Крах персонала в отелях

Гостиничный бизнес встречает 2023 год с острой нехваткой кадров. Это касается не только России, но в целом мира. По подсчетам некоторых специалистов, дефицит составляет около 400 000 человек, а о нехватке кадров сообщают примерно 87% операторов. О том, как так вышло и что с этим делать, рассказывают эксперты аутсорсингового агентства в сегменте HoReCa «МАКСИ Стафф».

Персонал – неотъемлемая часть гостиниц, без него просто невозможно их функционирование. Каждый отель старается привлечь высококвалифицированные кадры и удержать их всеми возможными способами. Однако проблема дефицита кадров в гостиничной сфере не нова и в ближайшее время, очевидно, никуда не денется.

Обычно выделяются следующие причины дефицита квалифицированного персонала на предприятиях гостиничного сервиса:

  1. Демография. Сокращение рождаемости в России наблюдается с 2014 года, причем в уходящем году отмечено ее уменьшение на 6,5%. Это значит, что в будущем и рабочей силы больше не станет. Разве что за счет иммиграции.
  2. Заработная плата. Одни источники сообщают, что средняя заработная плата в гостиничной сфере не сказать, что высока. В то же время другие – отчитываются, что зарплата растет. Как же на самом деле?

Сетевые отели не устанавливают высокую оплату труда, потому что помимо неё у линейного персонала присутствует система мотивации в виде сервисного сбора или, например, процент от продажи номеров, как у ресепшн. Естественно, из месяца в месяц сумма может разниться, потому как дела у бизнеса могут идти по-разному: хорошо и не очень.

Несетевые отели часто практикуют оплату «в черную», и тогда отследить реальные цифры по заработной плате не представляется возможным.

Многие гостиницы не желают выкладывать новеньким те суммы, которые были бы для них привлекательны, потому как их еще предстоит обучать пару-тройку лет. «Сырому» работнику – соответствующая зарплата.

  1. Недостаточное уделяется внимание повышению квалификации персонала в гостиницах и отсутствие качественной сервисной подготовки. Говоря откровенно, обучение меньшего числа сотрудников новым навыкам – вероятный способ преодолеть дефицит рабочей силы. Отельерам стоит перестать думать о том, что работники вернутся, и исходить из того, что те не вернутся, «прокачивая» тех, кто есть.

К выше названным причинам в 2022 году добавились еще спецоперация и объявление частичной мобилизации. В связи с этими событиями поднялась, мягко говоря, ощутимая волна эмиграции, хотя официально российское правительство её серьёзность не признаёт. По факту же во многих сферах, в том числе в гостиничном бизнесе, усугубилась проблема с набором персонала. Линейный персонал отелей как раз состоит по большей части из лиц призывного возраста, и многие из них сделали выбор уехать из страны, а кто-то получил повестку и вынужден был покинуть свое рабочее место для известных целей.

По обнародованным данным ФСБ, почти 70% всех выездов пришлось на пять стран: Абхазию, Турцию, Казахстан, Грузию и Финляндию. Кстати говоря, помимо элементарного желания избежать отправки на фронт, молодых людей привлекает работа за границей еще и своим престижем. За границей можно получить лучший международный опыт и подготовку к такой работе. А к примеру, обслуживание значимых лиц, делегаций, визитов высокопоставленных особ – нередкое явление в отелях определенного уровня - является ярким и значимым пунктом в резюме.

Еще одна причина кадрового голода – это рост числа вакансий в связи с вводом в эксплуатацию ряда новых гостиниц. Если в пандемию присутствовало значительное сокращение числа мест в гостиничном сегменте, потому что некого было обслуживать, то сейчас внутренний туризм активно развивается в стране за счет новых реалий.

Говоря о вариантах поиска и набора линейного персонала, стоит упомянуть аутсорсинг, обладающий рядом преимуществ перед самостоятельным наймом работников. Это и экономия средств компании, и решение всех кадровых вопросов, включая трудовые конфликты, и оформление всех необходимых документов. Поэтому при возникновении острой проблемы с кадрами решение обратиться в аутсорсинговое агентство является наиболее логичным и очевидным.

Пожалуй, есть два пути, направления действий в текущей ситуации:

- искать экономически приемлемые способы привлечения и удержания работников;

- пытаться снизить необходимость в линейном персонале и зависимость от него же (например, переход отелей в «лайт-режим» по персоналу и обслуживанию, особенно что касается уборки номеров).

На сегодняшний день нет тенденций или хотя бы намёка на изменение сложившихся в кадровой сфере обстоятельств. Однако окончание новогодних праздников даёт надежду, что каким-то чудесным способом всё однажды поменяется. Хочется верить.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться