Коллектив: как выжить

Они такие душевные, ваши коллеги. Не будь у вас дома любимых людей, вы бы поселились в офисе, чтобы круглосуточно наслаждаться обществом сослуживцев.

Звучит как бред работника, который слишком долго сидел на совещании и слегка не в себе? Значит, ваш коллектив тоже не идеален. Как, впрочем, любой коллектив: в отношениях между коллегами, как в любви, находится место и для радости, и для конфликтов.

С моментами радости вы справитесь. А вот как вести себя в ситуациях, когда отношения начинают вибрировать, как туго натянутый канат, — не помешает несколько советов.

Как вести себя с коллегой, который(-ая) мнит себя боссом

Вы занимаете с коллегой одинаковые позиции (формально), но этот человек пытается вами руководить, причем не просто дает советы, а отдает распоряжения. Общаться с ним неприятно. Совместно решать вопросы невозможно: коллега не приемлет чужого мнения.

Что делать? А что, если сказать прямо: «Эй, коллега! Ты ведешь себя так агрессивно, что из офиса хочется унести ноги сразу после того, как переступил его порог». Хорошо, можно мягче. «Знаете, у меня есть другое мнение на этот счет». «Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны». Можно более прямо: «Знаете, мне бы хотелось принять более активное участие в обсуждении этого вопроса, поскольку это непосредственно касается моей зоны ответственности».

Еще совет от добросердечных психологов: подумайте, что коллега с замашками начальника просто хочет делать свою работу как можно лучше, отсюда и рвение. Еще возможен вариант, что человек так старается как раз потому, что к его мнению никто не прислушается. Примите коллегу таким человеком, какой он есть. Попробуйте открыто принять его точку зрения и поддержать. Понаблюдайте, что получится. Если дела будут совсем плохи — коллега станет наседать все больше и больше, причем энергию будет равномерно распределять по всему коллективу — сформируйте инициативную группу и обратитесь в HR-департамент. Пусть специалисты подумают, как найти подход к гиперактивному работнику.

Вас поймали на распространении сплетен о коллеге

Все эти разговоры на кухне или в кафе, в пятницу после работы — коварны. Ты расслабляешься и позволяешь себе иногда порассуждать: об отношениях между сослуживцами, об их личной жизни. Так делают многие, при этом мало кто осознает в моменты душевного общения, что в этой «доверительности» есть риск: в любой момент может случиться конфуз, когда транслятора сплетен поймают на горячем.

Если такое случилось, единственный выход — признать вину и извиниться. «Да, в офисе ходили слухи о вашем романе с Машей, и я пару раз поучаствовал в таких обсуждениях. Мне очень-очень стыдно. Я прошу меня извинить. Ты можешь быть уверен: урок усвоен. С моей стороны такого больше никогда не повторится».

Вы застали коллегу в слезах

Предположим, после конструктивной беседы с руководителем кто-то из коллег зашел в ваш общий кабинет и зашелся слезами. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации — не приставать с расспросами. Человек, у которого течет из носа и лицо распухло, не склонен к общению. Лучше попробовать связаться с пострадавшим в чате и поинтересоваться, как он. И написать слова поддержки. Что-то вроде «Держись! Захочешь поговорить — я рядом».

Если эмоциональная сцена разыгралась на глазах всего коллектива, коллегу лучше увести в спокойное место (в переговорную комнату, если она свободна, например) и либо выслушать, либо оставить в покое до более подходящего момента, когда он/она захочет поделиться.

Три признака, что коллеги вас недолюбливают

Каждый из нас — не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться, но, если коллеги смотрят на вас косо — это не повод для праздника, а, скорее, наоборот. Есть признаки неявные, но верные, что к вам в коллективе относятся недоброжелательно.

  • Коллеги избегают встречаться с вами глазами

Визуальный контакт мы охотно поддерживаем с людьми, которые вызывают в нас симпатию. Напротив, если мы стремимся дистанцироваться, мы и визуального контакта избегаем, и вообще стараемся рядом с человеком быть как можно реже. Так что, если кто-то заходит на кухню, и в кухне становится просторнее, значит, это персона нон грата.

Конечно, встречаются не очень дружелюбные коллективы, поэтому стоит учитывать контекст. Но если коллектив в целом общителен, а вас избегают — значит, пора выяснять причину антипатии.

  • Коллеги игнорируют протокол

Есть отношения, и есть инструкции. Можно избегать присутствия в вашем поле несимпатичного коллеги, но, если с ним нужно согласовывать определенные действия, это — правило, и нарушать его нельзя. Если сослуживцы наплевательски относятся к стандартам и процедурам и игнорируют вашу роль в определенных процессах и решениях — значит, личные отношения «хромают». С другой стороны, можно предположить, что «хромает» менеджмент в компании или подразделении, поэтому здесь тоже следует учитывать контекст и оценивать степень игнорирования — сильно ли она отличается от средней.

  • У коллег не находится для вас времени

Приведем на примере отношений с руководителем. Вы отправляете документ на утверждение — шеф о нем забывает. Вы задаете по и-мейлу вопрос и не получаете ответа. Вы заранее согласовали время встречи — и обнаруживаете по приходу, что руководителя на месте нет, вас он не предупредил, встречу не перенес. То же с коллегами. На ваши просьбы они реагируют с опозданием в несколько суток, часто объясняют это загруженностью, хотя для решения других вопросов время находят.

Если вы обнаружили, что вас нельзя назвать любимцем коллектива, попробуйте поговорить с кем-нибудь из коллег, кто вам наиболее симпатичен. Возможно, вскроются причины неприязни, и вы сможете их устранить. Если нет — есть вариант найти новую работу, поскольку так случается в жизни, что конкретный сотрудник и коллектив не совместимы.

Коллеги пытаются переложить свою работу на вас

Компетентный и добросовестный сотрудник всегда в зоне риска. Всем удобно, чтобы такой специалист был загружен по максимуму: пока он работает, руководитель спокоен, а у кого-то из коллег есть лишняя возможность расслабиться в течение дня.

Можно было проявлять меньше рвения, но, как показывает практика, компетентные люди обычно амбициозны и/или совестливы, так что им легче достать звездочку с неба, чем трудиться спустя рукава.

Если так случилось, что в числе добросовестных и самых загруженных сотрудников оказались вы, не пытайтесь стать обычным человеком. Несете ответственность, выполняете сложные задачи, или успешно справляетесь с большим объемом работы — так соберите плоды своих трудов.

У вас есть очевидные преимущества по сравнению с остальными:

  1. Вам есть что написать в резюме! Пока кто-то с трудом формулирует достижения для этого текста, вам есть чем похвастаться, и это будут не просто слова, но конкретные примеры. Отберите примеры самые яркие — когда перед вами стояла трудная задача, и вы справились. Например (для секретаря) вам удалось отправить руководителя на конференцию в другую страну, уладив вопрос с визой за один день. Или (пример для водителя) вы доставили первое лицо компании в аэропорт вовремя, несмотря на огромные пробки из-за марсиан, захвативших Землю (шутим). Или (пример для преподавателя) вы умеете «держать» аудиторию из 50-ти подростков. Или (для копирайтера) вы можете написать качественный текст объемом 10 тыс. знаков за 5 часов. Вспомните, когда вы по-настоящему гордились собой как профессионалом — это поможет сформулировать пример достижения для резюме.
  2. Вы можете себе позволить жить с ощущением, что вы легко найдете работу — если захотите. Желаете убедиться? Подготовьте качественное резюме и разместите его в интернете. Посмотрите на отклик. Обязательно добросовестно опишите в резюме навыки (которых у вас должно быть много, если своей компетентностью вы закрывали некомпетентность других). При качественном резюме вы сразу почувствуете интерес работодателей. И поймете, что пришел праздник на вашу улицу: теперь вы выбираете работодателей, а не они — вас.
  3. У вас есть основания потребовать повышения зарплаты. Так не стоит откладывать! Вы выполняете большой объем работы и заслуживаете адекватного вознаграждения.

Другой вопрос — как не позволить коллегам злоупотребить вашей компетентностью. Научитесь говорить «нет». Когда кто-то перекладывает на вас задачу — покажите список своих дел на сегодня и предложите коллеге подсказать, куда вы можете вписать его поручение. Есть другой вариант: предложите коллеге обмен. Вы помогаете ему выполнить одну задачу, он помогает вам выполнить другую. При подобном подходе количество желающих сделать работу вашими руками резко сократится.

Коллеги считают вас фриком

Фриком — то есть субъектом странным; не таким, как все.

Скорее всего, с первых дней работы вы не вписались в корпоративную культуру. Причем можно ведь вписаться в культуру формальную (в соответствии с которой все сотрудники ходят на работу при галстуках) и не вписаться в неформальную (в соответствии с которой большинство считает, что галстуки — это зло).

Проанализируйте, что именно разительно отличает вас от большинства членов коллектива. Причина нестыковки может быть банальной: все уходят с работы вовремя, а вы остаетесь допоздна, и коллеги думают, что вы таким образом подчеркиваете свою озабоченность делами подразделения (а они на вашем фоне выглядят бездельниками). Или большинство хохочет над пошлыми анекдотами местного шутника, а вы сохраняете бесстрастность, потому что вам непонятно, как можно смеяться над таким плоским юмором.

Если вам ясны причины вашего несоответствия общим настроениям и, скажем так, характеру коллектива и дорога работа — во многих случаях можно подстроить свое поведение под общую волну. Если же вы видите критические несоответствия, имеет смысл найти новую работу — и новый коллектив, с которым сложатся отношения взаимопонимания.

Trud.com

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1