Кризис. Что ждет бизнес завтра?

Конец февраля. Форум руководителей и владельцев розничных компаний в Москве. Один за другим первые лица известнейших российских компаний рассказывают, как ими возглавляемые структуры борются с кризисом. Ух, как беспощадно и бескомпромиссно. О чем текущие результаты свидетельствуют. После первой пары докладов появляется легкая зевота, после следующей пары - возникает раздражение и недоумение, затем - уже острое желание покинуть форум. Почему? Увы, одна и та же песня, включая старые куплеты, меняется в лучшем случае лишь мотивчик.

Оптимизация, сокращения, мобилизация, проветривание структур и мозгов… А так хочется чего то свежего, нового, незаигранного…

С нетерпением задаю вопрос, с которым собственно и пришел. «Кризис, как все присутствующие знают, проходит несколько фаз. На каждой фазе эффективны свои методы борьбы и стратегии. На предкризисной или начальной фазе были логичны вышеперечисленные: оптимизация, сокращения, мобилизация… Ну, хорошо, теперь мобилизовались и оптимизировались, а дальше то что? Расскажите о дальнейших мерах на последующих фазах кризиса в ваших компаниях? Куда направляются ваши усилия, применяемый арсенал и прогнозируемые результаты?»

К моему огромному сожалению, этот вопрос повисает в воздухе, никто не может сформулировать ответ. Или это большой-большой секрет, а я простак так наивен?

Попытаюсь сам ответить на свой же вопрос - раз «спасение утопающих дело рук самих утопающих».

1.       Требуется специальный кризисный продукт

Важнейшим же следствием нынешнего кризиса станет изменение доминирующего тренда потребления. Нынешнее перепроизводство есть закономерное следствие перепотребления товаров в предшествующие годы — когда цикл смены модификаций товара, зачастую с чисто косметическими улучшениями, сжался зачастую до нескольких месяцев, а спрос искусственно подгонялся почти бесплатными кредитами. Для респектабельной семьи среднего класса иметь трех-пятилетний ТВ стало таким же моветоном, как «держать в друзьях» не самую редкую и породистую собаку. Весьма возможно, что в ближайшие годы мы станем свидетелями если не остановки, то заметного сброса скорости этой увлекательной, но малоосмысленной гонки.

На первый взгляд, сам профиль кризисного продукта очевиден - возможно лучшее качество (свойства) за меньшие деньги. Еще точнее опишу основную тенденцию модного товарного рынка – скромно, универсально и очень сдержанно. Прислушаемся к мнению, людей, которых просто невозможно заподозрить в предвзятости к производимому продукту – продукту из мира моды. Их вечная историческая миссия - безудержный креатив и продвижение нашего «приземленного» мнения к высотам прекрасного и ультра современного.

«Я подозреваю, что мы вернемся к более изящному, классическому облику. Это произойдет потому что люди станут покупать одежду, которая могла бы служить дольше. Вещи должны выражать скорее стиль, чем моду, и обязательно быть качественными» - Джорджо Армани.

Ему вторит коллега по цеху. Томми Хилфигер (американская марка TommyHilfiger) считает, что покупатели станут намного более требовательными к тому, что они носят, и поэтому мода должна быть более гибкой.  В дизайн-бюро CalvinKlein добавляют – «в одежде появится смелый оптимизм – как противоядие по отношению к сложному времени».

Не это ли признание продукта Нового времени? На фоне ожидаемых трудностей, формирования серьезных и рациональных потребностей?

Известная коммуникационная компания приступила к проектированию дешевого, но надежного телефона. Автомобильные компании рассматривают проекты с минимальной начинкой и предельного сокращения себестоимости изготовления и сборки авто. Появились в Москве антикризисные бизнес-ланчи.

А как у вас с продуктом, востребованным в кризис? Я не знаю, как должен измениться «продукт» у врачей и учителей (изменится, подешевеет лечение и образование?), но возьму на себя смелость утверждать, это точно коснется всех в бизнесе - от консультантов-тренеров до металлургов и нефтяников.

2.       Кризис – время новых отношений

Об отношениях между персоналом с работодателем мы уже ранее обсуждали в моем блоге. Об изменениях в отношениях продавец/арендатор и арендодатель торговой и офисной недвижимости только ленивый не пишет.

Спусковым крючком нынешнего кризиса отраслей стали системные сбои в работе финансовой системы. Это остановка машины кредитной поддержки всех секторов экономики.  Поэтому ждут изменения отношений между финансовыми институтами и производителями, на новые, более прогрессивные. Хочется верить, что прошлые форматы канули в Лету. И нравится или нет, но банки вынуждены будут идти навстречу реальному сектору экономики, ликвидация класса заемщиков никак не может входить в планы самых недоверчивых банковских структур.

Безусловно, претерпит серьезные изменения и корпоративная конфигурация отраслей.

Производители и дистрибьюторы их продукции потребуют новых коммерческих условий, большой открытости, доверия, непривычной новизны в сотрудничестве. По всей цепочки от энергетических компаний до потребителей вынуждены будут выстраиваться иные бизнес-отношения. Вплоть до глубокой взаимной интеграции одного бизнеса в другой. Но явно склоняюсь к внутренней экспансии. При этом транснациональные поглощения и слияния в кризисные годы кажутся не слишком вероятными. Слишком проблематично полное слияние таких сложных организмов, как современные бизнес-системы. Скорее отрасли пойдут по пути коммерческо-технологических партнерств. Без эффективных альянсов нет мощного органического роста - наступает эпоха партнерств.

3.       Вынуждены задействовать кризисные стратегии

Плохо верится, что кто-то искренне поделиться «домашними заготовками». Но знакомая компания так увлеклась сменой кризисной стратегии, в частности, развитием новых каналов продвижения, нового ассортимента для нее не привычного и нехарактерного, что не перестает удивляться. Откуда что взялось! Какие неожиданные резервы и горизонты открылись для доминирования на рынке! Но это индивидуально, в каждом случае приходится  самим решать, все очень специфично.

Мегарост

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться