Корпоративный университет в дистанционном формате

Автор: Е. П. Митькина, Е. В. Емельянов  |   Источник: Справочник по управлению персоналом

Зачем нужна система дистанционного обучения в компаниях, имеющих филиалы в регионах? Как относятся сотрудники к созданию корпоративного учебного портала? Какие курсы являются наиболее актуальными для региональных сотрудников?

Финансовая Корпорация "УРАЛСИБ" образована в результате интеграции Финансовой корпорации "НИКойл" и Банковской группы "УРАЛСИБ". Численность персонала - более 16 000 человек.

В условиях современного рынка ФК "УРАЛСИБ" уделяет повышенное внимание обучению и развитию сотрудников особенно в своих региональных подразделениях. Чрезвычайно высок статус корпоративного университета как "кузницы кадров", большая часть программ которого разработана под конкретные задачи бизнеса. Однако традиционная система обучения предполагает довольно долгое отсутствие сотрудника на работе, а следовательно, ведет к финансовым потерям для организации. Кроме того, освоение новых знаний следует проводить быстрыми темпами, чтобы не задерживать внедрение и реализацию продуктов и услуг на рынке, поэтому обучение персонала корпорации должно "идти в ногу" с этим процессом.

Избежать простоев в работе сотрудников и сэкономить время и средства на командировки позволяет дистанционное обучение (ДО). Его применение эффективно также с точки зрения обеспечения быстрого внедрения на рынок новых продуктов и технологий банковского обслуживания в условиях постоянного роста компании.

Создание учебного портала

ФК "УРАЛСИБ" имеет широкую разветвленную региональную сеть, поэтому учебный портал особенно необходим сотрудникам, которые работают в подразделениях, расположенных по всей стране, - от Ростова до Хабаровска. В этих условиях возник вопрос о единых стандартах обучения, быстрой "трансляции знаний" во все филиалы. Решением проблемы послужило внедрение корпоративной системы дистанционного обучения (КСДО) и открытие учебного портала в 2004 г. (см. рис. 1).


Рис. 1. Главная страница учебного портала

При создании корпоративного университета была утверждена концепция центра обучения и развития персонала, содержащая четкие цели и задачи, основные направления его деятельности. В это же время родилась идея разработки дистанционного портала обучения.

Для ее реализации было создано специальное подразделение "Отдел управления знаниями и инновациями", которое проводило внедрение ДО в несколько этапов:
1. Определение потребностей: запросы бизнес-подразделения, анализ результатов оценки персонала.
2. Расчет экономической эффективности: снижение командировочных расходов, продолжительности очных семинаров и т. п.
3. Выбор системы ДО: мониторинг рынка, объявление тендера среди разработчиков программного обеспечения, выбор провайдера. К сожалению, на рынке не оказалось систем ДО, полностью соответствующих требованиям корпорации, особенно в части обучения конкретным отраслевым продуктам. Поэтому выбранную программу пришлось дорабатывать силами ИТ-специалистов компании.
4. Разработка дистанционных курсов: взаимодействие с бизнес-подразделениями, создание сценария.
5. Решение технических вопросов: выделение сервера, интеграция КСДО с электронной системой корпорации, выполнение задач информационной безопасности. Выявились и технические проблемы: слабые каналы связи в регионах, разные информационные платформы, устаревшая операционная система на некоторых рабочих местах в филиалах.
6. Внедрение: проведение PR-акций среди персонала, изучение системы сотрудниками, установление порядка обучения.

Актуальные дистанционные курсы

КСДО предполагает наличие единых стандартов в процессах обучения и развития - это имеет первостепенное значение после интеграции предприятий корпорации. С помощью ДО легко координировать все необходимые вопросы, связывать в единую схему программы по новым продуктам, управлению и личностному развитию, т. е. создавать целостную систему передачи накопленного опыта и знаний. Она намного опережает системы, созданные в классических университетах как по сложности, так и по количеству программ.
В данный момент учебный портал содержит библиотеку из 49 дистанционных курсов, разработанных с учетом потребностей в обучении кадров. Часть из них закупалась после тщательного анализа и положительного заключения экспертов - специалистов в разных областях бизнеса. Другая часть была разработана совместно с представителями бизнес-подразделений. Наиболее популярными являются курсы по развитию управленческих навыков и по отдельным отраслевым продуктам, например, "Формула успеха!.. ОСАГО для руководителей страховых агентств", "Паевые инвестиционные фонды" и др. (см. рис. 2). Также большой популярностью пользуются курсы по бизнес-коммуникациям, финансам, маркетингу, очень интересны и актуальны электронные тренинги по тайм-менеджменту и стресс-менеджменту.


 
Рис. 2. Рейтинг популярности электронных курсов

Система ДО постоянно пополняется новыми курсами. Ее экономическая выгода настолько очевидна, что в этом году приняты заявки от бизнес-подразделений на разработку еще пятнадцати - в основном по главным направлениям банковской деятельности. Например, в ближайшее время планируется разработать мультимедийный дистанционный курс "Ориентационная программа" для новых сотрудников.

Все дистанционные курсы являются мультимедийными. В них используются теоретическая часть, бизнес-кейсы, видеосюжеты, заканчиваются они тестами, интегрированными в программу. Интерактивная форма обучения, как показывает практика, наиболее полезна и интересна, когда в ней сбалансировано сочетаются теория, практические задания и возможность проверки знаний с помощью тестов. Многие специализированные курсы разработаны специально для ФК "УРАЛСИБ". Они представляют наибольший интерес для сотрудников фронт-офиса и входят в число обязательных. Залог успеха учебного портала - соответствие содержания дистанционных программ современным требованиям рынка и задачам корпорации в повышении профессионализма персонала.

Учебный портал включает не только дистанционные курсы, это также единая точка доступа ко всей информации по обучению в ФК "УРАЛСИБ": новости, раздел для желающих пройти профессиональные тренинги во внешних организациях, ориентационную программу для новичков, планы и программы корпоративного университета. На портале размещаются фотоархив всех внутренних учебных мероприятий; форумы по различным темам, из которых наиболее популярная - дистанционные курсы по продукту; информационные материалы, подготовленные по заявкам бизнес-подразделений. Планируется дополнить портал электронной библиотекой, в ней будут размещаться рекомендованные преподавателями корпоративного университета книги. Это позволит сотрудникам в регионах получить доступ к полезным для работы материалам и использовать их для самообразования.

С помощью портала обеспечена прозрачность учебного процесса: все результаты прохождения курсов хранятся в системе и могут быть предоставлены в любой момент как самому сотруднику, так и его руководителю, либо HR-менеджеру, которые имеют возможность отслеживать процессы обучения персонала. Сотрудники функционального направления управления персоналом и линейный руководитель могут использовать результаты обучения при планировании карьеры работника. Это хороший инструмент для выявления его активности в учебе и саморазвитии. Человек, ориентированный на результат, всегда будет лучше выполнять поставленные перед ним задачи.

Еще одна полезная функция системы: работник заходит на учебный портал под собственным именем и паролем, который знает только он (защита от несанкционированного просмотра и настройка сервиса под конкретного пользователя). Доступ к различным ресурсам предоставляется в зависимости от должности специалиста. Например, все сотрудники службы управления персоналом могут видеть информацию, которая предназначена только для них, - сведения, относящиеся к конкретному должностному уровню, а также специальный (закрытый) форум. Кроме того, пользователи могут обмениваться конфиденциальными документами без опасения, что их увидит кто-то еще. Например, представителям одного из подразделений необходимо обучить своих работников, находящихся в регионах, новым положениям, следовательно провести мини-курс. Естественно, он должен быть доступен только определенным лицам.
Сотрудник может узнать статистику своего обучения (завершенные и незавершенные курсы, набранные баллы и т. д.); менеджер имеет доступ в режиме он-лайн к статистике своих подчиненных; специалисты функционального подразделения службы персонала могут увидеть полную картину по курируемым отделам. В системе ДО имеется возможность использовать штатную структуру, согласно которой региональный НР-менеджер получает доступ только к информации своего филиала.

Первые результаты использования системы

Анализ окупаемости системы дистанционного образования показал ее высокую экономическую целесообразность. Только сокращение дней командировок работников позволяет значительно снизить расходы. КДСО в настоящее время уже воспользовались более 3500 человек (см. рис. 3),

 

Рис. 3. Динамика подключения к ДО

Система дистанционного обучения оправдала ожидания: уже сейчас 30% обучающихся - региональные сотрудники, которых можно разделить на три категории:
• учатся по собственному желанию;
• проходят обучение в соответствии с планом развития;
• получают сертификаты, разрешающие доступ к работе.

К сожалению, технические возможности пока не позволяют всем работникам удаленных подразделений использовать мультимедийные дистанционные курсы. Наибольшую активность демонстрируют Челябинский, Нижегородский, Белгородский, Новосибирский и Краснодарский филиалы "Автобанк-НИКойл"; Калмыцкий и Мурманский филиалы Страховой Группы "УРАЛСИБ", а также Казанский филиал "Страховой компании правоохранительных органов". Медленное внедрение КДСО в филиалах в основном связано с техническими трудностями: недостаточное программное оснащение регионов, слабые Интернет и Интранет-каналы.

Учебный портал корпорации стал каналом передачи знаний, опыта и технологий, с помощью которого сотрудники ФК "УРАЛСИБ" могут повышать свой профессиональный уровень. Уже на данном этапе очевидно значительное преимущество от внедрения дистанционного обучения в корпорации. Предполагается, что текущий год принесет не только большую экономию средств на обучение благодаря использованию ДО, но и результат, который сложно передать в цифрах: рост профессиональных знаний сотрудников, лояльность, причастность к команде.

Авторы: Е. П. Митькина, руководитель корпоративного университета ФН управления персоналом, ФК "УРАЛСИБ", Е. В. Емельянов, начальник отдела знаний и инноваций корпоративного университета ФК "УРАЛСИБ"

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1