Критерии новых инновационных товаров

"Управление персоналом", 2009, N 21

Критерии новых инновационных товаров

Без точного раскрытия понятия "новый товар" вряд ли возможно следить, правильно оценивать процессы обновления ассортимента, удовлетворения спроса.

Словосочетание "новый товар" в русском языке содержит разные понятия. Это и впервые сделанный, и недавно появившийся товар, и пришедший на смену прежнему, и просто следующий. Соответственно, под "новинкой" понимается и товар другого сорта, и товар, недавно появившийся на рынке, и неизвестный ранее продукт. Такая многозначность понятия - отражение реально существующего многообразия свойств и характеристик нового инновационного товара.

Известны не менее 50 трактовок понятия "новый товар". Они имеют в основном либо узкую одностороннюю направленность (например, с позиций производителя), либо, напротив, носят абстрактный характер (как товар, удовлетворяющий потребность).

Можно выделить три основных подхода к определению понятия "новый инновационный товар":

1. Исходит из временного критерия: к новым относят любое вновь выпускаемое изделие. Критерий новизны в этом случае - не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства.

2. Основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагают использовать принцип порождения и/или удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности. Новым товаром называют также любое прогрессивное изменение, отличающее товар от ранее известных. Эти изменения могут затрагивать сырье, материалы, конструкции, технологии.

3. Базируется на следующем положении: надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующей те или иные стороны новизны товара. При этом можно выделить, например, четыре уровня новизны товара:

a) изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств;

b) частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствования основных технических характеристик, но без принципиальных изменений технологии изготовления;

c) принципиальное изменение потребительских свойств, вносящее существенные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности;

d) появление товара, не имеющего аналогов.

Новым изделием можно считать такое серийное или массовое изделие, производство которого впервые освоено предприятием. Иначе говоря, любой продукт, выпускаемый данным предприятием, можно считать новым. В этом случае речь идет о производственной новизне изделия с точки зрения времени его освоения.

Новый товар - это новый продукт, поступивший на рынок и отличающийся от существующих товаров сходного назначения каким-либо изменением потребительских свойств. Данное определение подчеркивает товарную новизну продукта. Здесь важен сам факт появления товара, который не имеет полных аналогов на данном рынке и пользуется спросом. При этом границы рынка также служат критерием новизны.

Новым предметом потребления следует считать новый товар, поступивший в сферу потребления, имеющий по сравнению с существующим более высокий потребительский уровень качества и обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей. Тем самым подчеркивается потребительская новизна вещи. Существующий критерий в данном случае - появление и удовлетворение новой потребности или, по крайне мере, нового, более эффективного способа удовлетворения уже имеющейся потребности.

Существует несколько методов принятия решений об инновациях. Наибольшее признание получила так называемая модель Роджерса (Энджел Д.Ф., Блэетапл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999. С. 650), согласно которой процесс принятия инноваций включает следующие стадии: познание, формирование мнения, решение, освоение, подтверждение. Процесс принятия решений об инновациях по модели Роджерса представлен на рис. 1.

Модель Роджерса: процесс принятия решения об инновациях

. . . . . . . . . . . . . . . .

1. Социоэкономические . Исходные условия: .

характеристики . 1. Прошлый опыт .

2. Личные переменные . 2. Ощущение нужды, проблемы .

3. Поведение при коммуникации . 3. Новаторство .

. 4. Нормы социальной системы .

. . . . . . . . . . . . . . . .

┌───────────┐

Характеристики ---------> │ │

объекта, ─┘ I └─<─┐

принимающего \ Знание / │

решения \ / │

\ / │

\ / │

Воспринимаемые ┌───────────┐ │

характеристики ---------> │ │ │

инноваций ─┘ II └─<─┤

\ Формирование/ │

\ мнения / │

\ / │

\ / │

┌────────────────────┬────────────── ┌───────────┐ │

\│/ \│/ │ │ │

2. Отклонение 1. Адаптация ─┘ III └─<─┤ Каналы

\ Решение / │ коммуникации

┌──────────┐┌────────┐ \ / │

│ ││ │ \ / │

│ ┌┼┘ │ \ / │

│ ││ │ ┌───────────┐ │

│ ││ │ │ │ │

\│/<───────┘└───────>\│/ ─┘ IV └─<─┤

\ Освоение / │

Прерывистость Продолжение адаптации \ / │

Последующее Последующая адаптация \ / │

отклонение \ / │

┌──────────┐ │

│ │ │

─┘ V └─<──┘

\Подтверждение/

\ /

\ /

\ /

Рис. 1

Стадия познания начинается, когда потребитель получает физический или социальный стимул, обеспеченный новым продуктом и тем, как он используется. На этой стадии потребители уже осведомлены о товаре, но не сделали никаких заключений о его соответствии их проблемам или осознанной потребности. Познание нового товара - результат избирательного восприятия. Обычно познание достигается через средства массовой информации, в отличие от последних стадий, на которых основная роль принадлежит компетентным лицам.

М.Г.Васильева

Сотрудник

института экономики РАН

Подписано в печать

29.10.2009

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1