Коллектив - креатив (Управление творческим коллективом).

Чинарова Катерина    

 В нашем funky мире, который стремительно меняется, от компаний требуется все больше фантазии, творческого начала, креативности. Особенно если речь идет о коллективах, изначально созданных с целью решать нестандартные задачи, творить. Это и многочисленные дизайн-студии, и «открыточные» компании, и рекламные агентстваѕ В статье мы решили разобрать вопрос: что же такое управление коллективом талантливых и одаренных людей; отличается ли оно от управления обычной компанией, и если «да», то как руководителям удается «загнать» хаотичный процесс творчества в довольно жесткие рамки заказов?

 

ТВОРИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

    Исследовать проблему управления творческим коллективом начали не так давно. И вовсе не в университетах и бизнес-школах, как может показаться на первый взгляд. Первопроходцами стали режиссеры театральные, а затем, после изобретения братьев Люмьер, и «киношные», которые оставили зафиксированный в книгах опыт (Станиславский, Мейерхольд). И только потом изучением «творческого» менеджмента всерьез занялись лучшие учебные заведения во всем мире. Однако теория — суха и скучна, и стоит узнать мнение современных руководителей, каких принципов в бурном современном мире придерживаются «капитаны творческих кораблей».

    Найдется немало сфер деятельности, где в одной компании творческих людей наберется до сотни, и их основная задача — творить по-максимуму и «на потоке», выдавать креатив «на-гора» под заказчика или массового потребителя. Это дизайнерские и архитектурные студии, театры, редакции, компании, выпускающие различного рода открытки, рекламные агентства. Причем о сотрудниках этих компаний бродят мифы об их вечной неуправляемости и прочих пороках. Натуры одаренные, обремененные талантом, как правило, недисциплинированные, порой категоричны, к тому же взбалмошны, ранимы, с трудом выносят критику.

    Однако эксперты уверяют, что на самом деле это действительно всего лишь мифы. «Творческий коллектив ничем не отличается от любого другого, разве что с творцами нужно быть гораздо откровеннее, прозрачнее. Чем лучше он тебя понимает, тем проще объяснить то, чего ты хочешь добиться от его деятельности. Разумное управление в сочетании со взаимопониманием и обоснованностью требований — это и есть «ноу-хау» креативного управленца», – считает директор дизайн-студии «Sema.ru» Семен Буденный. «Представьте себе обычный завод по производству, например, пылесосов. Там каждый работает над своей группой деталей, порой даже не догадываясь, в какое именно место эти детали вставляются. Ему и не объясняют ничего — знай себе штампуй, сверли и обтачивай. Процесс технологичен и туп. Все управление сводится к наказанию за брак и поощрению за хорошую работу. Да вовремя зарплату плати. В творческом коллективе каждый сотрудник знает конечную цель, знает, в какой части проекта будет использована его работа, видит итоговый результат и, разумеется, знает точно, кому он сорвет срок выполнения, если сам случайно притормозит. То есть технологический процесс остается столь же жестким, но управление им намного мягче и, что характерно, человечнее. Ты — не винтик, но без тебя дело встанет. От тебя зависит срок сдачи работы, ее окончательное качество. Поэтому само управление еще прозрачнее, чем на заводе».

    Профессор Стэндфордского университета Роберт Саттон, автор многочисленных статей по управлению творчеством, убежден: «Традиционные директивные методы не работают там, где есть креативность». Центральной же является фигура руководителя, способного не только применять эти методы, но и быть творцом, успешным администратором и психологом одновременно.

НАЧАЛЬНИК

    Творцы очень разные по складу характера, мышления и образу жизни. Подобная разношерстность — скорее, норма для креативных компаний, это стимулирует. Поэтому нередко задача управленца состоит в том, чтобы правильно составить творческие тандемы, довести доходчиво суть задачи до каждого сотрудника. К примеру, в творческом отделе рекламного агентства работают копирайтеры и арт-директора, это постоянная креативная пара, хотя в некоторых компаниях пары меняются в зависимости от проекта или перерастают в трио и квартеты. Главное, чтобы в основе было соавторство и мирное сосуществование, а не допускать паразитизма и конфликтов должен именно креативный директор, выступая своего рода буфером. А это задача не из легких. «Представьте себе технологическую линию, цех, где каждый станок обладает настроением, здоровьем, свободой воли, наконец! А потом поинтересуйтесь у начальника этого цеха, легко ли ему управлять в таких условиях», — приводит пример глава агентства «A.R.M.I.» Ренат Янбухтин. По его мнению, «удачный творческий управленец обязан быть реальным лидером творческого коллектива. Недостаточно только должностной иерархии, нужна творческая: в любой момент креативный директор обязан составить реальную творческую конкуренцию любому своему подчиненному. Это не значит, что он должен уметь писать слоганы лучше копирайтера или видеть цветовое решение лучше арт-директора. А вот конечную цель коллективного труда он обязан представлять лучше всех».

    Креативный директор берет на себя вопросы создания атмосферы, ее поддержания и «распространения». Кстати, по поводу атмосферы у творческих руководителей совершенно полярные взгляды. Одни считают, что в помещении, где идет процесс творчества, не должно быть много отвлекающего. Обычная, концептуально серая среда, без излишеств. «Только раскрепощенная, дружеская, удобная для работы среда способствует производительности», — считает Денис Гурский, генеральный директор проекта «Fly Cards». В офисе компании всегда ярко, уютно, празднично. Кстати, создание этой стимулирующей атмосферы – задача изобретательская. Это может быть «дымократия», как в «Лебедев Арт Групп», — прерываться на «перекур» на улице не позволяет время, иначе работа может остановиться. Кроме того, удобные диваны, а такжеѕ турники, теннисные столы. В той же студии Лебедева на входе висит объявление: «В любых помещениях и в любых количествах можно ругаться матом».

    Творческой активности в «Sema.ru», например, помогают эргономичная мебель, возможность слушать музыку одновременно с работой (в наушниках), комфортная температура в помещении, взаимное уважение — как элемент корпоративной этики. Во многих рекламных агентствах и редакциях вечер плавно перетекает в совместную клубную ночь.

ЛЮДИ

    Особое значение при управлении, безусловно, имеет численность коллектива. К примеру, в маленьких компаниях на этапе становления царит вполне благожелательная атмосфера коллегиально-коллективного управления. Но агентство «растет», расширяется, и уютная демократия участия медленно, но верно рискует обернуться анархией. И применять одни и те же принципы управления коллективом и в мировом рекламном агентстве, и в небольшой студии единомышленников не удается или удается с большим трудом.

    Впрочем, коллектив коллективу —рознь. Методы, действенные в дизайн-студии, не обязательно подойдут для креативного рекламного агентства. В редакции творческий процесс индивидуален и нецеленаправлен. Нашел интересную тему или факт – можно подготовить материал (если он в принципе не противоречит редакционной политике). Хорошо или плохо он написан – итог творческих способностей журналиста, никакой редактор не спасет. В рекламном же агентстве творческий процесс коллективный и целевой с самого начала. У клиента есть определенная маркетинговая задача, посыл, сообщение, которое он хочет «упаковать» в некую образную форму (визуальную или вербальную – неважно!). Значит, с самого начала в процессе участвуют: маркетолог, стратег, креативщик, дизайнер.

    Алло, мы ищем таланты

    Подбор кадров – тоже творческая задача. Как выяснить потенциал, конфликтность потенциального сотрудника? «Потенциал заявляют при собеседовании, а насколько он соответствует действительности, выясняется очень скоро. Все победы находятся снаружи, а не внутри. Конфликтность вторична, если честолюбие направлено вовне, на творческую победу. Это созидательное честолюбие. А если вектор направлен внутрь коллектива, то это разрушительное тщеславие», — считает глава агентства «F.R.M.I.».

    Казалось, разумно было бы смотреть на способности потенциального работника, однако этого не всего достаточно. «Талант — сомнительная категория в контексте арт-бизнеса. Мы, подбирая кадры, смотрим на способности и творчество. Реклама — не чистое искусство, это наука со своими законами, это большая работа», — убеждена Наталья Риздвенко, автор проекта «Post One».

    Для генерального директора «Fly cards» главное, что необходимо выяснить на собеседовании, – это отношение человека к жизни, настрой, энергия. «Приходит девочка, — рассказывает Д. Гурский, — рука хорошая, рисует прекрасно, графические программы, но ѕ пассивная, нет никакого интереса. Такого сотрудника я не возьму в агентство. Мы обычные рабочие лошадки, зарабатывающие рекламные деньги. И, чтобы их добыть, надо потеть, надо гореть, надо работать».

    «В идеале любой коллектив должен быть творческим, но, к сожалению, люди не все одинаковы, и с этим ничего не поделаешь. Способности у всех разные, и та ноша, которая под силу одним, для других — абсолютно неподъемна. Важно в любом случае уметь верно проводить границы», — убежден директор студии «AlfaWeb» Роман Игнатенко.

    Главный секрет успешного управленца — никогда не оскорблять «талант» и его творения. Критиковать только конструктивно, давая высказать собственную точку зрения, общаясь на паритетных началах. Необходима договоренность между администратором и коллективом: каждый должен понимать роль другого в бизнес-процессе. Коллективы, где найдено такое взаимопонимание, отличаются слаженностью работы, предсказуемостью творческих процессов.

    Я сегодня немного пьян

    Пьянство, наркотики и нормальный ритм работы в успешном творческом коллективе не совместимы, считают эксперты. Подобного мнения придерживается и Мария Реш, один из авторов проекта «Post One»: «С точки зрения управления в каждом коллективе есть люди разных психологических типов: психологически выносливые и склонные к невротическим проявлениям. Творческий человек социально неадекватен, болезненно амбициозен, не гибок, ограничен, не видит перспективу, с ним труднее работать – это распространенная точка зрения. На самом деле талантливый человек не обязательно «невротик». Просто надо видеть разницу, подбирая «стабильный», социально адекватный коллектив». «Склонности к алкоголизму не будет приветствовать любой работодатель, — продолжает М. Реш. — Были у нас очень талантливые люди, однако с ними пришлось расстаться, увы, и в рамках нашего бизнеса приходится выбирать».

    Уолт Дисней, удачливый мультипликатор, «сколотил» вокруг себя группу талантливых художников. Свою компанию он видел семьей смотрящих в одном направлении единомышленников. Но приемы Диснея скорее напоминали авторитаризм, нежели творческую демократию: старина Уолт отдавал предпочтение патриархату, а его сотрудники каждый день творили согласно четким инструкциям. Сверяли с графиком каждый взмах кисточки. И однажды их терпению пришел конец, «единомышленники» подали в суд и... были уволены.

    Нажим и морализаторство чаще всего не срабатывают в творческой среде. Руководитель, который воспользуется примером Диснея, рискует потерять талантливых сотрудников. Российские креативщики, по их же собственным признаниям, больше всего не могут терпеть, когда их «строят».

ПРОЦЕСС

    Творчество и производственный процесс нужно совмещать. И руководители порой действуют жестко, потому что есть параметры, которые нельзя изменить, – работа на заказчика, сроки выхода издания.

    Цейтнот

    Жесткий ритм работы под заказчика или к определенному сроку требует четкой организации труда. Вопрос этот тесно связан с дисциплиной в коллективе, прежде всего самодисциплиной. Денис Гурский из «Fly Cards» относится к дизайнерам прежде всего не как к творцам, а как к работникам, для которых есть дисциплина и рамки рабочего дня. И эта позиция традиционна для российских управленцев. «Работа цейтнотная, допустим, выделяется на нее всего два часа, и будь добр ее выполнить. Порой я даже запрещаю «креативить», а даю четкое задание на «продаваемый дизайн»: ты должен разработать такую открытку, чтобы она повышала продажи», – рассказывает Д. Гурский.

    Российский менталитет, по сути, «аврален», и это очень мешает руководителям креативных отделов. Именно поэтому западные школы дизайнеров обучают тайм-менеджменту c первого курса, приучают сдавать работу в срок, вводя систему наказаний, снимая определенное количество очков за каждый «просроченный» день.

    Директор студии «Alfa Web», например, рекомендует выставлять сроки для заказчиков с запасом в «+» несколько дней, а для сотрудников в «—» : «При достаточном опыте вы попадете в нужный диапазон с достаточно большой долей вероятности».

    В «открыточной» компании «Art & Design» свои секреты: «Во-первых, люди сами заинтересованы в завершении проекта в срок, от этого зависит их зарплата и карьера. Во-вторых, за несколько лет работы выработался свой ритм и система контроля. И, наконец, 8 марта – всегда 8 марта. Мы завершаем работу над этой серией уже в начале зимы», — говорит руководитель компьютерной группы компании Вера Васильева.

    И действительно, от дисциплины и графика никуда не денешься. Как считает руководитель «Sema.ru» Семен Буденный, «есть совершенно четкие сроки выполнения работ у каждого сотрудника. Без этого мы не смогли бы организовать поток заказов. Во-первых, сроки и графики должны быть обоснованными, во-вторых, сотрудники подбираются с таким учетом, чтобы эти сроки были для них нормальными, в-третьих, мы не берем заказов больше, чем можем реально сделать. И, конечно же, оперативные совещания, контроль за рабочим графиком, мои личные беседы с отстающими, своевременное обеспечение расходными материалами, книгами, новой техникой, унификация компонентов Web-сайтов, обязательный отдых сотрудников и так далее. В сумме эти усилия и дают положительный результат».

    А заместитель директора агентства «Фабрика Рекламы AIDEXX» Наталья Кабанова изначально отбирает сотрудников, готовых к большим нагрузкам. «Сроки присутствуют, мы их не нарушаем, когда это зависит только от нас. Набираем тех людей, которые способны выстроить приоритеты в заданиях. Это довольно сложно, но здесь помогает интуиция и опыт».

    Но порой ни пряники, ни веники не помогают, творческого человека можно попытаться заинтересовать. И все же человек, который избрал своей профессией «креатив», должен иметь рамку мастерства для своего таланта. И пользуясь своим мастерством, направлять талант. Самодисциплина плюс навыки тайм-менеджмента помогут руководителям укладываться в сроки.

    Рамки

    Творчество — субстанция тонкая, это полет, озарение. Какие же могут быть ограничения? Однако у креативных коллективов их предостаточно. Например, работа на заказ.

    «Реклама — это ремесло, вопрос вдохновения вторичен. Рекламный продукт — это осмысленный продукт под конкретную задачу клиента, набор этих обстоятельств и подогревает вдохновение», — уверена Наталья Риздвенко из компании «Post One». Согласна с коллегой и Мария Реш: «Формат почтовой открытки позволяет делать вещи парадоксальные. Мозг человека, грубо говоря, настроен на эту неожиданность, нестандартность и парадоксальность, поэтому для творчества в работе место есть».

    Рутина

    Для любого коллектива актуальна проблема рутины, когда приходится ваять стандартные розочки или штамповать ролики про зубную пасту. В среде представителей творческих профессий такую рутину называют «замыливанием глаза», «разжижением мозгов», когда сотрудник, курируя какую-то отрасль, начинает штамповать статьи, открытки или ролики, плодя откровенную банальность, не замечая очевидных промахов. Что делают в такой ситуации руководители, борются ли с рутиной, и если борются, то как?

    У главы «A.R.M.I.» свое представление о процессе созидания. «Креатив – это на 90% рутина, ремесло, профессия. Лишь 10% – это находки! Самая большая находка – это клиент, способный оценить творчество. И потом «исписаться» может ремесленник. Творцу же нужно немного отвлечься, вынырнуть из рутины, подпитаться свежими впечатлениями и ассоциациями. В крайнем случае – отдохнуть».

    Многие из опрошенных стандартным выходом из подобной ситуации называют отпуск.

    «От рутины не уйти», — считают эксперты. Важно, чтобы сотрудник относился к этой ситуации как к полезному опыту, т.е. позитивно. А директор компании «Sema.ru» настаивает на том, что бороться нужно не с рутиной, а с тем, чтобы рутиной не подменялся творческий процесс, те самые 10–15% времени, на которых строится понятие креативной компании.

    В фирме «Art & Design» объявляют «творческие дни» на заданную тему. Коллектив заранее настраивается и сутки напролет генерирует самые безумные идеи. Большая часть идей потом реализуется. «Fly Cards» устраивает «вторничные политинформации» на тему, которую выбирают сами сотрудники. «Сюжеты интересные, и это помогает расслабиться, переключиться», — рассказывает Денис Гурский.

    Общепринятый, но не совсем этичный способ – увольнение. Студия нанимает художника и выжимает из него максимум таланта и сил. Затем, чувствуя, как потенциал иссякает, руководитель готовит «выжатый лимон» к увольнению. «На ротацию!», — обозначают управленцы этот способ.

    Нередко помогает «скоростной слив эмоций» коллективу, направляя энергию в нужное русло. Устав от банальностей, сотрудники создают пародии, переделывая скучную рекламу в абсурдную и фарсовую. Не жалейте пленки и времени – поощряйте! Это здорово экономит деньги... В компании «Corning's Sullivan Park R&D at 3M» тысячи идей отвергаются как нереальные. Руководство придумало проводить по пятницам эксперименты, когда сбываются мечты. Словно НИИЧАВО у Стругацких, вечером перед выходными днями лаборатория «Corning» оживает, здесь бурлит жизнь, а местный Выбегайло растит клонов — позволено все.

    Переквалификация, «конвертация» специалистов – тоже вариант, смена направлений и вида деятельности внутри компании. У этого варианта, впрочем, есть свои ограничения. Так, копирайтера не сделаешь дизайнером, и наоборот. У студии «AlfaWeb» — сотрудники в шутку признаются: «Как боремся с рутиной? Идем на почту или в сберкассу и ощущаем разницу. Понимаем, что у нас просто сказка, а не работа!». А, как известно, в каждой шутке есть доляѕ шутки.

    Стимулируй «Это»

    Некоторые считают, что творчество не надо стимулировать или мотивировать. Это процесс самодостаточный. «И увидел Господь созданную им землю, и сказал – это хорошо!». Также Демиургу деньги нужны для того, чтобы жена не мешала заниматься любимым делом. Но не все придерживаются подобной точки зрения. О профессиональном росте сотрудников надо заботиться, творческий процесс стимулировать, отслеживать прогресс и застой, обновлять и усложнять задачи. Главное, делать все это весело, без формализма, креативно!

    Хотя в статье рассматриваются аспекты управления коллективом в креативных компаниях, проблемы руководства творческими личностями существуют на любом производстве. Например, в отделе маркетинга или продаж, департаменте развития или IT-технологий также работают неординарные, творческие люди.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1