Краудсорсинг, или как набрать интеллектуальную толпу

"Кадровик. Рекрутинг для кадровика", 2012, N 9

КРАУДСОРСИНГ, ИЛИ КАК НАБРАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ТОЛПУ

Автор рассказывает о новом направлении в рекрутинге - краудсорсинге, сферах его применения, возможностях и преимуществах для работодателей, способах мотивации исполнителей, приводит примеры из практики.

Словарь рекрутинга. Краудсорсинг (от англ. crowd - толпа, sourcing - использование ресурсов) - вовлечение через компьютерные сети множества людей для совместной деятельности, передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключения трудового договора.

В компании завтра корпоратив, а брендированный торт и воздушные шарики к празднику вовремя не доставили? Заболел арт-директор, а без него у отдела маркетинга верстка важного ньюслеттера под угрозой срыва? Наверняка многим знакома такая ситуация. Как мы обычно находим выход в экстренном случае? Вариантов два: либо привлекаем непроверенный удаленный персонал (аутсорс), либо используем личные, иногда родственные связи и поддержку.

Многим профессионалам кадрового дела приходилось что-либо решать в срочном порядке: "латать дыру" в штатном расписании, решать какие-то проектные задачи по-настоящему в реальном времени.

В дополнение, а зачастую на смену аутсорсингу, ставшему нормой современного бизнеса, приходит "краудсорсинг", ставший возможным благодаря развитию социальных сетей и удобным интернет-платформам. При этом в совместную деятельность вовлекается множество людей (толпа). Значение слова "толпа" в краудсорсинге отличается от общепринятого - это любая группа, состоящая из условно-анонимных или незнакомых друг с другом участников [1].

Как это работает

Первым наглядным примером работающего краудсорсинга в России стала книга жалоб и предложений. Вспомните, с каким трепетом реагируют продавцы и администраторы торговых точек, когда мы что-то пишем в этой тоненькой тетрадке. Эта книга создана как раз для того, чтобы полезные советы из нее были воплощены в жизнь. В этом и состоит краудсорсинг: множество незнакомых между собой и неизвестных заказчику людей предлагают от себя что-то полезное: комментарий, совет, действие.

Как работает краудсорсинг: вам необходимо найти много исполнителей на конкретную задачу, получить множество идей (предложений, вариантов) для выбора, а затем выбрать лучшее. Вы ставите задачу неопределенной группе интернет-пользователей и наслаждаетесь шквалом предложений, ответов, советов или действий.

Первыми использовать краудсорсинг в своих целях научились маркетологи, те, кто занимался изучением общественного мнения и сбором обратной связи. Отсюда на сайтах появились формы связи, доски объявлений и прочие интерактивные инструменты. Затем краудсорсинг проник в традиционную среду фрилансеров - копирайтеров, дизайнеров, веб-мастеров, аниматоров. Коллективное творчество над слоганами, логотипами, макетами и роликами показывает себя зачастую лучше, чем индивидуальное сотрудничество с выделенным подрядчиком на аутсорсе.

Области применения краудсорсинга

Области применения краудсорсинга сегодня значительно расширились. Можно выделить следующие:

- коллективный перевод текста - краудтранслейшн (качество перевода, когда над ним поработают одновременно 20 переводчиков, нередко превышает индивидуальный труд одного мастера);

- коллективный поиск информации - краудсечинг (наиболее эффективно действует, когда требуется поиск с локальным доказательством найденного объекта, поиск за пределами Интернета - коллекционирование редких предметов старины, памятников архитектуры и прочих артефактов);

- коллективный сбор и анализ информации - краудчекинг (даже несмотря на собственный штат редакторов и корреспондентов, краудчекинг часто используют крупные онлайн-издания для быстрой экспертизы событий, людей и фактов);

- коллективное шествие - краудмувинг (этот вид краудсорсинга проявил себя в предвыборный период, достаточно вспомнить, что все "белоленточные движения" набирали обороты из Интернета).

В чем отличия краудсорсинга от аутсорсинга

Представим основные признаки краудсорсинга и аутсорсинга в виде таблицы (табл. 1). Отличия проявляются в постановке задачи, определении цены и сроков исполнения заказа, географией выполнения заказа, результата. Явно заметны и преимущества краудсорсинга. И основное преимущество в том, что при правильной постановке задачи, а именно при выделении ограничений к заданию, краудсорсинг обходится дешевле аутсорсинга.

Таблица 1

Отличительные признаки аутсорсинга и краудсорсинга

Аутсорсинг

Краудсорсинг

Постановка задачи выбранному
удаленному поставщику

Постановка задачи неопределенной,
заведомо неизвестной удаленной группе
лиц

Цену определяет чаще исполнитель

Цену определяет заказчик

Срок исполнения заказа определяет
исполнитель

Срок исполнения заказа определяет
заказчик

Задача ограничена местом пребывания
подрядчика

Задача не ограничена по географии,
так как исполнители могут быть из
любой точки мира

Получение готового к использованию
результата труда

Получение сотен и даже тысяч решений
поставленной задачи, необходимость
последующего отбора и доработки
лучших вариантов

Существуют тематические онлайн -
порталы, где собираются подрядчики,
готовые брать на себя аутсорс -
задачи.
Наиболее известный -
freelance. ru

Существуют тематические онлайн -
порталы, где собираются люди разных
интересов и навыков, готовые брать на
себя краудсорс-задачи.
Наиболее известный - youdo. com

Примеры краудсорсинга

Рассмотрим самые известные в России и мире примеры краудсорсинга.

Проект "Сбербанк 21". Компания решила использовать краудсорсинг, чтобы при помощи пользователей создать лучший в мире банк. Для этого была создана онлайн-платформа sberbank21.ru/, где уже зарегистрировалось более 100 тыс. пользователей, которые ежемесячно выдвигают около 3000 предложений экспертам банка для оценки и последующего внедрения.

"Мы считаем, что краудсорсинг - это принципиально новый подход для решения сложных задач. Он опирается на инициативу и интеллект сотен, тысяч, а иногда и сотен тысяч участников. А задача проектирования будущего относится к разряду самых сложных, и ее решение без краудсорсинга всегда остается мечтанием и фантазированием", - высказался на сайте проекта Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка [2].

Проект My starbucks idea (mystarbucksidea. force. com) по содержанию похож на проект Сбербанка. Всемирная сеть кофеен, чей бренд давно завоевал миллионов поклонников, продолжает совершенствовать сервис и улучшать ассортимент. И делает это, собирая мнения и предложения лояльных пользователей.

Ярким мировым примером краудсорсинга является проект американской компании, которая выпускает футболки Threadless в Чикаго. Еженедельно компания получает от профессиональных художников и любителей сотни рисунков с дизайном футболок, которые публикуются на сайте, а пользователи выбирают понравившийся им дизайнов футболок. По результатам этого конкурса компания запускает в свое производство еженедельно от четырех до шести понравившихся пользователям дизайн футболок. Победители конкурса получают 2000 долл. и различные призы. Но главной наградой является размещение на этикетке каждой запущенной в серийное производство футболки Threadless имени ее разработчика [3].

Самый аргументированный случай применения краудсорсинга - краудфандинг, или коллективный сбор денежных средств для достижения благой цели от неизвестной группы добровольцев, - в России пока имеет единичные подтверждения. Так, например, организаторы одной из известных отраслевых конференций перед проведением мероприятия предложили всем желающим гостям не оплачивать фиксированный членский взнос, а перечислять любую желаемую сумму от 300 до 1000 руб. Условием проведения мероприятия была необходимость набрать сумму не менее 30 тыс. руб. В результате оригинального подхода и механики краудсорсинга организаторы собрали более 60 тыс. руб. Мероприятие прошло великолепно!

Всемирно известная и полезная энциклопедия Википедия ( wikipedia. org) существует только за счет краудфандинга. Ежегодно на счет редакции проекта поступают миллиарды долларов от частных лиц и организаций. Взносы пользователей могут колебаться от нескольких центов до миллиона - зависит от возможностей. Однако в сумме это позволяет Википедии благополучно существовать, совершенствоваться технологически, постоянно расширять объемы и качество предоставляемой информации.

Как показывают практика и опыт успешных компаний, правильно организованный краудсорсинг позволяет не только экономить, но и зарабатывать.

Какие преимущества краудсорсинг дает работодателям

Польза коллективного разума многократно доказана. Краудсорсинг также основан на принципах коллективного действия, когда каждый последующий участник-исполнитель задания может избежать ошибок предыдущего участника, внести усовершенствования, иначе взглянуть на задачу и т. п.

Только краудсорсинг позволяет привлечь тысячи людей, не предлагая им гонораров. В конечном счете заказчик платит существенно меньшую цену за готовое решение.

Благодаря наличию современных интернет-решений для краудсорсинга между заказчиком и исполнителями достигается абсолютная прозрачность взаимоотношений.

Краудсорсинг применим практически в любой сфере деятельности и для любых бизнес-задач. Как уже было упомянуто, наиболее часто краудсорсинг применяется в СМИ (фактчекинг, краудтранслейшн, краудсечинг).

Краудсорсинг эффективен, если привлечение толпы неизвестных исполнителей окажется дешевле, быстрее по времени и шире по географии охвата, нежели наем профессиональных специалистов.

Но со стороны заказчика краудсорсинговых проектов должна быть готовность выделить кадровые ресурсы для фильтрации "шума" и управления "коллективным разумом", например для просмотра и отсева сотен тысяч предложений по улучшению банка, как это происходит в проекте "Сбербанк 21".

Рассмотрим, для решения каких практических задач краудсорсинг может быть применим в кадровой сфере.

С помощью краудсорсинга можно решать мелкие бытовые офисные задачи, в том числе клининг, производить мелкий ремонт и сборку мебели, сезонные обновления, переезды.

В условиях острой борьбы за ценных сотрудников краудсорсинг может стать серьезным конкурентным преимуществом. Можно включить в соцпакет сотрудникам дополнительные 300 - 500 - 1000 руб. на балансе краудсорсингового проекта, как это делает Google [4] (gawker. com/5674808/google-is-now-providing-servants-to-its-employees), и тем самым избавить сотрудников от головной боли обо всяких мелочах вроде стрижки собаки, уборки в доме или поиска подарков к праздникам. Все эти заботы возьмут на себя исполнители, ожидающие заданий на бирже краудсорсингового проекта.

Возможности краудсорсинга в профессиональной среде ограничены только волей заказчика. Вы можете передать на краудсорс услуги перевода, копирайтинг, фотографирование, логистику, поиск, сбор, анализ информации.

Маркетологи могут полностью довериться краудсорсингу в сфере креатива, дизайна, организации флэшмобов, подбора агентов влияния для посева информации, ручного мониторинга и даже организации кампаний "Мистери шоппер". Гораздо дешевле и быстрее привлечь обычных людей для фотографирования выкладки товаров в магазинах по всей стране и короткой беседы с продавцами - по заданному сценарию. Вам останется лишь обработать собранные сведения и сделать соответствующие выводы о качестве мерчандайзинга и уровне торговых сетей.

Краудсорсинг при поиске и найме персонала

"Мы никогда не бываем столько безупречны, как в момент составления собственного резюме", гласит народная мудрость.

Как узнать правду о кандидате, как узнать больше, чем он сам и его прежние работодатели сообщают? Как найти сотрудника, если он публично не обозначает свое намерение поиска/смены работы? Используя краудсорсинг, конечно.

Вам нужен сотрудник - попросите незнакомых вам людей посоветовать кандидата на имеющуюся вакансию и пообещайте вознаграждение тому, чья рекомендация окажется лучшей.

"Краудсорсинг в наборе персонала - да, безусловно, важная и необходимая вещь. На этом построена модель работы нашего кадрового онлайн-сервиса Pruffi Friends. Мы объявляем о вакансии, и любой желающий может рекомендовать нам кого угодно - самого себя, своего друга или коллегу. Таким образом, благодаря обычным людям формируется уникальная по достоверности база соискателей. Если рекомендованный человек проходит собеседование и трудоустраивается, то тот, кто его рекомендовал, получает вознаграждение. Именно таким я вижу будущее кадровой индустрии. Поиск работы - усилиями самих кандидатов, их друзей и коллег", - комментирует Алена Владимирская, руководитель интернет-рекрутингового агентства Pruffi.

Как мотивировать толпу

Как заставить неизвестных интернет-пользователей делать что-то осмысленно-полезное? Единственные мотиваторы - это денежное вознаграждение и слава, признание.

Чтобы денежное вознаграждение не превратилось в бесчисленные расходы, достаточно:

- награждать лучших исполнителей (заранее обозначив критерии превосходства их решений);

- награждать первых авторов (например, в случае постановки задачи на краудсечинг);

- награждать всех без исключения участников задания в равных долях, заранее обозначая размеры призового фонда.

За примером далеко ходить не надо.

В мой собственный сервис аренды платьев ( Look100.ru) для особого случая постоянно требуются девушки модельной внешности для съемок каталога-коллекции платьев. Я использую краудсорсинг при наборе моделей. В результате в моем каталоге всегда разные лица, а бюджет на моделей нулевой, так как девушки готовы участвовать в съемке в обмен на персональное портфолио.

Когда проекту Look100 потребовался имиджевый ролик, я разместила задание-конкурс на портале YouDo. Бюджет задания был ограничен 10 тыс. руб. В ходе конкурса страница с заданием набрала 3041 просмотров, а на мой сайт было совершено дополнительно более 2000 переходов. В результате неизвестные авторы создали почти 60 роликов, 29 из которых мне понравились, а 6 роликов я использую в рекламных целях.

Но обращаю внимание: не следует менять условие задачи в ходе ее выполнения. Иначе неминуема волна раздражения со стороны исполнителей. Если вы хотите сохранить конфиденциальность при постановке задачи, этого также можно достичь. Краудсорсер при выполнении задания руководствуется не именем заказчика как гарантом выплаты вознаграждения, а именем платформы, на которой задача размещена.

Рекрутеру на заметку. Российский медиапроект - по модели краудфандинга

Меньше чем за три недели проект Colta. ru практически полностью собрал нужные ему для старта 600 тыс. руб. Деньги проекту через платформу для сбора денег Planeta. ru пожертвовали 483 человека. Colta. ru создала бывшая редакция OpenSpace. "600 тыс. руб. - это гонорарный фонд проекта на оплату работы внешних авторов и на иллюстрации на три месяца, сама редакция это время работает бесплатно, живет на компенсацию, полученную при увольнении с OpenSpace", - говорит главный редактор Colta. ru Мария Степанова.

Colta. ru - первый российский медиапроект, который смог таким образом собрать нужную сумму.

Краудфандинг - популярный способ финансирования стартапов, в том числе медиа, за рубежом. Но, как правило, деньги собираются на отдельные тексты или расследования, а не на полноценные медиа.

vedomosti. ru

Библиографический список

1. Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса / Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business. М.: Альпина Паблишер, 2012. 288 с.

2. Коллективный разум [Электронный ресурс]. URL: lenta. ru.

3. Менеджер по краудсорсингу - профессия будущего [Электронный ресурс]. URL: naim. ru.

4. Google Is Now Providing Servants to Its Employees [Электронный ресурс]. URL: gawker. com.

5. Краудсорсинг. Wikipedia [Электронный ресурс]. URL: ru. wikipedia. org.

Л. Булавкина

Владелец

фэшн-сервиса,

партнер,

директор по маркетингу

краудсорсинг-биржи

Подписано в печать

13.08.2012

Рубрика: 
+1
0
-1