Автор: Мидж Гиллис | Источник: MBA Consult Для большинства амбициозных менеджеров «глобальный» является лишь одним из модных словечек, которое должно присутствовать в какой-либо части резюме. Однако не так легко найти самый эффективный способ получения знаний о международном бизнесе. Ехать ли за границу и там получать Степень МВА, выбрать программу, которая включает в себя компонент международного обмена, или же начать учиться по недавно появившейся и наиболее дорогой учебной программе Global MBA, которую проводят некоторые бизнес-школы?
Несомненно, важно то, где вы получаете МВА, но только при условии, что вы приобретаете в школе полезный опыт.
Что бы вы не выбрали, отмечает Теренс Перрин, директор ассоциации Association of Graduate Recruiters (AGR), важно не соблазниться чарующей возможностью учиться за границей, если это не входит в ваши долгосрочные карьерные планы. Он отмечает, что многие крупные компании ценят степень MBA, какая бы она ни была, лишь в том случае, если она имеет отношение к работе.
«С точки зрения работодателя, самым важным является значимый академический опыт. Если частью программы MBA является разработка действительно значимого и содержательного проекта, это имеет большой вес, вот что важно». Он также добавляет, что лучший способ выбрать школу – определиться с тем, что вы будете делать в течение 3-5 лет после получения степени: «Прежде чем начать учебу, вы должны продумать все с этой точки зрения».
Как только у вас появился долгосрочный жизненный план, перед вами открываются три возможности. Первая: переезд в другую страну и прохождение программы Full-time MBA там – если вы на это нацелены, это говорит о ваших серьезных намерениях в области бизнеса. Кстати, работодатели очень ценят такой подход. Если вы пойдете по этому пути, у вас повышаются шансы получить работу в стране обучения или же глубокие знания промышленности или компаний этой страны.
Франкойс Колб, директор программ МВА в школе European School of Management, ESCP-EAP, которая имеет кампусы в Париже, Берлине, Мадриде, Турине и Лондоне, заявляет, что многие студенты недооценивают проблемы, которые связаны с получением работы за границей. «Однако если кто-то действительно хочет получить работу в другой стране, он ее получит. Единственное, на поиски может уйти на год больше времени, чем если бы этот человек учился на родине», - говорит Колб.
Колб также отмечает, что если вы подумываете о получении степени МВА за рубежом – в какой бы то ни было форме – важно убедиться в том, что методика преподавания подразумевает нечто новое. Такие школы, как Harvard И INSEAD (международная бизнес-школа в Фонтенбло) необычайно престижны. Они предлагают возможности создания международной сети контактов. Критики этих школ утверждают, что высокопрофильные программы необязательно должны быть настолько международными, что касается их содержания.
«Необходимо, чтобы курс был спланирован и организован таким образом, чтобы в нем был сосредоточен лучший опыт страны. Иначе программа неуместна, неважно, учитесь ли вы в Париже или Гарварде», - отмечает он.
Европейская школа предлагает такой подход, налаживая связи с институтами «на месте». Так, например, программа European Executive MBA, которую школа проводит в Индии, была организована в тесном контакте с институтом Management Development Institute, который базируется недалеко от Нью-Дели. MDI проводит 10-дневный семинар. На нем рассматриваются вопросы, с которыми сталкиваются международные компании при разработке проектов в Индии, а также организуются корпоративные визиты в Дели и Бангалор.
Программа обмена - часть традиционной программы МВА - предлагает нечто среднее между полной программой full-time, которую вы проходите за рубежом, и знакомством с другой культурой. Однако господин Перрин из организации Association of Graduate Recruiters предупреждает, что очень важно, чтобы то, чем вы занимаетесь по программе обмена, было связано с вашей работой. «Если вы реализовали какой-то проект и работали с людьми разных национальностей, можно говорить о продаже того, чему вы у них научились. Однако если, положа руку на сердце, вы чувствуете, что то, чем вы занимаетесь, является чем-то непонятным, такой опыт ничего не стоит».
Растущая роль китайской экономики приводит к тому, что эта страна становится важным игроком на рынке MBA. Анвар Джаппи, брэнд-менеджер компании Unilever South Africa решил пройти программу МВА в школе Durham Business School из-за возможности участия в программе обмена совместно со школой Chinese European International Business School (CEIBS) в Шанхае. Подобно другим международным компаниям, его работодатель заинтересован в Китае, как в новом рынке и как в инвесторе в других странах.
Третья перспектива – получение степени Global MBA. Как правило, это программа для опытных менеджеров. Часто она делится на модули, чтобы студент мог окунуться в разные культурные среды, продолжая выполнять свою ежедневную работу. К примеру, IESE, чьи кампусы расположены в Мадриде и Барселоне, предлагает программу Part-time Global Executive MBA тем менеджерам, которые имеют, по меньшей мере, 8-10-летний опыт работы. Программа длится 16 месяцев и включает 7 двухнедельных модулей в Испании, Шанхае и калифорнийской Силиконовой Долине.
London Business School была одной из первых школ, которая увидела преимущества от совместной работы со школами из других стран, когда в 2001 г. здесь запустили программу EMBA-Global совместно с Columbia Business School. Школы считают, что они предлагают поистине международный подход, принимая студентов со всего мира и включая в программу недельные стажировки в азиатских странах, во время которых менеджеры совершают визиты в местные компании и встречаются с членами правительства.
С тех пор все больше и больше школ объединяют свои усилия, разрабатывая и предлагая международные программы. Школа Rotterdam School of Management объединилась с топовыми бизнес-школами Китая, Бразилии, Мексики и США, чтобы запустить программу OneMBA. Программа TRIUM - детище союза школ Stern, London School of Economics и французской HEC - также представляет собой смесь северо-американской и европейской практики.
Эти программы, как правило, более дорогие по сравнению с традиционными программами МВА (так, например, программа EMBA-Global стоит $115,000), и все больше студентов вынуждены платить сами за себя. Нежелание работодателей оплачивать обучение своих менеджеров связано с экономической нестабильностью, которая, по словам Лины Хоффман, директора школы Sloan и программ Executive MBA школы London Business School, заставляет женщин подумать дважды, прежде чем принять решение о начале учебы по программе Global MBA.
«Печально об этом говорить, однако, когда женщины достигли в своей карьере высоких позиций, работая очень много и долго, и когда появляется малейший намек на нестабильность на работе, существует мизерная вероятность того, что женщины скажут: О'К, мне нужно развиваться».
Она также добавляет, что учеба по программе Global MBA может быть более ужасной по сравнению с традиционными программами. Поскольку здесь учатся студенты более старшего возраста, многие борются в поисках золотой середины между семейной, корпоративной жизнью и интенсивной учебной программой.
Для Лины Ноффман из LBS Не важно, куда пойти учиться, чтобы реализовать свои международные амбиции, а важно то, с кем она будет учиться. «Что бы вы не собирались делать в дальнейшем, вы будете частью международного рынка, - говорит она, - вы должны понимать, что происходит на разных рынках, и я не знаю лучшего способа получить эти знания, чем работа рука в руку с людьми других национальностей».
Поделиться