урегулировании с применением процедуры медиации спора или споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

--------------------------------

<5> Медиативная оговорка - это ссылка в договоре (заключенном в письменной форме) на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора (ч. 1 ст. 7 Закона о медиации).

Соглашение о проведении процедуры медиации - соглашение сторон, с момента заключения которого начинает применяться процедура медиации в отношении спора или споров, возникших между сторонами.

Следует различать понятия "соглашение о применении процедуры медиации" и "соглашение о проведении процедуры медиации".

Соглашение о применении процедуры медиации, как правило, заключается до возникновения спора, например стороны в договоре поставки делают оговорку, что при возникновении споров возможно применение процедуры медиации. Допускается заключение такого соглашения и после возникновения спора.

Необходимо обратить внимание, что согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона N 194-ФЗ при наличии в договоре медиативной оговорки спор не может быть передан на разрешение третейского суда.

Соглашение о проведении процедуры медиации - это процессуальный документ, составляемый после возникновения спора, в котором должны содержаться сведения, предусмотренные ст. 8 Закона о медиации.

Медиативное соглашение - соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме, т. е. это оформленный на бумажном носителе результат применения процедуры медиации.

Статья 3. Принципы проведения процедуры медиации

Комментарий к статье 3

В комментируемой статье законодатель закрепил основные принципы медиации, но, кроме принципа конфиденциальности, прямо не раскрыл их содержания. Основные принципы составляют фундамент медиации, который создается и поддерживается государством.

Принцип добровольности. Поскольку медиация не является обязательной, для ее проведения необходимо волеизъявление сторон, а достигнутое в результате процедуры медиации медиативное соглашение по добровольному согласию устанавливает, изменяет или прекращает их права и обязанности. Достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, медиативное соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством <6>.

--------------------------------

<6> Разъяснения Минэкономразвития России от 27 мая 2011 г.

Принцип конфиденциальности заключается в обязанности всех лиц, участвующих в медиации, не разглашать ставшие известные им сведения. Согласно п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ посредники, в том числе медиаторы, не могут быть допрошены в качестве свидетелей в суде.

С середины 2008 г. Высшим Арбитражным Судом РФ создана автоматизированная информационная система "Банк решений арбитражных судов" (БРАС), кроме того, результаты судебных споров публикуются в общедоступных электронных правовых системах. В связи с этим без труда можно установить деловые отношения той или иной организации и ее имидж.

Таким образом, это важный принцип для лиц, не желающих посвящать в свой конфликт посторонних. Более подробно принцип конфиденциальности раскрыт в ст. 5 Закона о медиации.

Принцип сотрудничества и равноправия сторон. Данный принцип закрепляет условия, которых участники медиации должны придерживаться с целью достижения положительного результата медиации. Участники медиации должны содействовать друг другу для разрешения конфликта. Кроме того, этот принцип заключается во взаимном уважении друг к другу, свободе выбора при обсуждении вопросов, добровольности принятия сторонами на себя обязательств и реальности обязательств. Без соблюдения данного принципа вся процедура медиации не будет результативной.

Принцип беспристрастности и независимости медиаторов. Медиатор не должен быть прямо или косвенно заинтересован в исходе рассматриваемого дела и зависеть материально либо в должностном отношении от сторон спорного правоотношения. Согласно ч. 3 ст. 9 Закона о медиации медиатор, выбранный или назначенный, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом.

Здесь хотелось бы отметить, что с течением времени и дальнейшим развитием института медиации принципы, вероятнее всего, будут дополняться. Например, в перечне принципов отсутствует принцип законности. Естественно, этот принцип присутствует, однако законодатель не посчитал нужным его выделять.

Статья 4. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом или третейским судом

Комментарий к статье 4

В ст. 4 установлено, что сторонам не следует обращаться в суд до тех пор, пока стороны, заключившие соглашение о применении процедуры медиации, не выполнят его условия, в том числе пока не истечет срок на применение процедуры медиации, в течение которого стороны обязались не обращаться в суд или третейский суд <7>. Исключение составляет ситуация, когда одной из сторон необходимо защитить свои права.

--------------------------------

<7> Арбитражный суд, к примеру, вправе оставить такое заявление без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

В то же время если спор уже передан на рассмотрение суда или третейского суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом или третейским судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде или третейском суде, а также совершение иных процессуальных действий определяются процессуальным законодательством. Пунктом 5 ст. 2, п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 4 Федерального закона N 194-ФЗ такая возможность предусмотрена.

В связи с п. п. 2, 3 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона N 194-ФЗ в обязанность суда входит разъяснение сторонам права обратиться в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, так как принимаемые меры для заключения сторонами мирового соглашения содействуют примирению сторон.

Статья 5. Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации

Комментарий к статье 5

В комментируемой статье раскрывается принцип конфиденциальности.

Медиатор лишен права разглашать всю информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

В то же время стороны по обоюдному согласию могут разрешить медиатору разгласить сведения, ставшие ему известными.

Согласно п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ посредники, в том числе медиаторы, не могут быть допрошены в качестве свидетелей в суде.

Нарушение медиатором данного принципа, выразившееся в разглашении конфиденциальной информации, согласно ст. 17 Закона о медиации влечет перед сторонами ответственность, предусмотренную гражданским законодательством.

Разглашение либо истребование сведений от медиатора либо от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и в случаях, если стороны не договорились об ином.

В ч. 3 перечислена информация, на которую без согласия сторон лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации <8>, не вправе ссылаться в ходе судебного разбирательства или третейского разбирательства. Это информация о:

- предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и о готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

- мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;

- признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

- готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

--------------------------------

<8> К лицам, присутствовавшим при проведении процедуры медиации, следует относить: стороны, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатора, а также других лиц, присутствовавших при проведении процедуры медиации.

Статья 6. Условие раскрытия медиатором информации, относящейся к процедуре медиации

Комментарий к статье 6

Согласно комментируемой статье медиатор ограничивается в раскрытии информации, относящейся к процедуре медиации, полученной от одной из сторон. Медиатор может раскрыть информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей такую информацию.

В ст. 6 не конкретизировано, какую именно информацию, относящуюся к процедуре медиации, медиатор не может раскрыть другой стороне. Следовательно, это любая информация, прямо либо косвенно затрагивающая процедуру медиации.

В то же время следует отметить, что согласно ч. 7 ст. 11 Закона о медиации при проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Статья 7. Условия применения процедуры медиации

Комментарий к статье 7

В комментируемой статье раскрываются условия применения процедуры медиации.

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства, в том числе по предложению судьи или третейского судьи.

Для применения медиации стороны должны заключить соответствующее соглашение о применении процедуры медиации. Понятие "соглашение о применении процедуры медиации" определено в п. 5 ст. 2 Закона о медиации.

Таким соглашением признается также и медиативная оговорка (п. 5 ст. 2 Закона о медиации). Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о медиации медиативной оговоркой признается ссылка в договоре (заключенном в письменной форме) на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора.

В ч. 3 ст. 7 Закона о медиации указано, что наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не является препятствием для обращения в суд или третейский суд, если иное не предусмотрено федеральными законами. Препятствием, действительно, не является, однако здесь следует обратиться к положениям ч. 1 ст. 4 Закона о медиации, в которой указано, что до тех пор пока стороны, заключившие соглашение о применении процедуры медиации, не выполнят его условий, в том числе пока не истечет срок на применение процедуры медиации, суд или третейский суд признает силу этого обязательства, т. е. стороны должны будут пройти процедуру медиации.

В силу ч. 4 ст. 7 Закона о медиации проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

Предложение стороны об обращении к процедуре медиации может быть совершено несколькими способами:

- ч. 5 ст. 7 Закона о медиации предусматривает, что одна из сторон вправе направить в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации. Если в течение 30 дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока она не получила согласия другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным. Причем необходимо иметь в виду, что предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать сведения, указанные в ч. 2 ст. 8 Закона о медиации;

- как установлено ч. 7 ст. 7 Закона о медиации, предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Статья 8. Соглашение о проведении процедуры медиации

Комментарий к статье 8

Статья 8 Закона о медиации определяет требования, предъявляемые к соглашению о проведении процедуры медиации. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается только в письменной форме и должно содержать сведения:

- о предмете спора;

- о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

- о порядке проведения процедуры медиации;

- об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

- о сроках проведения процедуры медиации.

Несоответствие соглашения о проведении процедуры медиации данным требованиям ставит его заключение под сомнение.

Статья 9. Выбор и назначение медиатора

Комментарий к статье 9

В комментируемой статье определяется, каким образом происходят выбор и назначение медиатора.

Выбор производится сторонами по взаимному согласию. При этом самими сторонами выбирается один или несколько медиаторов.

Также стороны вправе направить соответствующее обращение в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Эта организация может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в зависимости от того, какая просьба сторон содержалась в обращении.

Часть 3 ст. 9 Закона о медиации содержит обязанность медиатора незамедлительно сообщить сторонам или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, о наличии обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность.

Статья 10. Оплата деятельности по проведению процедуры медиации

Комментарий к статье 10

Деятельность по проведению процедуры медиации может осуществляться медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе. Деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется только на платной основе.

Стороны могут либо договориться о распределении между ними оплаты деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, либо оплата осуществляется сторонами в равных долях.

Статья 11. Порядок проведения процедуры медиации

Комментарий к статье 11

В комментируемой статье не устанавливается строгий порядок проведения медиации. Тем не менее определены существенные правила, которые должны неукоснительно соблюдаться.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона о медиации порядок проведения процедуры медиации устанавливается самим соглашением о проведении процедуры медиации.

Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами самостоятельно в соглашении о проведении процедуры медиации либо сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Как определено ч. 3 ст. 11 Закона о медиации, организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должна утвердить правила, в которых должны быть указаны:

- виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами. Виды споров должны соответствовать видам, перечисленным в ч. 2 ст. 1 Закона о медиации;

- порядок выбора или назначения медиаторов;

- порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

- сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;

- порядок проведения процедуры медиации, в том числе права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

Необходимо обратить внимание, что в соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

В свою очередь, медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.

Медиатор в течение всей процедуры медиации может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

При этом медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.

Статья 12. Медиативное соглашение

Комментарий к статье 12

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения:

- о сторонах;

- о предмете спора;

- о проведенной процедуре медиации;

- о медиаторе;

- согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Хотелось бы отметить, что в ч. 1 не указано, что медиативное соглашение должно быть подписано и кем должно быть подписано, а это является обязательным, чтобы медиативное соглашение считать документом, подлежащим исполнению.

В ч. 2 отсутствует ссылка на безусловную обязательность исполнения: "медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон". В случае исполнения медиативного соглашения вопрос о подписи этого соглашения с одной стороны не имеет существенного значения, однако само исполнение медиативного соглашения, к примеру в предпринимательских правоотношениях, может вызвать изменение налоговых обязательств.

Часть 3 ст. 12 Закона о медиации содержит положения, согласно которым медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

По нашему мнению, медиативное соглашение должно быть подписано, как минимум, сторонами.

Это подтверждается соответственно п. 1 ст. 14 Закона о медиации, в которой указано "со дня подписании такого соглашения", а также ч. 4 ст. 12 Закона о медиации.

Согласно ч. 4 ст. 12 Закона о медиации медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Таким образом, принцип добровольности и добросовестности сторон по исполнению медиативного соглашения обеспечен возможностью защищать права, нарушенные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Статья 13. Сроки проведения процедуры медиации

Комментарий к статье 13

Каждое процессуальное действие должно иметь срок его проведения.

Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации, но не более 60 дней. В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего 60 дней. То есть фактически срок проведения медиации может составить 240 дней.

Статья 14. Прекращение процедуры медиации

Комментарий к статье 14

Комментируемая статья содержит обстоятельства, с наступлением которых процедура медиации прекращается:

- заключение сторонами медиативного соглашения - со дня подписания такого соглашения;

- заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания такого соглашения;

- заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, - в день направления данного заявления;

- заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации - со дня получения медиатором данного заявления;

- истечение срока проведения процедуры медиации - со дня его истечения с учетом положений ст. 13 Закона о медиации.

Статья 15. Требования к медиаторам

Комментарий к статье 15

Комментируемая статья устанавливает общие требования к медиатору.

В соответствии со ст. 15 Закона о медиации деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью и может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе, и, как ранее было указано, деятельность по проведению процедуры медиации может осуществляться медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе.

Медиаторы вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Требования к профессиональному медиатору изложены в ст. 16 Закона о медиации.

Обращаем внимание, что данная статья не содержит обязанности по какой-либо регистрации медиатора, осуществляющего деятельность на непрофессиональной основе, либо получения лицензии. Следовательно, таким медиатором может быть любое физическое лицо, отвечающее только требованиям, указанным в ч. 2 ст. 15 Закона о медиации. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о медиации медиатор, осуществляющий деятельность на непрофессиональной основе, должен:

- достигнуть возраста 18 лет;

- обладать полной дееспособностью;

- не иметь судимости.

Медиаторами не могут быть лица, занимающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Медиатор не вправе:

- быть представителем какой-либо стороны;

- оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

- осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях <9>;

- делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

--------------------------------

<9> В соответствии с ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство в том числе регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе, к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.

Статья 16. Осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе

Комментарий к статье 16

Комментируемая статья содержит требования к медиаторам, которые осуществляют свою деятельность на профессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица:

- достигшие возраста 25 лет;

- имеющие высшее профессиональное образование;

- прошедшие курс обучения по Программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <10>.

--------------------------------

<10> В Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 "О программе подготовки медиаторов" установлено, что Программа подготовки медиаторов утверждается Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ.

Несмотря на то что в наименовании ст. 16 Закона говорится только о медиаторе, ч. 2 ст. 16 Закона о медиации содержит положения о праве организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, создавать объединения в форме ассоциаций (союзов) и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации формах в целях координации своей деятельности, разработки и унификации стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, правил или регламентов проведения процедуры медиации. Указанные организации могут быть членами саморегулируемых организаций медиаторов. Саморегулируемым организациям медиаторов посвящена ст. 18 Закона о медиации.

Следует отметить, что согласно ст. 5 Федерального закона N 194-ФЗ не допускается реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации, не прошедших соответствующего профессионального обучения и не имеющих подтверждающих такое обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации должна содержать сведения о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения, а реклама деятельности организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - источник информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации не должна содержать утверждения о том, что применение процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.

В ч. 3 ст. 16 Закона о медиации содержатся требования, ограничивающие участие медиаторов, осуществляющих деятельность на непрофессиональной основе: "Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе".

Следует отметить, что согласно ч. 8 ст. 18 Закона о медиации медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, и организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть членами только одной саморегулируемой организации медиаторов.

Статья 17. Ответственность медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации

Комментарий к статье 17

Статья 17 содержит положения об ответственности медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Иной возможной ответственности ст. 17 Закона о медиации не предусматривает.

Однако следует отметить, что при совершении медиаторами либо должностными лицами организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, деяний, содержащих признаки преступления, эти лица не освобождаются от уголовной ответственности.

Статья 18. Саморегулируемая организация медиаторов

Комментарий к статье 18

Комментируемая статья посвящена созданию, деятельности саморегулируемой организации медиаторов.

Правовое положение саморегулируемых организаций медиаторов установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях").

Саморегулируемые организации медиаторов могут создаваться в форме ассоциаций (союзов) или некоммерческих партнерств. Их целью являются разработка и установление стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Саморегулируемая организация медиаторов не может являться членом другой саморегулируемой организации медиаторов. Медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, и организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут быть членами только одной саморегулируемой организации медиаторов.

В саморегулируемой организации медиаторов должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации медиаторов мер дисциплинарного воздействия, а также контроль за деятельностью ее членов по соблюдению последними:

- требований Закона о медиации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов;

- условий членства в саморегулируемой организации медиаторов.

Кроме того, саморегулируемая организация медиаторов наряду с правами, определенными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать в отношении ее членов требования, дополнительные к предусмотренным указанным Федеральным законом требованиям и обеспечивающие ответственность ее членов при осуществлении деятельности медиаторов.

Организация приобретает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций медиаторов и утрачивает статус саморегулируемой организации медиаторов со дня исключения сведений о ней из указанного реестра. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Саморегулируемая организация медиаторов должна соответствовать следующим требованиям:

- объединение в составе саморегулируемой организации медиаторов в качестве ее членов не менее чем 100 физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не менее чем 20 организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Указанные лица и организации должны соответствовать установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

- наличие утвержденного порядка осуществления контроля за качеством работы членов саморегулируемой организации медиаторов и принятого кодекса профессиональной этики медиаторов;

- соответствие саморегулируемой организации требованиям, предусмотренным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях".

Саморегулируемая организация медиаторов наряду с правами, определенными Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", имеет право устанавливать в отношении ее членов требования, дополнительные к предусмотренным требованиям и обеспечивающие ответственность ее членов при осуществлении деятельности медиаторов. При приеме в свои члены медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, вправе предъявлять к ним дополнительные требования, связанные с осуществлением деятельности медиатора и не противоречащие Закону о медиации, другим федеральным законам.

Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов саморегулируемой организации медиаторов могут совмещать исполнение функций членов этих органов с деятельностью медиаторов.

Статья 19. Основные функции саморегулируемой организации медиаторов

Комментарий к статье 19

Комментируемая статья определяет основные функции саморегулируемой организации медиаторов с учетом специфики ее деятельности.

Саморегулируемая организация медиаторов осуществляет следующие основные функции:

- разрабатывает и устанавливает условия членства медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в саморегулируемой организации медиаторов;

- устанавливает и применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

- ведет реестр членов саморегулируемой организации медиаторов;

- представляет интересы членов саморегулируемой организации медиаторов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями медиаторов;

- разрабатывает и утверждает стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов;

- разрабатывает и утверждает правила деловой и профессиональной этики медиаторов, в том числе кодекс профессиональной этики медиаторов;

- разрабатывает правила проведения процедуры медиации;

- разрабатывает стандарты подготовки медиаторов;

- осуществляет контроль за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Закона о медиации, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и правил саморегулируемой организации медиаторов, условий членства в саморегулируемой организации медиаторов;

- организует информационное и методическое обеспечение своих членов в сфере осуществления деятельности медиаторов;

- осуществляет иные функции, установленные Федеральным законом "О саморегулируемых организациях".

О. Долгополов

Помощник судьи

Арбитражного суда

Тамбовской области

Подписано в печать

10.10.2011

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1