Казань: Финансовый кризис повысит спрос на управленческий консалтинг

Автор: Татьяна Колчина  |   Источник: ДК - Казань

Игроки казанского рынка консалтинга считают, что финансовая нестабильность поставит компании перед необходимостью оптимизировать собственные бизнес-процессы. Часть предприятий, скорее всего, откажется от услуг консультантов. Однако эксперты считают – для того, чтобы свести последствия кризиса к минимуму, большинство компаний вынуждены будут обращаться за помощью в консалтинговые агентства.

Эксперты
Донат Габайдуллин,
Директор компании «Евростандарт-Консалтинг»
Юрий Галеев, Генеральный директор Республиканского центра маркетинга
Радик Ганиев, Директор ООО НПП «Дельта Ойл»
Айрат Гимадутдинов, Генеральный директор компании «Аудекс»
Юлия Голышева, Аналитик ИК «Финам» (Москва)
Оксана Евдокимова, И. о. директора по IT ГК «DОМО»
Александр Таркаев, Генеральный директор компании «Диалог-Консалтинг»
Ильдар Хуснутдинов, Заместитель гендиректора, руководитель департамента налоговых и бухгалтерских консультаций компании «Аудекс»

Вопросы
На какие услуги консалтинговых компаний упадет спрос?
Как компании будут оптимизировать системы управления?
Почему будет востребован управленческий консалтинг?

Участники рынка предсказывают заметное падение спроса на IT - и инвестиционный консалтинг (в частности, перевод финансовой отчетности клиента на международные стандарты). Однако эти потери не приведут рынок к стагнации, а лишь спровоцируют уменьшение темпов роста прибыли консалтинговых агентств. Согласно прогнозам, этот показатель по итогам 2008 г. снизится до 10% (в прошлом году он составил 20%). Консультанты уверены — снижение спроса в инвестиционном и IT-сегменте будет компенсировано востребованностью услуг в сфере управленческого консалтинга, а также финансовом и правовом сопровождении малых и средних компаний.

Компании приостановят переход на МСФО

На днях Правительство РТ заявило о том, что прогноз на 2009 г. по привлечению в регион инвестиций, в том числе иностранных, пересматриваться не будет. Министерство экономики Татарстана прогнозирует, что объем привлеченных средств в следующем году составит 328 млрд руб., что на 20% больше, чем в 2008 г. Однако эксперты считают правительственный прогноз неоправданно оптимистичным. По мнению Юлии ГОЛЫШЕВОЙ, аналитика ИК «Финам», реальный объем привлеченных инвестиций будет по меньшей мере на треть меньше: «В сложившихся условиях наиболее вероятны суммы в 200-250 млрд руб.».

Заметное сокращение зарубежных инвестиций повлечет за собой снижение спроса на услуги консалтинговых агентств по переводу финансовой отчетности компаний на международные стандарты, так как переход на МСФО является обязательным условием для получения иностранных кредитов. В крупнейших консалтинговых агентствах эта услуга приносила до 10% всей прибыли. Цена типового контракта на трансформацию финансовой отчетности для предприятия с активами, оцениваемыми примерно в 3 млрд руб., колеблется от 600 тыс. до 1 млн руб. «Без трансформации отчетности в соответствии с международными стандартами невозможно рассчитывать на адекватную оценку бизнеса потенциальным инвестором, — поясняет Айрат ГИМАДУТДИНОВ, генеральный директор консалтинговой компании «Аудэкс». — Для западных финансовых структур и инвестиционных фондов отчетность по МСФО служит основным источником информации о текущем состоянии и перспективах бизнеса». Теперь же, согласно прогнозам, предприятия промышленности, торговли, телекоммуникационные компании и строительные организации, наиболее часто демонстрировавшие потребность в переходе на МСФО, отодвинут планы на неопределенное время.

IT-консалтинг становится менее востребованным

Игроки рынка прогнозируют и снижение спроса на IT-консалтинг. В обычных условиях внедрение дорогих информационных продуктов позволяет оптимизировать процессы и сделать бизнес более прозрачным, в том числе и для собственника. Именно этим объяснялась популярность услуги. Однако теперь, по мнению Юрия ГАЛЕЕВА, генерального директора «Республиканского центра маркетинга», консалтинговые компании будут вынуждены делать поправку на кризис. «Наиболее востребованными окажутся недорогие решения, предполагающие максимальное участие сотрудников компании-клиента в их внедрении и дальнейшей поддержке», — считает эксперт. Успешнее всего будут продаваться проекты, дальнейшую поддержку которых компании-заказчики смогут осуществлять самостоятельно, в частности так называемые ERP - и MRP-системы.

Мнение г-на Галеева разделяет Оксана ЕВДОКИМОВА, и. о. директора по IT ГК «DOMO», рассказавшая ДК о совместном проекте с компанией «Аудэкс»: «В прошлом году нам нужно было очень быстро разработать программный продукт для автоматизации розницы. Собственных рабочих рук, чтобы в сжатые сроки переложить уже описанные и реализованные в другом программном продукте процессы на новое ПО, нам не хватало. Тем не менее мы осуществляли полный контроль за работой — самостоятельно тестировали готовый проект на соответствие поставленной задаче. Дальнейшее внедрение программы в магазинах сети выполнялось собственными силами». В компании DOMO признались, что предпочитают не заказывать конечное решение «под ключ», а работать вместе с аутсорсинговыми компаниями, принимая активное участие в разработке проекта. «Такая схема позволяет после внедрения поддерживать, тиражировать и развивать в подразделениях проект самостоятельно, без привлечения внешних консультантов», — поясняет г-жа Евдокимова. В DOMO отметили, что по приблизительным оценкам участие компании в проекте позволило сэкономить порядка 100 тыс. руб. на каждом магазине, которых сегодня в сети более 100.

Аналитики считают такую схему не только выгоднее, но и эффективнее классического IT-консалтинга. Заказчик в короткий срок получает решение и перенимает опыт. Наконец, современные комплексные программные продукты дороги, а в кризисное время предприниматели не рискнут вкладываться в технологии, которые в некоем, пусть и обозримом будущем позволят улучшить качество бизнес-процессов в компании. «Многие будут думать: «Зачем сегодня мне тратить деньги на автоматизацию, если завтра, возможно, моя компания перестанет существовать», — уверена г-жа Евдокимова.

Единственными потребителями дорогих программных продуктов станут немногочисленные компании, занимающиеся M&A-сделками: «Такие клиенты нуждаются в проектах по интеграции информационных систем объединяющихся компаний», — говорит Оксана Евдокимова.

Предприятия привлекают консультантов для оптимизации систем управления

Впрочем, игроки рынка полагают, что финансовый кризис вызовет повышение спроса на некоторые услуги консалтинговых компаний, в том числе управленческий консалтинг. Александр ТАРКАЕВ, генеральный директор компании «Диалог-Консалтинг», считает, что кризис заставит предприятия всех размеров и форм собственности стратегию победы поменять на стратегию обороны. Иными словами, большинство компаний откажется от планов по завоеванию новых рынков и перейдет к снижению издержек — кадровых, производственных и управленческих — и повышению производительности труда. «Исключением из правил станут лишь крупнейшие игроки, для которых кризис — это возможность скупить резко подешевевшие активы. Однако таких предприятий на рынке — единицы», — говорит эксперт.

Классическое направление управленческого консалтинга — постановка бюджетирования на предприятии. Снижение затрат на управление стоит номером один в списке антикризисных мероприятий даже у бюджетообразующих компаний региона. Существует два варианта изменения структуры управления: реинжиниринг, то есть отказ от старой системы менеджмента и создание новой «с нуля», и оптимизация — то есть усовершенствование. Эксперты уверены, что компании пойдут именно по пути оптимизации — реинжиниринг стоит намного дороже. Будет сокращаться управленческий персонал, за ним последует перераспределение должностных обязанностей.

Стоимость разработки методики бюджетирования зависит от масштабов бизнеса. В крупных консалтинговых агентствах такая услуга стоит до 80 тыс. руб. — для малых и средних компаний, и до 900 тыс. руб. — для крупных промышленных предприятий. При этом стоимость проекта обратно пропорциональна участию самого заказчика в проекте: активное участие сотрудников компании-клиента может сократить стоимость проекта в два раза.

Весьма показательным является проект ОАО «Казанский вертолетный завод». Предприятие встало перед необходимостью оптимизировать бюджет. Предложенные консультантами мероприятия предполагают сокращение расходов предприятия на социальную сферу. По расчетам, финансовый результат предполагает экономию в несколько десятков млн. руб. в год.

Донат Габайдуллин считает, что действенным средством для оптимизации расходов на менеджмент на сырьевых предприятиях, а также в компаниях, выпускающих и продающих продукцию, пользующуюся постоянным спросом, является внедрение систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО. Эксперт прогнозирует повышение спроса на услугу уже в начале будущего года. «Компании, работающие в этом консалтинговом поле, оценивают текущее состояние менеджмента на предприятии, разрабатывают все необходимые действия для перевода на ИСО и затем внедряют систему. Сертификат, подтверждающий, что на предприятии действует международная система контроля, является конкурентным преимуществом и позволяет фирме закрепиться на рынке, что сегодня особенно актуально», — поясняет г-н Габайдуллин. По информации эксперта, возможность перевода системы менеджмента на ИСО сегодня рассматривают 4 больших татарстанских организации, среди которых две нефтегазодобывающих компании, фирма, обслуживающая добывающий сектор, и крупный автомобильный дилер.

Малые и средние компании передадут бухгалтерию и правовое администрирование на аутсорсинг

Эксперты уверены, что финансовый кризис заставит малые и средние компании передать бухгалтерию, финансовое и юридическое администрирование на аутсорсинг консалтинговым фирмам. Причем предпочтение будет отдано крупным агентствам «с именем», так как у крупных консалтинговых компаний уже есть серийные решения, не требующие длительной проработки. А небольшие компании ставят перед консультантами простые задачи, требующие именно таких решений. «Малый и средний бизнес является наиболее активным потребителем услуги сопровождения бухгалтерского и налогового учета», — поясняет Ильдар ХУСНУТДИНОВ, руководитель департамента налоговых и бухгалтерских консультаций компании «Аудэкс». — Привлечение опытных специалистов гарантирует отсутствие ошибок».

Пока бухгалтерское и правовое сопровождение небольших фирм в портфеле крупных игроков консалтингового рынка не превышает 5%. Однако аналитики прогнозируют, что в ближайший год этот показатель может вырасти вдвое. Айрат Гимадутдинов: «Не исключаю, что налоговое администрирование будет ужесточаться. В связи с этим у малых и средних компаний поменяются приоритеты: если раньше предприниматели искали налоговые схемы, приносящие краткосрочную экономию, то сейчас приоритетным станет отсутствие нарушений фискального законодательства. Кроме того, у малого и среднего бизнеса возрастет потребность в отстаивании интересов перед налоговиками».

Привлечение внешних консультантов особенно актуально для клиентов, чей бизнес не диверсифицирован. Радик ГАНИЕВ, директор ООО «Дельта Ойл» (разрабатывает программное обеспечение для нефтедобывающих предприятий): «В нашей компании работает 15 человек. На этапе создания в компании была собственная финансово-экономическая служба. Однако впоследствии было принято решение передать бухгалтерию на аутсорсинг в консалтинговую компанию. Это позволяет экономить на штатных единицах и на содержании офисных помещений». Другим неоспоримым преимуществом привлечения сторонних консультантов предприниматели считают качественное обслуживание в течение всего года, тогда как штатному бухгалтеру трудовое законодательство обязывает предоставлять отпуск и оплачивать больничные листы.

Наконец, в сложных вопросах сотрудничество с крупным агентством гарантирует клиенту использование всего кадрового потенциала консалтинговой компании — юристов, бухгалтеров-практиков и консультантов по вопросам налогового законодательства. «Налоговое законодательство, и без того часто меняющееся, в связи с кризисом будет постоянно корректироваться, — дополняет г-н Хуснутдинов. — К примеру, недавно был изменен порядок уплаты НДС. Самостоятельно адаптироваться к частым изменениям достаточно сложно, поэтому малые компании обращаться за помощью к консультантам станут гораздо чаще».

Наконец, весьма востребованным окажется кадровый консалтинг. «Если кризис обострится, в самом невыгодном положении окажутся работники маленьких фирм, — уверен Донат Габайдуллин. — Многие малые и средние компании с необходимостью массового сокращения штата столкнутся впервые, работодатель должен будет уволить людей, не нарушая при этом трудового законодательства. Так что без помощи консультантов, работающих в сфере кадрового консалтинга, они обойтись не смогут.

Мнение
Интерес к МСФО будут проявлять малые и средние компании
Донат Габайдуллин, Директор компании «ЕвроСтандарт - Консалтинг»:
- Как только на финансовых рынках наступит некоторая стабилизация, спрос на перевод предприятий на МСФО и аудит финансовой отчетности снова повысится. После кризиса эти услуги станут актуальными не только для крупных предприятий, но и для малого и среднего бизнеса — предприниматели, как и в «докризисные» времена, будут брать кредиты в банках, искать поставщиков и покупателей за границей. Говорить о том, что привлечение инвесторов вовсе исчезло из планов компаний, нельзя — оно пока отодвигается на неопределенный срок.
Повысить спрос казанских компаний на услуги по переводу финансовой отчетности на международные стандарты может и принятие в 2009 г. международным советом по МСФО (IASB) нового стандарта отчетности для малых и средних предприятий, который, по расчетам разработчиков, на 85% облегчит подготовку отчета и, следовательно, сделает услугу более дешевой.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1