Лидером рождаются или становятся?

Современный родитель хотел бы видеть в своем ребенке независимую, самодостаточную личность, которая может многого достичь. Статья рассказывает о том, как, опираясь на соционический подход, на малую соционическую группу «Стили жизни» («Масти»), развить у ребенка уверенность в себе, его лидерские качества.

Моя дочка очень правильная в отношении с другими детьми. Во-первых, она все время пытается всех обнимать, целовать, и пр. Во-вторых, она копирует все, что делают другие. Другой ребенок кричит - эта тут же повторяет, другой ребенок снимает шапочку на прогулке - моя тут же делает так же. Меня это полное копирование немного напрягает. Сейчас мы пошли в садик, и дочка начала жаловаться, что детишки в садике ее обижают, с ней не играют. Не думаю, что ее на самом деле обижают - они просто еще слишком малы, чтобы уметь играть вместе (3 года), но вот то, что не дают игрушки и дерутся - это точно есть. Моя же отвечать не умеет. Меня интересует вопрос, как воспитать лидера.

Если вы внимательно присмотритесь к играм групп детей (например, на детских площадках), то вы сможете заметить, что лидерские способности очень различаются от ребенка к ребенку. И хотя в большинстве случаев лидерство в детских коллективах проявляется как возрастное или силовое, однако в отдельных ситуациях мы сможем обнаружить совершенно иные подходы, иные способы завоевания внимания сверстников, любви воспитателей в детском саду, заботы и уважения в семье.

Психологи утверждают, что если вы, опираясь на примеры реальных лидеров, сформируете образ, каким вы хотите видеть своего ребенка, составите программу развития и начнете действовать, тогда все внешние факторы начнут работать на вашу цель, способствуя достижению успеха. А дальше, были бы воля и энергия, и человек даже «через тернии пробьется к своим к звездам». Вопрос только в усилиях, которые необходимо потратить на этом пути.

И в этом грамотном использовании ресурсов нам помогают типологические подходы, применение инструментов, которые предлагает соционика. Она не просто говорит о том, что все люди разные, и успешное лидерство индивидуально, но и позволяет сделать определенные прогнозы о необходимых объемах затрат при движении к успеху в том или ином направлении.

За эти направления в соционике отвечает тетратомия «Стили жизни»

Эта тетратомия была рассмотрена и описана несколькими исследователями. Каждый в силу своего опыта дал ей соответствующее свое название.

Т. Прокофьева [3] рассматривает ее как «Стили жизни», впервые на русскоязычном пространстве описавший ее В. Гуленко назвал ее «Группы аргументации» [1], С. Савченко нашел для нее неожиданное, но очень точное соответствие структуре мастей, заложенной в картах Таро, ярко передающих смысл и образы входящих в эту тетратомию малых групп (МГ). Отсюда у этой тетратомии появилось еще одно название «Масти»[2]. В США последователи методики определения типа личности Майерс-Бриггс Дж. Каммероу, Н. Баргер и Л. Кирби рассмотрели эту тетратомию как «Стили лидерства»[4].

Подробное и глубокое изучение наработок предшественников, опыт практических наблюдений на психологических консультациях и во время тренингов, проводимых уже несколько лет в учебных группах НИИ Соционики позволили уточнить содержание, проявление, методики диагностики и применения этих МГ. В этой статье мы рассмотрим практическое применение тетратомии «Стили жизни» для развития лидерства у детей.

Коротко типологические особенности представителей каждой четверки:

«Стиль жизни «Меч» (логики-иррационалы) - это опора на логические подходы, доводы. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо удержание в фокусе внимания нескольких направлений, параллельное движение к нескольким целям («заодно мы и это сделали»), мониторинг приоритетности поставленных целей, успешный поиск простых эффективных решений, оперативное отсекание ставшего несущественным направления.

Классический пример действий «Меча»: «Разрубить гордиев узел». Гордиев узел — сложный узел, завязанный по легенде фригийским царём Гордием, который разрубил Александр Македонский. В переносном смысле означает применить неклассическую, неординарную и, одновременно, высокоэффективную форму решения задачи.

Можно процитировать другого представителя «Мечей», Маргарет Тэтчер, премьер-министра Великобритании в 1979—1990:

90% наших забот касается того, что никогда не случится;

Неважно, сколько болтают мои министры, лишь бы они делали то, что я говорю;

Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык;

Если вы не хотите ехать в этом поезде, то неважно, быстро он идет или медленно.

«Стиль жизни «Кубки» (этики-иррационалы) - это опора на эмоции и отношения. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо управление эмоциональным состоянием своим и окружающих, способность усиливать его до максимума, до резонанса. Как и «мечам» им свойственно движение к нескольким целям параллельно. При этом их главный инструмент - это выстраивание системы взаимоотношений, мотивация своего окружения.

Яркий представитель «Кубков» - Алла Пугачева - одна из наиболее известных во всем мире певиц. О ней говорят: «Мне очень приятно, что мои эмоции совпали с эмоциями Аллы Борисовны, которые она так искренне передала через песню». «Ее выступления полны эмоций и переживаний. Эта исполнительница, можно сказать, единственная, которая вела себя на сцене как настоящая артистка, которая играет роль, а не просто издает звук».

Можно процитировать другого представителя «Кубков», Юрия Гагарина:

- Поехали!

- Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полёт. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем!

- Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.

Не последним аргументом при выборе из отряда космонавтов именно Юрия Гагарина оказалась его способность передавать адекватно свои эмоции и предъявить миру свою замечательную улыбку.

«Стиль жизни «Посохи» (этики-рационалы) - это опора на моральные и нравственные нормы. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо нормирование человеческих отношений, выполнение того, что принято в данном сообществе, его традиций, «ритуалов». Именно у них мы можем получить ответы на вопросы: «Надо ли открывать даме дверь?», «Кто с кем должен первый здороваться?», «Как человеку сориентироваться: дело, которое он делает, это дело правильное, или же неправильное с точки зрения морали?»

Цитаты яркого представителя «Посохов» – Рины Зеленой — советской актрисы эстрады, театра и кино, мастера имитации детской речи:

- Представьте себе на минуту, что было бы на Земле, если бы люди вдруг решили говорить друг другу всю правду в лицо!

- Говоря серьёзно, уважение - первая заповедь человеческого общества.

- Диалог на сцене, это особое умение слушать и слышать, отвечать, быть с партнёром в одной и той же душевной тональности, ловить реплику, бросить её, молчать.

- Русский язык! Как я люблю тебя. Какое счастье уметь говорить правильно по-русски, читать и слушать, как красива русская речь! Сейчас многие говорят неправильно, небрежно - это глупо и безнравственно.

Вот цитаты другого представителя «Посохов», Эдварда Радзинского:

- Ты ужасно разговариваешь. Впрочем, жаргон – это язык шиворот-навыворот. Это язык молодости. Однажды мы заговорим правильно – и это будет означать, что молодость прошла.

- ... для меня ценность человеческого существования определяется его индивидуальным отклонением от нормы.

- И всегда ты смеешься. А я знаю, отчего ты всегда смеешься. Все знаю. (Торжествующе.) Потому что, если ты перестанешь смеяться… ты задумаешься над своей жизнью! И тогда ты умрешь!

- Детская доверчивость - чарующее качество для человека обычного - и роковое для правителя.

«Стиль жизни «Пентакли» (символы денежных знаков, богатства) (логики-рационалы) - это опора на овеществленный «результат деятельности». Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо получить реальный продукт, измеримый (например, в стоимостном отношении) результат. «Если действия не приносят результата, они бессмысленны!» «Деньги не пахнут», «Цель оправдывает средства». «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».

Цитаты яркого представителя «Пентаклей» – Билла Гейтса - председателя правления и главного архитектора программного обеспечения корпорации Microsoft:

- Компьютер на каждом столе и в каждом доме.

- Я всегда буду искать ленивого человека для работы, ведь он найдет много легких путей для решения поставленной задачи.

- Когда вам в голову пришла хорошая идея, действуйте незамедлительно.

- В ближайшие десять лет бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят.

У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги.

Цитаты другого представителя «Пентаклей» - Ирины Винер — главного тренера сборной команды нашей страны, президента Всероссийской федерации художественной гимнастики.

- На Игры поедут только те, кто докажет мне победами в этом году свое право на участие.

- С самого детства усвоила одно простое правило: не нужно проповедовать, важно учить.

- Если трудишься от зари до зари, то любую способность можно развить до невероятных масштабов.

- А сколько я проблем пережила, когда стала внедрять эффектные, расшитые камнями купальники... Зато теперь это все уже давно стало нормой.

Как же выбрать свой путь?

Как понять к какому «стилю жизни» принадлежит Ваш ребенок? И на кого же равняться, кто может послужить примером именно для него? Чье направление, чей путь к успеху ближе, доступнее?

Проявления «стиля» ребенка можно заметить уже с детских лет. Стоит только внимательно понаблюдать за ним в разных ситуациях. Приведу реальные примеры.

Как стиль жизни может проявляться у «Мечей»

Такие дети обычно очень любознательны, «почемучки». Часто сами неожиданно выдают разнообразную информацию: «Ты где это узнал?» - «В садике!». Легче переключаются с действия на действие. Их можно нередко заметить в мыслительном процессе. Просто сидит, игрушки в стороне. «Сына, ты здоров?»

Володя.

— Мама, что такое горизонт?

— Это крайняя черта, за которой уже ничего не видно.

— Значит, возле горизонта хорошо в прятки играть!

Ира, 6 лет.

- Папа, а когда вы с мамой были маленькие, люди уже знали, что Земля круглая?

Полина, 3 года

Помогая маме делать печенье, считает: одна, две, три, четыре, пять и запнулась… "А что после пяти будет?", - спрашивает мама. "Опять лепешки…"

Сергей, 4 года.

— Мама, а ты знаешь, что мы живём на планете Земля?

— Конечно, знаю, сынок.

— Так что ж ты мне раньше не сказала!

Валентин, 3,5 года.

Увидел маленькую девочку. Девочка в шапочке, но постоянно ее снимает (волосы короткие). Мама девочки постоянно ей эту шапочку надевает.

— Мам, а почему девочка, когда снимает шапку, в мальчика превращается?!

Лена, 3 года

— Как я родилась?

- Ты была сначала у мамы в животике, потом, когда стала большая, маму отвезли в роддом и тебя оттуда достали.

После долгого раздумья:

- Значит, я червяк!

Как «стиль жизни» может проявляться у «кубков»

Маленькие «кубки» часто вовлекают в процесс окружающих, скорее воодушевляя или упрашивая, чем напрямую управляя, побуждают их к действию. В этом проявляют гибкость и находчивость: знают, к кому можно обратиться за помощью в делах и за информацией.

Петя, 1,5 года.

Мама что-то рассказала своим знакомым, а он вышел на середину и начал улыбаться и аплодировать, вовлекая всех, как бы говоря: «Давайте все маме похлопаем!».

Марина, 5 лет.

Ни с того ни с сего заплакала. Потом объясняет: "Это я просто так, для смеху, поревела".

Лариса.

– Влюбиться, что ли, в кого-нибудь?

– А в кого именно?

– Сама ещё не знаю. В папу и маму я была уже влюблена. В воспитательницу из детского сада тоже. Хотелось бы чего-нибудь новенького.

Плаваем с Гошей в море. я - на матрасе, он - в жилете надувном. Я от него отплыла, слышу - зовет: "Ты почему так далеко, мама?" Вот думаю, мать-ехидна, дите боится один! Подплываю к Гоше сзади, он оглядывается и удивляется: "Ой, ты чего так близко?" Возмущаюсь - то ему близко, то далеко. Подплывает, заглядывает в глаза: "Ну мамочка, это же я просто, чтобы поговорить!"

Учу Машу загибать пальчики, что бы показать 2 годика (к дню рождения готовимся). У нее не получается. Говорю: Вот будет у тебя день рождения, придут гости и спросят тебя: сколько тебе лет, а ты что скажешь?

Маша: Ну, что-нибудь!

Марина, 3 года. Сидит с игрушечным фонендоскопом в руках:

— Я ловлю рыбу!

— Марина, это же для доктора!

— Ладно, я доктор. Что вас беспокоит?

— Да, вот, горло болит. Вы можете помочь?

— Не могу.

— Почему!?

— Я рыбу ловлю.

Как «стиль жизни» может проявляться у «посохов»

Уже с детства «посохов» часто интересуют темы воспитания, в их поле внимания правила поведения, традиции (причем в детском возрасте – скорее фактические, чем декларируемые), они на них ориентируются, быстро принимают и следуют им. И следят за их выполнением окружающими.

Таня, 4 года, пригрозив пальцем, обратилась к другим детям с фразой:

«И попрошу не забывать о манерах!».

Маша, 5 лет очень любит поучать брата, что правильно, что не правильно, как надо:

«Делай так, потому что правильно вот так, все надо доделывать до конца».

Лена, 4 года, обнаружив в подставке для карандашей кисточку, тут же забеспокоилась:

«Тут кисточка! Непорядок!».

На фразу педагога: «Может быть, так и оставить?» ответила:

«Нет, нельзя, кисточка! Кисточку надо поставить в другом месте!» - все должно быть, как положено.

Света, 4 года, перед тем, как есть курицу:

— Мам, а курицу зарезали?

— Да.

Фантазирует, пытаясь объяснить эту несправедливость:

— Вот жили куры, а лисы их ели, и чтобы они их не ели, люди этих кур зарезали…

Лида, 4 года.

Мама говорит: “Вот вырастешь, станешь красивой девушкой.“

Смотрит укоризненно: “Мама, я тебе сколько раз говорила, я буду врачом или почтальоном, а не девушкой."

Соня, 2 года.

Без нее разбираем елку, остались только электрогирлянды, и пылесос стоит рядом. Соню привели домой, та с порога не раздеваясь, увидела голую елку с одними гирляндами и рядом пылесос, начала отчитывать маму:

— Мама, ты что сделала? Зачем елочку пропылесослила? Папа ставил-ставил елочку, мы с Дасей нарязали!!!! А ты все игрушки запылесосила!!!! Ая-яй-яй!

Со Светой смотрим картинки:

— Мама, это кто?

— Мальвина.

— А как ее фамилия?

Аленка.

— Мам, надо говорить не одеяло, а УКРЫВАЛО, не подоконник, а ПОДОКНО.

Коля долго мечтал о самокате, выпрашивал, хотел… получил. Вокруг прыгает младший брат, и просит: "Дай! Дай!". Коля выставляет вперед руку, отстраняя брата: "Тебе нельзя! Ты не МЕЧТАЛ!!!"

Леше читаем сказку на ночь.

— Вышла Василиса на крыльцо и кричит: "Мамки-няньки, просыпайтеся, собирайтеся, надо царю каравай испечь!"

Леша спрашивает:

— А вдруг Иван-царевич проснётся и узнает, что она это всё не сама сделала?

Валентина, 6 лет.

В очередной раз подравнивая волосы (они у Вали ниже попы), говорю:

— Давай их обрежем, ты же измучилась с ними.

— Тебе легко говорить, а меня мальчики любить не будут!

Как «стиль жизни» может проявляться у «Пентаклей»

Дети этого «стиля» лучше фокусируются, включаются в процессы с понятным ощутимым конечным результатом, знают ему цену. Приняв решение, последовательно идут к нему.

Максим.

- Мам, я про снег все понял. Он сделал все свои дела и растаял...

- Ма, ма, а где деньги считать учат? А то мне надо научиться поскорее!

Люба, 3 года

— Бабуля, почему у тебя такие синие пальцы?

— Они старые, Любочка.

— Скажи маме, она тебе новые купит.

Папа рассказывает Свете, какие бывают профессии.

— Одни люди на работе пекут хлеб; другие - лечат детей; третьи -…

— Зарабатывают деньги, - подсказывает Света.

Саша, 3 года.

- Ты же уже большая?

С грустью в голосе - нет, я еще маленькая, мне кнопочки на банкомате мама трогать не дает… и карты своей нет…

Миша, 4 года.

— Почему волк ест зайца?

— Потому что он мясо любит!

— Зайцев из мяса делают? Да? А у нас есть мясо? Давай зайца сделаем!

Вера.

Идет прямиком через грязь.

- Стой! Ну вот, испачкала сапожки… Ведь можно же было грязь обойти.

Смотрит внимательно по сторонам и, увидев следы от своих сапог, - Зато вон какие следы остаются!

И самое главное: Как развивать у своего ребенка лидерство?

В первую очередь, конечно, максимально снять ограничения для развития именно его «стиля».

Как можно меньше одергивать детей:

  • «Мечей» - «почемучек» за их вопросы. Вместо этого организовать для них облегченные условия доступа к различной информации (по возрасту или чуть старше);
  • «Кубков» за их эмоциональность, восторженность, театральность, энтузиазм, обеспечить им больше общения со сверстниками, поддерживать их готовность к созданию праздника буквально «на пустом месте»;
  • «Пентаклей» за приверженность к завершению начатого, радоваться каждому, пусть небольшому, но реальному результату их деятельности;
  • «Посохов» за воспитательный подход, направлять их энергию на обучение младших, подсказывать новые темы для ролевых игр.

Используя знания о типологических особенностях ребенка можно с раннего детства, не перегружая и не травмируя его, эффективно способствовать его всестороннему развитию.

Выбирая образцы для подражания, соответствующие заложенным природой именно его способностям, вы сможете помочь своему ребенку развить, а в дальнейшем и реализовать в жизни его лидерские качества.

Литература:

1. Гуленко В.В. Типологическая целостность социона. Образование социотипов по базису Юнга «Соционика, ментология и психология личности», 1996, № 5

2. Савченко С.В. Символьная соционика. 2 группы Рейнина в Таро. // http://www.socionics.your-wave.com/chik/r111/publications/savchenko2.htm

3. Прокофьева Т.Н. Соционика. Команда и лидерство. Учебно-практическое пособие. 91 с.

4. Каммероу Дж., Баргер Н., Кирби Л. Ваш психологический тип и стиль работы.- Пер. с англ. А Багрянцевой.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -224 с.

Прокофьев Виктор

Заместитель директора НИИ Соционики

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1