Хочу представить формат стратегической сессии, который будет полезен собственникам бизнеса, заинтересованным иметь сильную команду, разделяющую его представление о развитии бизнеса.
Этот формат- командная стратегическая сессия, которая позволяет:
- определить узкие места в бизнесе,
- обозначить точки роста,
- определить эффективные шаги в той сфере бизнеса,которая создаст наибольший прорыв в бизнесе,
- создать четкий план конкретных действий по достижению результата.
Командная стратегическая сессия позволяет увидеть готовность команды поддерживать и реализовывать планы руководителя, а также выявляет слабое(ые) звенья команды, которые не готовы идти по предложенному руководителем пути.
В качестве иллюстрации хочу представить вам один практический кейс из своей практики, в котором компания получила для себя явные преимущества в довольно непростой ситуации при помощи даного формата групповой работы.
Задачи, которые были поставлены и решены в ходе реализации проекта:
1. Выявить критические точки, точки роста.
2. Сформировать тактический план, наметить шаги.
3. Провести диагностику состава команды.
4. Поднять мотивацию команды.
5. Сформировать профиль эффективного топ-менеджера.
Исходные данные.
Компания в конце года нуждалась в создании единого стратегического плана на следующий год по всем направлениям развития. Необходимо учитывать то, что компания уже определена собственником как компания, работающая по схеме — главная и дочерние компании. Некоторые работы организации, находящиеся до этого внутри компании, планировались к выводу в следующем году во вне, как отдельные проекты, отдельные бизнес-единицы.
В связи с этим собственник был заинтересован в подтверждении своего видения с ТОП менеджерами, которые возглавляют каждое направление, которое в дальнейшем будет сформировано в отдельный бизнес проект.
Проблемы и дополнительные задачи проекта:
Проблема заключалась в том, что за последние полгода с учетом высоких затрат на содержание управленческого аппарата и коммерческого блока, отсутствовали значимые результаты. Поэтому второй задачей было установить финансовые цели по каждому из направлений, и по компании в целом, и определить инструменты и ресурсы достижения этих финансовых целей. С помощью синергетического командного эффекта выявить узкие места, почему это не получалось сделать в прошлом году, и нейтрализовать эти причины в году будущем, внеся это в стратегический план, как обязательные шаги.
Третей задачей было выявить и подтвердить потенциал руководителей, которые вставали в управление направлениями, которые планировалось выделять в отдельные проекты, в отдельные бизнес единицы. Для того чтобы убедиться, что они действительно смогут взять на себя ответственность, как руководитель самостоятельной бизнес единицы, создавать свои команды, действовать автономно по сравнению с их предыдущим опытом работы в данной организации.
Четвертая задача была в том, чтобы определить маркетинговые инструменты поддержки каждого из направлений – отдельных бизнес проектов, выделенных из общей бизнес структуры в связи с тем, что каждый из этих проектов имел отдельные стратегии продвижения, непохожие друг на друга. Два из проектов были абсолютно новые для рынка, то есть это фактически вывод нового продукта и новой услуги на рынок.
Такие были задачи поставлены в связи с тем, что компания идет в рост. Поэтому собственник дал указания, о том, что в следующем году и в ближайшие несколько лет эта стратегия роста будет реализована с помощью перехода к проектно-матричной структуре организации, используя проектный подход, когда выделяются отдельные проекты из эффективных, внутренних направлений бизнеса, на них ставятся свои отдельные руководители, ответственные за результат данного бизнес проекта.
Фактически на стратегической сессии каждый из руководителей направлений имел возможность высказать свое видение о том, как он планирует достигать планы, финансовые показатели, и у собственника была возможность донести до своей команды то видение, те ценности, те качественные и количественные показатели, которые критичны для реализации его бизнес идей, и которые он определил на долгосрочный период в разрезе 10-20 лет.
Что мы сделали.
Для проведения данной стратегической сессии была проведена подготовительная работа. Сначала была проведена индивидуальная сессия с собственником для определения своего собственного личного видения того, как он планирует развивать свой бизнес на десятки лет. Какими способами, через какие инструменты реализовывать это видение. Какими стратегиями поведения на рынке необходимо пользоваться для того, чтобы оптимально реализовать данное видение.
Фактически была произведена декомпозиция этого видения, миссии бизнеса, отражающая личную миссию собственника на каждый из проектов, который планировался к выведению в качестве самостоятельного бизнес-проекта из направлений организации.
Кроме этого вторым пунктом подготовки было дано задание руководителям провести самоанализ ситуации за прошедший год, предложить свои инструменты и свое видение того, каким образом достигать целей 2019 года.
Итоги и результаты сессии.
1. Выявление критических точек.
На самой сессии, которая проводилась в виде командной сессии и мозгового штурма в стиле коуч сессии для команды, возникали серьезные дискуссии, дебаты, периодически даже возникали серьезные недопонимания между руководством и собственником. И это было само по себе крайне важным результатом, поскольку командная стратегическая сессия помогла выявить критические точки, в которых понимание топ менеджмента и понимание собственника категорически расходилось друг с другом.
2. Намечены шаги.
Естественно по итогу сессии были намечены шаги и сделаны планы того, как реализовать указанные собственником цели, реализовать задачи каждого направления, финансовые, качественны и прочие. И был сделан определенный задел на будущее с тем, чтобы проводить такие сессии отдельно по каждому из проектов для того, чтобы каждый из проектов смог максимально детально реализовать видение собственника в своем тактическом плане на 2019год.
3. Диагностика состава команды.
Крайне важным результатом данной сессии было то, что некоторые руководители, проявившие себя в данной командной сессии неожиданным образом, причем руководители, работающие достаточно давно в организации. И те люди, которых имел ввиду собственник в качестве руководителей проектов, отдельно выделяемых из направлений компании, на самом деле показали себя с другой стороны, как недостаточно готовые к реализации самостоятельной бизнес функции автономно, независимо и при этом недостаточно гибкие к изменениям рынка. Эта проблема обнажилась по итогам сессии и стало понятно, что нужно нанимать ТОП менеджеров для бизнесов, выделяемых в отдельную бизнес-единицу.
4. Мотивация команды.
Еще одним положительным эффектом стратегической сессии была мотивация. Стали очевидны руководители, которые показали и подтвердили свою готовность реализовывать миссию и видения собственника бизнеса через реализацию матрично-проектной структуры и проектного подхода в своих направлениях, путем выведения этих направлений в отдельные бизнес проекты. Именно эти руководители вдохновились, стали замотивированы, увидели серьезные перспективы для своего роста не только на будущий год, но и на десятки лет вперед. Поскольку увидели готовность собственника поддерживать таких руководителей, которые действительно создают результат, самостоятельно принимая решения.
5. Профиль эффективного топ-менеджера.
Помимо этого образ руководителя, на основе тех, кто подтвердил свою готовность реализовывать данный план, позволит сформировать профиль будущего топ менеджера, будущего руководителя направления (отдельного бизнес проекта), который будет отдан в поиск, в найм.
"
Поделиться