Кризис как аргумент

Автор: Анна Виноградская, Зинаида Шумова  |   Источник: Карьера

Обучение по программам MBA становится особенно актуальным в условиях экономического кризиса. Эксперты убеждены, что спрос на бизнес-образование в России, в частности на курс стратегического управления, будет только расти.

 «В любой компании есть категория людей, которые принимают комплексные, системные решения. Они не только должны сформулировать саму проблему, но и просчитать ситуацию на два-три шага вперед, чтобы понять, что же ждет компанию и бизнес в ближайшем будущем», — говорит Ашот Сеферян, руководитель программы Executive МВА «Стратегическое управление» Института бизнеса и делового администрирования АНХ при правительстве РФ (ИБДА). Обычно это топ-менеджеры или собственники компании. И именно они составляют основной контингент слушателей МВА-программ со специализацией «Стратегическое управление». А как иначе? Ведь именно от них зависит, что станет с компанией в будущем. Неудивительно, что отбор на топовые позиции в крупных компаниях, как российских, так и зарубежных, идет очень серьезный: компании тратят много времени и денег на то, чтобы подобрать себе хорошего топ-менеджера.
 
ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ Разрабатывая стратегию компании, необходимо учитывать направления развития отрасли, общества и экономики. В противном случае за кажущимся успехом вполне может скрываться спад в ее развитии. «Годы «первичного накопления капитала» остались позади, и сейчас мы живем в период формирования цивилизованной рыночной экономики, — отмечает Роман Мурадян, вице-президент по развитию компании Century 21, выпускник ИБДА. — В этих условиях для эффективного ведения бизнеса одной интуиции уже недостаточно, и даже самый успешный опыт нуждается в дополнении знаниями. А МВА — это серьезный инструмент, при правильном освоении и применении которого человек получает возможность выйти на новый, более высокий уровень понимания бизнес-процессов».

По словам первого проректора Института экономики и финансов «Синергия» Светланы Жильцовой, выбор стратегической специализации обусловлен желанием видеть бизнес в целом, понимать последствия принимаемых решений, мыслить системно. Недаром «Стратегический менеджмент» считается одной из самых управленческих специализаций МВА. Стоит также помнить, что основной упор здесь делается не на управление цифрами, товарами или налогами, а на управление компанией в целом.

Современные топ-менеджеры вынуждены принимать решения в условиях быстро меняющейся деловой среды, и правильный прогноз зачастую равносилен победе компании в конкурентной борьбе. Бизнес-образование здесь ценно не только тем, что помогает освоить новейшие методы ведения бизнеса. «На мой взгляд, учиться нужно постоянно — если этого не делать, возникает ощущение, что все удается, появляется излишняя самоуверенность и теряется жизненный тонус», — объясняет Глеб Ибрагимов, вице-президент по развитию группы компаний «Диана», выпускник программы Executive МВА ИБДА. С ним согласен и Игорь Денисов, генеральный директор компании «Румако», выпускник Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ: «Учеба помогла мне понять мои слабые и сильные стороны как руководителя. Например, я осознал, что слишком часто бываю неоправданно оптимистичен, склонен выдавать желаемое за действительное, излишне мягок».

С другой стороны, главным содержательным преимуществом таких программ является их четкая целевая направленность: слушателей учат не только тому, как стать настоящим лидером, но и как добиться максимальной эффективности в работе подведомственной организации, видеть и просчитывать перспективы на длительный срок, учитывая при этом и экономическую, и географическую составляющие.
 
ЧЕМУ НАУЧАТ 

Конечно, чтобы научить управлять бизнесом, программа должна быть актуальна. Именно поэтому в МВА курсы постоянно корректируются в соответствии с изменениями, проходящими в стране, экономике, обществе. Например, еще лет десять назад нельзя было серьезно или всеобъемлюще рассматривать вопросы этики бизнеса, а сегодня они поднимаются на уровне РСПП, наши бизнесмены приходят к пониманию, что эти проблемы для них даже более важны, чем, скажем, объемы продаж. «Многие темы, которые раньше считались абстрактными, сегодня приобретают огромную актуальность и, соответственно, включаются в программы (например, антикризисное управление). Ведь, чтобы идти в ногу со временем, нужно меняться самому и понимать свои стратегические цели. Соответственно, возникает вопрос: а хватает ли мне того уровня знаний, который я имею»? — говорит Ашот Сеферян.

Акцент делается как на новых вопросах, которые будут актуальны еще очень долгое время, так и на вопросах злободневных, важных именно для текущей экономической ситуации.

«Как правило, развитие программ происходит за счет включения в них новых курсов и бизнес-тренингов, — рассказывает Светлана Жильцова. — Например, в нашей программе за последний год появились такие курсы, как «Практика разработки стратегической программы предприятия», «Стратегии создания стоимости», «Стратегическое управление человеческими ресурсами», «Построение эффективной управленческой команды» и другие. Также востребованы курсы по антикризисному управлению, финансовым и инвестиционным стратегиям».
 
КТО ПОПАДЕТ 

Эксперты отмечают, что за время существования бизнес-образования в России аудитория программ сильно изменилась качественно. Сегодняшние абитуриенты намного лучше знают теоретический инструментарий управления бизнесом, имеют значительно больше навыков групповой работы. Однако и требования со стороны бизнес-школ изменились.

«Мы проводим довольно жесткий отбор слушателей на программу Executive MBA. Четко выстроеная система входных критериев, позволяет отбирать наиболее подготовленных и мотивированных слушателей, что дает возможность впоследствии формировать максимально однородные по своему уровню группы, — рассказывает Ашот Сеферян. — Строгий отбор для нас не самоцель, но именно он является гарантией качества. Нам важен качественный состав учебной группы. Ведь 30–40 % обучения — это общение между слушателями в ходе работы в малых группах (командах)».Столь принципиальный отбор необходим, чтобы обучение на программе MBA не осталось просто теорией и принесло выпускникам реальные результаты.

Той же цели — сделать обучение максимально полезным с практической точки зрения — служат и другие требования, предъявляемые к кандидатам. Основным из них является наличие опыта работы на управленческих позициях в течение нескольких лет в зависимости от программы. Кроме того, на некоторых программах абитуриентов ждет вступительное испытание: как правило, необходимо решить бизнес-кейс. Таким образом, бизнес-школы проверяют сразу и знание теории, и аналитические способности, и умение решать возникающие управленческие проблемы.
 
НА МЕСТАХ

Исходя из предназначения программы и заложенных в ее основу технологий, востребованность специализации «Стратегическое управление» растет. По свидетельству Светланы Жильцовой, почти 70% слушателей выбирают именно это направление подготовки.

Особенно же знания и навыки, полученные на программе МВА, важны для работы на руководящих должностях, и прежде всего на позициях, связанных с определением стратегии развития, управлением рисками, инвестиционным банкингом, финансами и международной деятельностью. А по словам Елены Егоровой, директора департамента бизнес-развития кадрового агентства Penny Lane Personnel, степень MBA при прочих равных даст очевидное преимущество соискателю на любую должность топ-менеджера.

«Наличие MBA, независимо от того, где оно было получено, приветствуется и является преимуществом, если речь идет о приеме на работу на стратегические должности», — подтверждает Инна Федорова, руководитель корпоративного учебного центра компании «Балтика». Она уверена, максимальную квалификацию слушатель получает, когда теория дополняется повседневной практикой, и тогда, когда он имеет достаточно полномочий для реализации этих навыков в работе.

С другой стороны, экономический кризис предъявляет к руководителям компаний новые требования, вынуждая их искать нестандартные пути решения проблем, отказываясь от традиционных методов. Нужна трансформация организаций, но в другом направлении, отличном от сокращения затрат.

Программы MBA и существуют для того, чтобы научить слушателей находить неординарные решения в любых самых сложных условиях. «Основной массив информации относительно практики бизнеса был известен мне по собственному опыту. Но часто преподаватель либо давал новый ракурс видения проблемы, либо помогал систематизировать процессы и искать новые способы решения задачи», — подтверждает Ольга Курбатова, президент Национальной ассоциации слабого алкоголя, выпускница Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ.

В своих воспоминаниях легендарный военачальник Георгий Жуков пишет: «Известно, что всякое планирование беспочвенно, если оно не опирается на научное предвидение возможного хода операций, форм и способов вооруженной борьбы, с помощью которых достигаются поставленные перед войсками цели». Сегодня многие методы прогнозирования, разработанные когда-то военными (например, сценарное планирование и метод Дельфи), применяются в бизнесе. Рассказать о них и научить ими пользоваться — одна из задач МВА.

Эксперты предполагают, что в условиях современной экономической ситуации в России соискатели со степенью MBA будут еще больше востребованы работодателями. Ашот Сеферян констатирует: в этом году спрос на бизнес-образование в России, несмотря на кризис, не только не сократился, а, наоборот, увеличился.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться