Лень на рабочем месте

Умные люди живут по принципу «сейчас или никогда», глупые — «потом или никогда».

У всех сотрудников компаний бывают дни, когда ничего не хочется делать, а мысли о завтрашнем дне пугают настолько, что даже самые элементарные дела хочется отложить в дальний ящик и забыть о существовании этих дел. Когда такие приступы патологической лени и хандры случаются довольно редко, то остается с ними лишь смириться, иногда можно позволить себе похалтурить и расслабиться. Но если такое состояние из временного превращается в постоянное и основным жизненным тезисом становится высказывание «не бывает важных дел, все можно сделать позже», то стоит уже задуматься, откуда растут корни этой странной напасти. Не прокрастинатор ли вы на самом деле?

Прокрастинация от латинского procrastinatus: pro- (вместо, впереди) и crastinus (завтрашний) — понятие в психологии, обозначающее склонность к постоянному «откладыванию на потом» важных дел и мыслей. Чаще всего это проявляется в том, что индивидуум, понимая необходимость выполнения ряда обязательных задач (например, своих должностных обязанностей), игнорирует эту необходимость и переключает свое внимание на все что угодно, лишь бы не заниматься основным конкретным делом. Если говорить с точки зрения психологии, то это всего лишь один из способов борьбы с тревожными состояниями, связанными с новыми или текущими делами, которые требуют пристального внимания и высокого уровня ответственности. Или же это психологическая особенность характера человека, который способен выдавать качественный результат, лишь работая в состоянии постоянного стресса из-за нехватки времени. В обычном, спокойном состоянии у человека всегда возникает желание отложить выполнение работы на более поздний срок. Поведение человека определяется как прокрастинация при выявлении следующих проблем: потеря продуктивности, очень часто из-за «рывкового» выполнения работы; отсутствие четких целей; страх перед новыми задачами и в связи с этим нередкое отлынивание от дел, превращающихся в постоянные отсрочки во времени.

После такого медицинского определения состояния страха, лени, тревоги и тоски сразу вспоминаются Емеля из сказки, который только благодаря жалостливому русскому фольклору обрел счастье, а также столь избитое высказывание красавицы Скарлетт О'Хара (из «Унесенных ветром» М. Митчелл): «Я подумаю об этом завтра». Знаменитых прокрастинаторов в мире много, так как еще в Древнем Риме философ Цицерон жаловался на проявление этой болезни в высших эшелонах власти. Современные психологи активно занялись проблемой прокрастинации: огромное количество литературы; тренинги по тайм-менеджменту и управлению по целям; частные психологические консультации — все эти способы должны помочь сотрудникам компаний преодолеть свои страхи и тревоги, а также помочь в изучении «чувства времени».

Любимое развлечение большинства прокрастинаторов — это проведение рабочего времени в Интернете. Такого количества развлечений не найдешь больше нигде: игры, социальные сети, различные блоги и новостные сайты, которые затягивают многих в свои необъятные просторы и просто кричат с экрана монитора: «Ну посмотри же нас! Если ты сейчас не узнаешь ту или иную новость, не прочитаешь про новый ресторан или не поиграешь в новую «бродилку» или «стрелялку», то ты опоздаешь навсегда! Мы сейчас съедим твое время, но за это ты будешь в тренде всех современных событий!» И большинство сотрудников сбиваются с намеченного рабочего плана, и начинается внутренний конфликт: «Как сложно с этим бороться... Ну еще 15 минут — и начну делать отчет... Еще немного попью кофе, поболтаю с коллегой из бухгалтерии... ну куда она убежит, эта работа? Завтра все равно будет целая кипа бумаг на столе...»

Самое интересное, что любители «быть в курсе всех событий и новостей» часто организуют в Интернете тематические форумы: «Что делать на работе, если ее как бы нет, и что делать, если ее можно сделать завтра?» Участники таких сообществ с удовольствием делятся опытом или по ничегонеделанию, или, как производственные задачи можно отложить на завтра. Советуют друг другу побыстрей сменить работу, так как виноват лишь только работодатель. И сами же себе отвечают, что существует достаточное количество веских причин, по которым этого делать не стоит. Некоторые даже не стесняются говорить, в какой компании работают, и достаточно нередко среди этих компаний оказываются очень крупные корпорации и известные фирмы, которые держат таких сотрудников годами. Скорее всего многие работодатели уже догадались о существовании подобных клубов по интересам и сделали соответствующие для себя выводы, например, организовав дозированный доступ в Интернет.

Дело в том, что именно средние и крупные предприятия подвержены этой напасти, которая может стать в ближайшем будущем причиной их неудач в бизнесе. Такие предприятия часто растут и развиваются не в соответствии с потребностями компании, которые сформировались у нее на данный момент и на совсем ближайшую перспективу, а в соответствии с задачами на 5–10 лет, «по-крупному» или «по-советски», и из-за этого возникают все проблемы. Возьмем типичную ситуацию: крупная сырьевая компания, которая сейчас получает баснословные прибыли и благодаря таким неограниченным финансам планирует развиваться и расти вечно. Поэтому основной своей задачей считает набрать как можно больше молодых и перспективных сотрудников, которые в будущем обеспечат компании еще более крупномасштабный успех. Логически верно. Но не всегда подходит к жизненным реалиям. Все вроде бы замечательно, служба по работе с персоналом прекрасно сделала свою работу, набрала лучших из лучших, новым сотрудникам предложили прекрасные трудовые контракты с перспективами стать звездами в ближайшие годы... Ну а дальше все происходит по сценарию, который очень часто великолепно описывают участники форумов, посвященных прокрастинации. Это собирательный образ, сотканный из ситуаций разных людей, но объединенный одной и той же проблемой.

«Я работаю в крупной компании, у меня очень хорошая зарплата. Когда я пришел (-ла) в такой серьезный бизнес, я был полон (-на) энтузиазма много и качественно работать. Моя цель — это постоянное развитие. Но так получилось, что после пары месяцев работы стало понятно, работы как таковой нет. Так как все это только планы, имеющие огромное количество итераций, такие планы никто до конца не воспринимает всерьез, ну и когда до планов реально дойдут руки, тоже непонятно. Что-то случилось с целью нашего отдела, она стала какой-то призрачной и далекой. Из-за каждодневной рутины, одних и тех же презентаций с микроскопическими изменениями не хочется идти в офис. И если уж находишься там, то возникает огромное желание отложить все эти планы на завтра, так как какая разница? Все равно это на будущее. Никогда не сидел в социальных сетях, не читал каждые полчаса новости, а теперь это стало ритуалом. Лишь бы не делать опять эти презентации. Работу менять — пожалуйста, мне предлагать. Вдруг все-таки что-то изменится». Следуя теории временной мотивации, можно сделать вывод, что чем выше заинтересованность сотрудника в выполнении какой-либо работы, тем меньше должно быть потрачено времени на скорейшее достижение результата этой работы.

Вторая проблема, с которой могут столкнуться крупные бизнесы в свете прокрастинации — это ситуация ровно наоборот. Когда работы такое количество, что не помогает даже правило Парето: 20 % усилий дают 80 % результата. Сотрудник каждый день к 9 утра получает огромную стопку документов, которым нет конца, они растут, как снежный ком, и от бессилия сотруднику остается лишь «забить» на какую-то часть дел. Плохо, что обычно эта часть растет в геометрической прогрессии. Из-за постоянно уставшего сотрудника эффективность работы компании начинает страдать.

У кого-то может возникнуть предположение, что прокрастинация является только результатом неправильно выстроенных бизнес-процессов, кто-то лишь подчеркнет, что это личная психологическая особенность разных людей. Существует категория людей, которые из-за чувства страха боятся что-то сделать, тем самым выделиться и показать себя с самой лучшей стороны. Главное, все это вместе ведет к тому, что крупные компании страдают в большей степени, так как в более мелких бизнесах гораздо сложнее отвиливать от работы или делать вид, что работа выполняется. Сотрудник постоянно находится на виду у коллектива и руководства, уследить за работой такого предприятия гораздо легче. Куда проще спрятаться за спинами многочисленного штата мирового гиганта.

Опасность этого недуга еще и в радиусе поражения. Распространяется прокрастинация очень быстро. Вот руководитель сидит в своем кабинете и разговаривает на непроизводственные темы, сотрудник рвется в кабинет показать результат выполненной работы. Первый раз приходит — шеф продолжает говорить по телефону, второй раз приходит уже после обеда — босс читает газету, подходит и к концу рабочего дня — руководитель уже обсуждает с женой меню ужина. Остается в недоумении оставить дела «на завтра» и опять рваться к начальнику по поводу вчерашнего нерешенного вопроса. А дела все копятся и копятся, сотрудник уже и не торопится. Что уж там, все это ведет к перекурам больше чем на 5 минут и более продолжительным кофе-паузам. Ну и не важно, что вокруг косые взгляды со стороны коллег — это ведь только начало. Потом и коллеги начнут повторять за главным прокрастинатором и его приверженцами. Несмотря на правило, что позволено Юпитеру, то не позволено быку, все равно коллектив нуждается в определенной встряске. Поэтому руководитель сообщает всему штату компании, что все слишком распоясались, а также просит службу по персоналу всем еще раз подробно разъяснить правила трудового распорядка и еще раз запомнить, что на работе нужно работать! Все, конечно же, согласны, на какое-то время это действует, а потом опять потребуется провести легкое психологическое внушение коллективу или изменить свой стиль работы.

Если же зараза уже глубоко поселилась в сердцах служащих, можно попробовать организовать тренинг по тайм-менеджменту и объяснить всем сотрудникам еще раз, как научиться планировать время. Если руководство убедилось в том, что некоторые члены коллектива просто страдают «духом противоречия», который им мешает вовремя выполнять свои обязанности, остается лишь один способ борьбы с прокрастинацией — это увольнение. Возможно, что такие личности являются очагами заражения коллектива.

Обычно это перспективные сотрудники, но с обостренным «бунтаризмом», который все время вступает в противоречие с их амбициями и замашками лидера, вынужденного подчиняться кому-то другому.

Если все вышеуказанные способы не помогают, есть и иные рецепты, которые каждый сотрудник сам может для себя придумать, чтобы постоянно не быть в черном списке «он (-а) кормит меня вечными завтраками». Хочу привести пример. Сотрудник одной крупной компании рассказал о том, как ему удалось самостоятельно научиться бороться с откладыванием всего «на завтра». Позже он был очень приятно удивлен, что все эти знания можно было получить на трехдневном семинаре, который потом организовала компания для всех сотрудников.

  1. Когда меня начинает одолевать лень, я сразу же пишу в ежедневнике список своих рабочих дел. Пишу все подряд. Даже самые маленькие дела. Рядом оставляю графу для плюса и минуса, а также еще немного места для комментария — вдруг я сделаю дело только наполовину или возникнут какие-либо сложности. Все это надо будет обязательно внести в специально отведенную для таких пометок графу. Когда уже все дела расписаны, их гораздо легче выполнять, так как это плановые дела, а не новые мозговые подвиги.
  2. Шеф опять зовет и просит срочно сделать новый контракт. Бросаю все. Не вношу просьбу шефа в ежедневник. Это «реактивная работа». Ее делаю сразу. Сколько времени когда-то было потеряно из-за разговоров, когда я доказывал, что у меня полно более важных дел. Теперь моя приоритетность очень проста. Бросаю все — и бегом в кабинет начальника. В итоге все довольны!
  3. Развлечения тоже должны быть, но дозированные. Ни в коем случае не бегу проверять социальные сети, как только сажусь за рабочий стол. Кофе и чай — вот единственное утреннее развлечение. Паузу делаю на 10–15 минут, это мой личный регламент, перед обедом. Почитаю новости, проверю новостную ленту и потом иду в столовую. А там уже время летит, дел полно — и так до вечера. Часто все равно приходится задерживаться, так что свою дополнительную паузу я с лихвой отрабатываю.
  4. Если сильно зашиваюсь, просто выхожу на улицу, или прогуливаюсь по коридору, или же захожу к коллегам на 5 минут, не больше. Возвращаюсь, выдыхаю и продолжаю дальше работать. Впадать в состояние апатии лишь потому, что работы вал, больше не хочу. Не вижу смысла это делать на работе, да и потом на весь день будет испорченное настроение. Лучше приду домой и расслаблюсь с любимой книгой.
  5. Тем, кто сидит нон-стоп в Интернете, лишь бы сегодня ничего не делать, я больше не завидую. Работать в дерганом режиме — это все равно что ехать на поломанной машине. Чем ровнее выстраиваешь день, тем больше удовольствия получаешь от проделанной работы.

Все это на первый взгляд простые истины, следовать которым может любой сотрудник. Каждая драгоценная минутка под названием «я сделаю это завтра» мешает и карьерному росту, и личностному развитию. Мысль о том, что как может какое-то количество прокрастинаторов превратить современную корпорацию в болото, в котором все результаты будут постоянно откладываться «на завтра», уже не кажется иллюзией. Каждый сотрудник компании — это обязательный элемент в едином и живом организме под названием «предприятие». Корпоративный кодекс практически любой крупной фирмы подтверждает это высказывание. Поэтому если в организме, даже в самом маленьком его элементе произошел сбой и этот организм вдруг перестал выполнять те задачи, которые должен делать в определенный момент, то рушится в конце концов вся система жизнеобеспечения предприятия. Это происходит не за месяц или год, а постепенно, но все приходит в упадок. Поэтому зачем откладывать на завтра то, что можно сделать уже сегодня: объявить бойкот прокрастинации и совместными усилиями уже сейчас превратить родное предприятие в прибыльный бизнес, где каждый чувствует себя успешным и востребованным.

Галина Хайкина — эксперт журнала "Секретарское дело", e-mail для связи: khaikina@rambler.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1