Л.И. БОЖОВИЧ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Л.И. БОЖОВИЧ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

(К 90ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

2627 января 1999 г. в Психологическом институте РАО (Москва) состоялась научная конференция "Л.И. Божович и современная психология развития ", посвященная 90-летию со дня рождения известного отечественного психолога Л.И. Божович (19081981).

Конференция была организована научным коллективом лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО (зав. лабораторией И.В. Дубровина), являющейся преемником лаборатории, которой в течение 30 лет (с 1945 по 1975 гг.) руководила Л.И. Божович (в разное время лаборатория называлась "Психология воспитания ", "Психология личности " и т.п.).

Пленарное заседание конференции открыл доклад В.Э. Чудновского (Москва), в котором была проанализирована концепция личности, разработанная Л.И. Божович, ее значение для отечественной психологии развития. Докладчик подробно остановился на вкладе Л.И. Божович в развитие идей своего учителя Л.С. Выготского, особо подчеркнув революционную роль Л.И. Божович во введении нового и, как тогда казалось, абсолютно неприемлемого для советской науки 1940 1960-х гг. экспериментального подхода к изучению личности. Она, по существу, открыла для отечественной психологии мир зарубежной психологии личности. Именно она впервые дала конструктивный и позитивный анализ вклада З. Фрейда, К. Роджерса, А. Маслоу, К. Хорни, Г.С. Салливена и других западных ученых в мировую науку, что по тем временам было актом не только научного, но и гражданского мужества. Особый интерес слушателей вызвало обсуждение значения идей, разработанных Л.И. Божович, для анализа современной ситуации в образовании, в обществе, в частности проблемы коллективизма и конформизма, соотношения ориентации на самооценку и оценку окружающих, нравственного развития. В.Э. Чудновский, делясь своими воспоминаниями о совместной работе с ней, особо отметил человеческие, нравственные, личностные качества самой Лидии Ильиничны, которые оказали огромное влияние на всех, кто ее знал, работал с ней, а возможно, и на сам процесс развития отечественной психологии. Опираясь на известный афоризм американского психолога Э. Толмена "Л.С. Выготский это Моцарт в психологии ", В.Э. Чудновский закончил свой доклад словами: "Л.И. Божович Сахаров в психологии ".

И.В. Дубровина (Москва) в своем сообщении акцентировала внимание слушателей на современных проблемах психологии воспитания подрастающего поколения, в частности в связи с задачами практической психологии образования. Она отметила, что сегодня не потеряла актуальности работа Л.И. Божович, выполненная совместно с ленинградским педагогом Т.Е. Конниковой "Возрастной подход в работе пионерской организации ", поскольку, несмотря на упразднение пионерской организации, не теряют актуальности ни проблема воспитания ребенка в коллективе сверстников, ни специфика воспитания на разных возрастных этапах, ни важность осознания психологом, педагогом, воспитателем тех целей, которые он перед собой ставит.

121

Высказанные И.В. Дубровиной идеи получили развитие в докладе В.С. Собкина (Москва), посвященном проблеме ценностных ориентаций современных подростков. Докладчик продемонстрировал эвристичность разработанного в школе Выготского Божович представления о социальной ситуации развития и обосновал целесообразность уточнения этого понятия в термине "социокультурная ситуация развития ". Именно через призму этого понятия он сравнил на базе кросскультурного социологического исследования современных подростков с подростками прошлых лет, отечественных и зарубежных подростков в их отношении к миру, взрослым, разным аспектам молодежной субкультуры и т.п.

Доклад Е.Н. Волковой (Нижний Новгород) "Интегральные личностные образования " и доклад Н.Х. Александровой (София, Болгария) "Старость как этап онтогенеза " были посвящены проблемам личности взрослого человека. Оба докладчика показали продуктивность приложения теории Л.И. Божович к анализу зрелого возраста, становления личности профессионала, специфики личности старого человека.

В докладах Н.Н. Толстых (Москва) и А.М. Прихожан (Москва) рассматривались проблемы развития личности и индивидуальности, эмоций и чувств в онтогенезе. Докладчики основное внимание уделили анализу того, как развивались в последние два десятилетия идеи Л.И. Божович и какое значение они имеют для решения актуальных проблем современной психологии развития. Особое внимание было уделено тем сторонам наследия Л.И. Божович, которые до сегодняшнего дня существуют в виде гипотез, например ее разработке проблемы "ненасыщаемых потребностей " в развитии высших чувств и личности в целом. Обсуждалась также и сегодня остро звучащая критика Лидией Ильиничной идеи "присвоения ", которая разрабатывалась некоторыми последователями Л.С. Выготского.

Н.И. Гуткина (Москва) рассказала о том, насколько эффективным оказывается практическое приложение исследований школы Л.И. Божович для психологического консультирования. Открытые Л.И. Божович и ее сотрудниками (Л.С. Славиной, М.С. Неймарк и другими) феномены "смыслового барьера ", "аффективного переживания ", "аффекта неадекватности "1, способы психологического анализа природы этих явлений, их преодоления и психопрофилактики позволяют и понять проблемы консультируемого, и эффективно помочь ему. Опыт применения разработанной Л.И. Божович и Л.С. Славиной экспериментальной беседы обеспечивает, по мнению Н.И. Гуткиной, быструю и эффективную помощь в процессе консультирования.

В сообщении Т.П. Гавриловой (Москва) рассматривались различные профессиональные установки исследователя личности. Докладчик считает необходимым рефлексию таких позиций по отношению к проблеме личности, как психологисследователь, психотерапевт, преподаватель психологии. Проведя ретроспективный историкокультурный анализ, она показала, что в настоящее время происходит известное размывание границ этих установок, приводящее к замене психологии личности психологией клиента, психологией человека. В результате сегодня теряется наработанное в отечественной и зарубежной психологии научное представление о психологии личности, а распространение получают, с одной стороны, так называемая вершинная психология человека, оперирующая категориями "дух ", "вера ", "совесть ", "соборность " и т.п., а с другой глубинная психология, уходящая корнями в психоанализ и служащая основанием для психотерапевтической практики.

Е.Д. Божович (Москва) познакомила участников конференции с неопубликованными фрагментами работ Лидии Ильиничны, хранящимися в ее архиве. Проведя серьезную работу по анализу этого архива, Е.Д. Божович выбрала отрывки, в которых рассматриваются закономерности развития и распада высших психических функций применительно к психологии целостной личности, а также высшие нравственные чувства и сложное соотношение мотивов, разных по уровню, содержанию, степени осознанности, на примере поведения героев Ф.М. Достоевского.

"Круглый стол ", которым завершалась работа конференции, объединил выступления, посвященные различным аспектам изучения личности и практической работы в этой области, с теми, которые преимущественно были посвящены воспоминаниям о Л.И. Божович как ученом и человеке. Выступил сын Лидии Ильиничны Виктор Ильич Божович, известный искусствовед, который поделился как своими воспоминаниями детских лет, когда частыми гостями дома были А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и другие ученики и последователи Л.С. Выготского, так и уже взрослыми впечатлениями от ее ироничных, остроумных "домашних " оценок, связанных как с ее научной работой, так и жизнью вообще.

В работе "круглого стола " также приняли участие Э.А. Фарапонова, Е.О. Смирнова, Т.Д. Попова, Т.В. Снегирева, Т.В. Фролова, В.С. Трипольский и другие.

Можно сказать, что работа конференции, посвященной 90-летию со дня рождения замечательного ученого и человека, прошла вполне в стиле Л.И. Божович - без лишнего пафоса и сантиментов, живо, остро, с искренней научной заинтересованностью ее участников - не мемориально.

А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых

Москва

1 Синдром "аффект неадекватности " был включен - благодаря работе М.С. Неймарк - в перечень симптомокомплексов болезней, используемый психологами и психиатрами США (DSMIV). - Прим. авт.

источник неизвестен

Рубрика: 
Ключевые слова: 
Аватар пользователя Psyker