"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, N 11
С целью совершенствования работы по адаптации молодых специалистов к современному рынку труда в российских вузах создаются Центры содействия трудоустройству выпускников. В статье рассказывается об опыте работы Центра трудоустройства и сопровождения карьеры студентов и выпускников, созданного в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.
Вопросы взаимодействия системы образования с рынком труда все чаще становятся предметом дискуссий специалистов, а также поводом для разработки программ и принятия решений в различных профессиональных сообществах и учреждениях. В современных условиях вузовские центры содействия трудоустройству выпускников призваны помочь молодежи адаптироваться к современному рынку труда, причем важным акцентом в этой работе является технология сопровождения карьеры, а не выполнение отдельных мероприятий по трудоустройству.
Направления и приоритеты
Центр трудоустройства и сопровождения карьеры студентов и выпускников был создан в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева в 2006 г.
К настоящему времени определены ключевые направления работы Центра:
1. Работа с выпускниками и студентами: содействие трудоустройству и помощь в адаптации молодежи вуза к современным условиям рынка труда и новым профессиональным требованиям; развитие деловых и коммуникативных качеств студентов и выпускников университета.
2. Сотрудничество с работодателями и партнерами: проведение ярмарок вакансий, согласование договорных отношений с различными фирмами и организациями.
3. Маркетинг и PR-деятельность: изучение кадровых тенденций, анализ и прогнозирование потребностей работодателей, изучение спроса на специалистов по профилю университета; мониторинг профессиональных предпочтений студентов и результатов трудоустройства выпускников вуза; осуществление PR-мероприятий, обеспечивающих распространение информации о кадровых возможностях университета; позиционирование КГПУ в качестве учреждения, ориентированного на подготовку конкурентоспособных специалистов.
4. ИКТ-сопровождение: информационная поддержка карьерного продвижения студентов и выпускников университета; ведение корпоративного сайта, ведение баз данных вакансий и соискателей.
Приоритетами в деятельности Центра являются:
- учет запросов работодателей и особенностей современного рынка труда при подготовке молодых специалистов университета;
- повышение конкурентоспособности и адаптивности выпускников университета к реальным условиям профессиональной деятельности;
- внедрение современных технологий, содействующих эффективному трудоустройству и карьерному продвижению выпускников университета;
- разработка системы сопровождения молодых специалистов, работающих в сфере образования Красноярского края, подразделениями университета (кафедры и Центр трудоустройства).
Ведущими проектами Центра стали:
- "Партнерство" - разработка и реализация программ и проектов делового сотрудничества с работодателями и кадровыми службами Красноярского края.
- "Выпускник - Студенту" - содействие профессиональной адаптации студентов к современному рынку труда на основе их взаимодействия с выпускниками университета, создание базы данных по выпускникам прошлых лет, организация помощи успешных выпускников нынешним студентам.
- "Образование и Карьера" - разработка и применение в практике учебной работы университета профессионально-адаптирующего образовательного модуля "Технологии успешной карьеры".
- "Репетитор+" - создание университетского центра, содействующего репетиторству студентов и выпускников, создание условий для профессионального становления студентов в ходе индивидуально ориентированной практики в семье.
- "Профспектр" - разработка моделей профессиональных возможностей выпускников отдельных факультетов КГПУ, создание базы данных по организациям и фирмам, предлагающим соответствующие вакансии.
- "Молодежное агентство профессиональных проб" - разработка системы профессиональной адаптации студентов КГПУ в различных сегментах современного рынка труда на основе деловых связей с работодателями; проект направлен на развитие профессиональной адаптированности студентов и выпускников университета в ходе применения инновационных методов прохождения учебных практик (стажировок), позволяющих студентам качественнее осваивать профессиональную среду.
По результатам исследований был определен рейтинг факультетов КГПУ по вакансиям на соответствующие специальности (по материалам ведущих сайтов). Наиболее востребованными в настоящее время являются: Институт педагогики, психологии и управления образованием (79 вакансий), факультет информатики (45 вакансий), Институт специальной педагогики (25 вакансий).
Особенности карьерного продвижения выпускников были проанализированы по материалам проектов "Выпускник - Студенту" и "Профспектр". Данные характеристики были исследованы у выпускников исторического факультета (общее количество - 117 человек, представители 23 выпусков). Из них количество работающих в государственных учреждениях составило 83 человека, в коммерческой области - 34. Карьерный уровень опрошенных выпускников следующий: рядовой персонал - 64 человека (учителя, библиотекари, журналисты, менеджеры, специалисты), средний уровень персонала - 40 человек (заместители директора, заместители начальника, ведущие специалисты), руководители - 12 человек. Распределение по сферам деятельности оказалось таким: работающие в системе образования - 50%, органах власти - 16%, PR - 13%, торговле - 10%, сфере услуг - 5%, культуре-досуге - 4%, на производстве - 1%, в общественных организациях - 0,5%, неработающих - 0,5%.
Студенты и выпускники нашего университета, конечно, шире смотрят на свои профессиональные возможности, чем им "предписано дипломом". Они хотят попробовать себя в различных областях - и по профилю университета, и в смежных областях, и в сферах, далеких от образования. По нашей статистике, более 35% наших выпускников работают в сфере бизнеса, а более 25% трудятся в подразделениях госслужбы, учреждениях МВД, здравоохранения, просвещения и СМИ.
Анализ запросов работодателей
Одним из ключевых направлений работы Центра является проведение комплексных маркетинговых исследований, результаты которых позволяют существенно повысить эффективность трудоустройства выпускников университета. В ходе маркетинговых исследований проводится системный мониторинг потребностей работодателей. Причем учитываются запросы работодателей как по профилю университета, так и в смежных областях профессиональной деятельности. В этой связи необходимо отметить, что более 60% выпускников университета идут работать в смежные и иные области профессиональной деятельности. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, среди которых отметим следующие:
1. Конъюнктура рынка труда, которая задает рейтинг наиболее востребованных, выгодных и престижных профессий и видов деятельности.
2. Особенности функционирования учреждений системы образования: относительно небольшая заработная плата работников образования; неясность условий карьерного роста молодого специалиста; несовершенство системы адаптации молодых специалистов к профессиональным требованиям, предъявляемым к работнику школы; корпоративные издержки ряда учреждений образования.
3. С учетом опыта кадрового "обслуживания" учреждений в территориях Красноярского края следует отметить резкое отличие социально-бытовых условий проживания в сельской местности от условий города, что приводит к нежеланию выпускников университета работать в сельских школах.
Запросы учреждений-работодателей (школы, ДОУ, центры образования и т.п.) изучаются сотрудниками Центра как в отношении актуальных предложений, так и в связи с прогнозом на следующий учебный год. Так, в ходе сотрудничества Центра с Управлением образования Администрации Красноярского края была получена информация по профильным вакансиям на 2008 - 2009 учебный год в учреждениях малых городов края (всего 77 предложений).
Рейтинг факультетов по запросам на соответствующих
специалистов (по образовательным учреждениям
Красноярского края, июнь 2007 года)
245 ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│ │
│ │
210 ┼─────────────────────┬──┬─────────────────────────────────────────┤
│ │ │ │
К │ │ │ │
о │ │ │ │
л 175 ┼─────────────────────┤ ├─────────────────────────────────────────┤
и │ │ │ │
ч │ │ │ │
е │ │ │ │
с 140 ┼─────────────────────┤ ├─────────────────────────────────────────┤
т │ │ │ │
в │ │ │ │
о │ │ │ │
105 ┼─────────────────────┤ ├─────────────────────────────────────────┤
в │ │ │ │
а │ │ │ │
к │ │ │ │
а 70 ┼─────────────────────┤ ├─────────────────────────────────────────┤
н │ │ │ ┌──┐ │
с │ ┌──┐ │ │ │ │ ┌──┐ ┌──┐ │
и │ ┌──┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
й 35 ┼─┬──┬──────┤ ├─┤ ├─┤ ├─┤ ├──────┤ ├──────┤ ├─┬──┬───────────┤
│ │ │ ┌──┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌──┐ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌──┐ │ │ ┌──┐ │ │ │ │ │ │ ┌──┐ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
0 └─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┴──┴─┘
нач. физ. инф. фил. ин. мат. ИППУО ИСП ФПиПД ИСЕ, ист. ест. гео.
фак. фак. фак. фак. яз. фак. ФФКИС фак. фак. фак.
Рейтинг факультетов по запросам на соответствующих
специалистов (по образовательным учреждениям
Красноярска, сентябрь 2007 года)
55 ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│ │
50 ┼──────────────────────────────────────────────┬──┬────────────────┤
│ │ │ │
│ │ │ │
45 ┼──────────────────────────────────────────────┤ ├────────────────┤
│ │ │ │
│ │ │ │
К 40 ┼──────────────────────────────────────────────┤ ├────────────────┤
о │ │ │ │
л │ │ │ │
и 35 ┼──────────────────────────────────────────────┤ ├────────────────┤
ч │ │ │ │
е │ │ │ │
с 30 ┼──────────────────────────────────────────────┤ ├────────────────┤
т │ │ │ │
в │ │ │ │
о 25 ┼──────────────────────────────────────────────┤ ├────────────────┤
│ │ │ │
в │ │ │ │
а 20 ┼──────────────────────────────────────────────┤ ├────────────────┤
к │ │ │ ┌──┐ │
а │ ┌──┐ │ │ │ │ │
н 15 ┼──────────┬──┬────────────────────┤ ├────────┤ ├────────┤ ├────┤
с │ │ │ ┌──┐ │ │ │ │ │ │ │
и │ │ │ │ │ │ │ ┌──┐ │ │ │ │ │
й 10 ┼──────────┤ ├──────────────┤ ├──┤ ├──┤ ├──┤ ├────────┤ ├────┤
│ │ │ ┌──┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ┌──┐ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌──┐ │ │ │
5 ┼────┤ ├──┤ ├──┤ ├──┬──┬──┤ ├──┤ ├──┤ ├──┤ ├──┤ ├──┤ ├────┤
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
0 ┴────┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴────┘
нач. физ. инф. фил. ин. мат. ИППУО ИСП ФПиПД ИСЕ,
фак. фак. фак. фак. яз. фак. ФФКИС
Востребованность специальностей КГПУ на современном
рынке труда. Сравнительная характеристика сайтов по наличию
вакансий для специалистов сферы образования
┌──────────────────────┐
┌───────────────────────────────────────────┤┌──┐ │
90 ┼───────────────────────────────────────────┤│**│ www.krasrabota.ru│
│ ┌──┐ │└──┘ │
│ │//│ │┌──┐ │
│ │//│ ││//│ www.rosrabota.ru │
80 ┼─────────────────┤//├──────────────────────┤└──┘ │
│ │//│ │┌──┐ │
│ │//│ ││хх│ www.sibrabota.ru │
│ │//│ │└──┘ │
70 ┼─────────────────┤//├──────────────────────┤┌──┐ │
К │ │//│ ││\\│ www.job.ngs24.ru │
о │ │//│ │└──┘ │
л │ │//│ │┌──┐ │
и 60 ┼─────────────────┤//├──────────────────────┤│@@│ www.rabota.ru │
ч │ │//│ │└──┘ │
е │ │//│ │┌──┐ │
с │ │//│ ││ │ www.yarsk.ru/job │
т 50 ┼─────────────────┤//├──────────────────────┤└──┘ │
в │ │//│ │┌──┐ │
о │ │//│ ││++│ www.hrm.ru │
│ │//│ ┌──┐ │└──┘ │
в 40 ┼─────────────────┤//├──┤хх├────────────────┴──────────────────────┤
а │ │//│ │хх│ │
к │ │//│ │хх│ ┌──┐ │
а │ ┌──┐ │//│ │хх│ │\\│ │
н 30 ┼───────────┤**├──┤//├──┤хх├──┤\\├─────────────────────────────────┤
с │ │**│ │//│ │хх│ │\\│ │
и │ │**│ │//│ │хх│ │\\│ │
й │ │**│ │//│ │хх│ │\\│ │
20 ┼───────────┤**├──┤//├──┤хх├──┤\\├─────────────────────────────────┤
│ │**│ │//│ │хх│ │\\│ │
│ │**│ │//│ │хх│ │\\│ │
│ │**│ │//│ │хх│ │\\│ │
10 ┼───────────┤**├──┤//├──┤хх├──┤\\├─────────────────────────────────┤
│ │**│ │//│ │хх│ │\\│ ┌──┐ │
│ │**│ │//│ │хх│ │\\│ ┌──┐ │++│ │
│ │**│ │//│ │хх│ │\\│ │@@│ ┌──┐ │++│ │
0 └───────────┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴───────────────┘
Результаты мониторинга востребованности на специалистов образования имеют свою специфику по районам Красноярского края. Эта информация особенно актуальна в связи с заключением партнерских соглашений с территориальными управлениями образования по целевому обучению студентов в нашем вузе. Так, выявлены потребности работодателей районов края (451 вакансия) в отношении выпускников университета: факультет иностранных языков - 26%; факультет начальных классов - 14,8%; факультет физической культуры и спорта - 11,3%; факультет информатики - 7,3%; факультет физики - 6,7%; математический - 6,7%; филологический - 6,5; исторический факультет - 5,4%; факультет естествознания - 5,4%; Институт психологии, педагогики и управления образованием - 3,8%; факультет географический - 2,7%; Институт спортивных единоборств - 1,6%; факультет педагогики и психологии детства - 1,3%. А по степени востребованности работников образования территории Красноярского края можно разделить на 3 группы - по количеству вакансий на район (менее 5, от 5 до 17 и более 18 вакансий).
N |
Название факультета |
Наличие опыта |
Опыт работы с записью |
1. |
Факультет физической культуры |
92 |
48 |
2. |
Географический факультет |
73 |
20 |
3. |
Факультет естествознания |
68 |
37 |
4. |
Факультет информатики |
91 |
32 |
5. |
Математический факультет |
62 |
13 |
6. |
Факультет физики |
85 |
15 |
Степень разочарования выбранным факультетом
┌─────────────────────────┐
60 ┌──────────────┬──┬──────────────────────────┤┌──┐ поступление в КГПУ │
│ │**│ ││**│ на свой ф-т - 60% │
│ │**│ │└──┘ │
│ │**│ │┌──┐ поступление в другой│
50 ┼──────────────┤**├──────────────────────────┤│@@│ вуз - 28% │
│ │**│ │└──┘ │
│ │**│ │┌──┐ поступление в КГПУ │
│ │**│ ││хх│ на другой ф-т - 12% │
40 ┼──────────────┤**├──────────────────────────┤└──┘ │
│ │**│ └────────────────┬────────┘
│ │**│ │
│ │**│ │
30 ┼──────────────┤**├───────────────────────────────────────────┤
│ │**│ ┌──┐ │
│ │**│ │@@│ │
│ │**│ │@@│ │
20 ┼──────────────┤**├─────┤@@├──────────────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │
│ │**│ │@@│ │
│ │**│ │@@│ ┌──┐ │
10 ┼──────────────┤**├─────┤@@├─────┤хх├─────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
0 ┼──────────────┴──┴─────┴──┴─────┴──┴─────────────────────────┘
Проявление чувств в контексте трудоустройства
┌─────────────────────────┐
60 ┌────────────────────────────────────────────┤┌──┐ │
│ ┌──┐ ││**│ тревога - 59% │
│ │**│ │└──┘ │
│ │**│ │┌──┐ │
50 ┼──────────────┤**├──────────────────────────┤│@@│ уверенность - 25% │
│ │**│ │└──┘ │
│ │**│ │┌──┐ │
│ │**│ ││хх│ азарт - 20% │
40 ┼──────────────┤**├──────────────────────────┤└──┘ │
│ │**│ │┌──┐ │
│ │**│ ││++│ растерянность - 5% │
│ │**│ │└──┘ │
30 ┼──────────────┤**├──────────────────────────┴────────────────┬────────┘
│ │**│ │
│ │**│ ┌──┐ │
│ │**│ │@@│ │
20 ┼──────────────┤**├─────┤@@├─────┬──┬─────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
10 ┼──────────────┤**├─────┤@@├─────┤хх├─────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ ┌──┐ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │++│ │
0 ┼──────────────┴──┴─────┴──┴─────┴──┴─────┴──┴────────────────┘
В процессе работы информация, представляемая органами управления образования, уточнялась непосредственно у "прямых работодателей" (руководителей образовательных учреждений). Одновременно выявлялись проблемные моменты по трудоустройству выпускников, а именно:
1. Несовершенство критериев оценки эффективности деятельности вуза в отношении трудоустройства выпускников. Так, понятие "педагогический профиль университета" вступает в противоречие с наличием в вузе ряда непедагогических специальностей (переводчик, геоэколог, социальный работник, религиовед, менеджер). В этой связи "трудоустройство выпускников по специальности" приобретает новое значение.
2. Наличие "скрытых вакансий" и "неактуализированных вакансий". Руководители учреждений образования не заинтересованы в представлении своих заявок в Управления образования по ряду причин: в силу необходимости сохранения "свободы кадрового выбора", для поддержания лояльности со стороны начальства, в силу несовершенства системы кадрового сопровождения в сфере образования. Феномен неактуализированных вакансий связан с юридическими, организационными и компетентностными причинами, которые сдерживают замену работника на более квалифицированного специалиста.
3. Несовершенство регламентов и процедур сбора и предоставления данных по вакансиям учреждений образования, что ярко проявляется в несогласованности сроков подачи сводной информации, отсутствии оперативной информации и данных полного прогноза (краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного) запросов учреждений-работодателей.
Среди тенденций, которые характеризуют потребности работодателей и особенности вхождения молодых специалистов университета в современный рынок труда, наиболее четко наблюдаются такие:
1. Подавляющее большинство выпускников вуза стремятся найти работу и остаться жить в большом городе, что объясняется социально-бытовыми условиями, карьерными предпочтениями, финансовыми возможностями, преимуществами культурной и общественной жизни в городе.
2. Значительная часть выпускников (до 80% на отдельных факультетах) ориентирована на работу в смежных или непрофильных областях профессиональной деятельности, которые являются более престижными и материально обеспеченными, а также имеют явные и более выгодные карьерные перспективы.
3. Отмечается также положительная динамика в занятости студентов университета на основной либо временной работе. Среди студентов-пятикурсников доля этой категории учащихся весьма значительна. По результатам исследований, проведенных сотрудниками Центра трудоустройства, опыт работы студентов-выпускников различных факультетов имеет свою специфику.
Мониторинг профессиональных предпочтений
(анкетирование выпускников, 512 человек)
Особенности трудового опыта
┌───────────────────────────┐
│┌──┐ официальное │
40 ┌──────────────────────────────────────────┤│**│ трудоустройство - 34% │
│ ┌──┐ │└──┘ │
│ │@@│ │┌──┐ без трудовой │
35 ┼────────────────────┤@@├──────────────────┤│@@│ книжки - 38% │
│ ┌──┐ │@@│ │└──┘ │
│ │**│ │@@│ │┌──┐ не имеют опыт │
30 ┼───────────┤**├─────┤@@├──────────────────┤│хх│ работы - 21% │
│ │**│ │@@│ │└──┘ │
│ │**│ │@@│ └───────────────┬───────────┘
25 ┼───────────┤**├─────┤@@├──────────────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │
│ │**│ │@@│ ┌──┐ │
20 ┼───────────┤**├─────┤@@├─────┤хх├─────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
15 ┼───────────┤**├─────┤@@├─────┤хх├─────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
10 ┼───────────┤**├─────┤@@├─────┤хх├─────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
5 ┼───────────┤**├─────┤@@├─────┤хх├─────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
0 ┼───────────┴──┴─────┴──┴─────┴──┴─────────────────────────┘
Планирование работы по специальности
┌───────────────────────────┐
│┌──┐ планируют работать │
40 ┌───────────┬──┬───────────────────────────┤│**│ по специальности - 40%│
│ │**│ │└──┘ │
│ │**│ ┌──┐ │┌──┐ не планируют работать │
35 ┼───────────┤**├──────────────┤хх├─────────┤│@@│ по специальности - 38%│
│ │**│ │хх│ │└──┘ │
│ │**│ │хх│ │┌──┐ │
30 ┼───────────┤**├──────────────┤хх├─────────┤│хх│ сомневающиеся - 21% │
│ │**│ │хх│ │└──┘ │
│ │**│ │хх│ └─────────────────┬─────────┘
25 ┼───────────┤**├──────────────┤хх├───────────────────────────┤
│ │**│ │хх│ │
│ │**│ │хх│ │
20 ┼───────────┤**├──────────────┤хх├───────────────────────────┤
│ │**│ ┌──┐ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
15 ┼───────────┤**├─────┤@@├─────┤хх├───────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
10 ┼───────────┤**├─────┤@@├─────┤хх├───────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
5 ┼───────────┤**├─────┤@@├─────┤хх├───────────────────────────┤
│ │**│ │@@│ │хх│ │
│ │**│ │@@│ │хх│ │
0 ┼───────────┴──┴─────┴──┴─────┴──┴───────────────────────────┘
Ориентация в уровне востребованности
полученной специальности
┌───────────────────────────┐
50 ┌──────────────────────────────────────────┤┌──┐ очень │
│ ││++│ востребована - 18% │
│ ┌──┐ │└──┘ │
│ │**│ │ │
40 ┼──────────────┤**├────────────────────────┤┌──┐ средняя │
│ │**│ ││**│ востребованность - 44%│
│ │**│ │└──┘ │
│ │**│ ┌──┐ │┌──┐ низкая │
30 ┼──────────────┤**├─────┤@@├───────────────┤│@@│ востребованность - 33%│
│ │**│ │@@│ │└──┘ │
│ │**│ │@@│ │┌──┐ │
│ │**│ │@@│ ││хх│ не осведомлены - 5% │
20 ┼──────────────┤**├─────┤@@├───────────────┤└──┘ │
│ ┌──┐ │**│ │@@│ └─────────────────┬─────────┘
│ │++│ │**│ │@@│ │
│ │++│ │**│ │@@│ │
10 ┼─────┤++├─────┤**├─────┤@@├─────────────────────────────────┤
│ │++│ │**│ │@@│ │
│ │++│ │**│ │@@│ ┌──┐ │
│ │++│ │**│ │@@│ │хх│ │
0 ┼─────┴──┴─────┴──┴─────┴──┴─────┴──┴────────────────────────┘
С одной стороны, увеличение доли работающих студентов представляет собой механизм саморегулирования процессов трудоустройства, с другой, эта тенденция влияет на отток выпускников университета из сегмента профильной педагогической деятельности.
Стоит особо отметить возрастающую заинтересованность руководителей государственных, коммерческих и общественных организаций в сотрудничестве с Центром трудоустройства нашего университета. Серьезную заинтересованность в вопросах взаимодействия проявляют: Агентство по труду и занятости населения Администрации Красноярского края, центры карьеры красноярских вузов (особенно Центр трудоустройства Сибирского федерального университета), учреждения образования Красноярска и Красноярского края (школы, детские сады, центры дополнительного образования), ГУФСИН, ДПС УВД Красноярска. Среди коммерческих организаций стоит отметить "Атлантик Моторс", "Евросеть Новосибирск", "МегаФон", "Техно-Трейд", "Саянское Кольцо", "Источник", КА "Соболь", ИСС "24 Регион", "Лидер Софт", "Кузбасский пищекомбинат", "Красный Яр", "Славица", "Командор", "Вентокальдо", кадровые агентства и центры "Анкор", "КАДрекрутинг", "Персонал-Сервис", "Клиент-Сервис", "Дилайн". ИКТ-сопровождение работы Центра трудоустройства осуществляется в партнерстве с "кадровыми" сайтами www.ngs24.ru, www.rosrabota.ru, www.sibrabota.ru.
Профессионально адаптирующая образовательная практика
Современному обществу важно, чтобы сегодняшний выпускник вуза был профессионально успешным и мобильным, умеющим строить свою собственную карьеру и активно содействующим благополучному развитию всего общества.
Учитывая заявленные тенденции и особенности в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева с 2007 г. ведется разработка и апробация профессионально-адаптирующего учебного курса "Технологии успешной карьеры". Этот курс предлагается студентам 4 - 5 года обучения, его целью является овладение студентами способами успешного поведения на современном рынке труда, знакомство с технологиями карьерного продвижения и стратегиями профессионального развития. При этом определены следующие задачи:
1. Актуализация мотивов профессиональной реализации с учетом современных социально-экономических условий и новых профессиональных требований.
2. Овладение студентами информационной основы, связанной с особенностями поиска работы, трудоустройства, адаптации на рабочем месте и ориентирами профессионального роста.
3. Освоение приемов и технологий, помогающих молодому специалисту быть конкурентоспособным и успешным в своем профессиональном продвижении.
Тематическая часть программы включает, в частности, следующие разделы:
1. Профессиональное будущее молодого специалиста. Образ идеального рабочего места и компании-работодателя. Методы определения собственных потребностей. Карта потребностей. Планируем (проектируем) свою карьеру.
2. Обзор тенденций современного рынка труда. Место молодого специалиста в мире современных профессий. Особенности трудоустройства выпускников педагогического вуза.
3. Профессиональные практики. Разновидности профессиональных проб. Личностное и профессиональное в человеке. Профориентационное тестирование и анкетирование. Взаимосвязь между "я хочу" и "я могу". Особенности профессионального выбора. Возможные сферы профессиональной деятельности. Профильные и смежные профессии. Универсальность профессиональных компетентностей.
4. Варианты поиска работы (поиск работы по печатным изданиям, по кадровым агентствам, в ходе визитов к работодателям, с помощью ресурсов Интернет, по знакомым).
5. Особенности составления профессионального резюме. Сопроводительные и рекомендательные письма. Составление собственного резюме, сопроводительного письма и отправление документов работодателю. Размещение резюме на сайте.
6. Правила подготовки и ведения телефонного собеседования. Подготовка к собеседованию (информационная, психологическая, эстетическая, этическая). Участие в собеседовании: вопросы на интервью и как на них нужно отвечать, какие вопросы и как можно задавать, как узнать о предлагаемой зарплате и функциональных обязанностях.
7. Юридические вопросы трудоустройства. Основы трудового законодательства. Права и обязанности молодого специалиста. Документы, необходимые при трудоустройстве. Социальный пакет. Бонусы и льготы.
8. Адаптация на новом рабочем месте. Корпоративная культура: способы гибкого вхождения в жизнь и деятельность компании. Традиции и стратегия развития учреждения (фирмы) - работодателя.
9. Работник со стажем. Профессиональные стереотипы и деформации: проявления и выявление. Тренинг "Профессиональное выгорание". Этапы карьерного роста. Смена работы и выход в смежные профессиональные области.
Предлагаются также темы исследовательского характера ("Профессиональные предпочтения студентов КГПУ", "Особенности мотивации выбора будущей профессии старшеклассниками", "Профессии, подходящие для выпускников факультета" и т.п.), методических разработок (элективных курсов "Мир профессий", комплектов профориентационных тестов для учащихся и взрослых, проекта программы работы профконсультанта и т.п.), эссе (рассуждение о своем профессиональном настоящем и будущем).
Результаты введения курса "Технологии успешной карьеры" оцениваются в ходе анкетирования и бесед со студентами. Часть этих материалов представляется в диаграммах.
Сравнение профессиональных планов студентов-выпускников
2007 г. и 2008 г. с учетом полученной в вузе специальности
100 ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│ ┌───────────────────────┐ ┌────┐ │
│ │┌──┐ │ │////│ │
80 ┼──┤│//│ выпускники 2007 г.├────────────────┤////├───────────┤
│ │└──┘ │ │////│ │
│ │┌──┐ │ │////│ │
│ ││ │ выпускники 2008 г.│ │////│ │
60 ┼──┤└──┘ ├────────────────┤////├─┬────┬────┤
│ └───────────────────────┘ │////│ │ │ │
│ │////│ │ │ │
│ │////│ │ │ │
40 ┼───────────────────────┬────┬──────────────┤////├─┤ ├────┤
│ ┌────┐ │////│ │////│ │ │ │
│ │ │ │////│ │////│ │ │ │
│ │ │ │////│ │////│ │ │ │
20 ┼──────────┤ ├───────┤////├──────────────┤////├─┤ ├────┤
│ │ │ │////│ │////│ │ │ │
│ ┌────┐ │ │ │////│ │////│ │ │ │
│ │////│ │ │ │////│ ┌────┐ │////│ │ │ │
0 ├───┴────┴─┴────┴───┬───┴────┴─┴────┴───┬───┴────┴─┴────┴────┘
да нет сомневаюсь
Результаты, представленные в этой диаграмме, показывают повышение количества студентов, желающих работать по специальности и в смежных областях профессиональной деятельности. Кроме того, отмечается существенное снижение количества студентов 5-курсников, которые находятся в неопределенности при выборе дальнейшего пути профессиональной деятельности.
Сравнение предпочтительного способа поиска работы
студентов-пятикурсников 2007 г. и 2008 г. выпуска
60 ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ │
│┌───────────────────────┐ │
││┌──┐ │┌────┐ │
50 ┼┤│//│ выпускники 2007 г.├┤ ├─────────────────────────────┤
││└──┘ ││ │ ┌────┐ │
││┌──┐ ││ │ │ │ │
│││ │ выпускники 2008 г.││ │ │ │ │
40 ┼┤└──┘ ├┤ ├────────┤ ├───────────────┤
│└───────────────────────┘│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
30 ┼───────────┬────┬────────┤ ├────────┤ ├───────────────┤
│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ ┌────┐ │
│ │ │ │ │ ┌────┐ │ │ │////│ │
20 ┼───────────┤ ├─┬────┬─┤ ├─┤////├─┤ ├─┤////├────────┤
│ │ │ │////│ │ │ │////│ │ │ │////│ │
│ │ │ │////│ │ │ │////│ │ │ │////│ │
│ │ │ │////│ │ │ │////│ │ │ │////│ ┌────┐ │
10 ┼────┬────┬─┤ ├─┤////├─┤ ├─┤////├─┤ ├─┤////├─┤ ├─┤
│ │////│ │ │ │////│ │ │ │////│ │ │ │////│ │ │ │
│ │////│ │ │ │////│ │ │ │////│ │ │ │////│ │ │ │
│ │////│ │ │ │////│ │ │ │////│ │ │ │////│ │ │ │
0 └────┴────┴─┴────┴┬┴────┴─┴────┴┬┴────┴─┴────┴┬┴────┴─┴────┴─┘
СМИ Личные связи
В данной диаграмме обращает на себя внимание значительное повышение количества студентов, планирующих искать работу через учреждения СМИ и кадровые агентства, а также снижение доли студентов, индифферентных к поиску работы.
Характерной особенностью является снижение тревожных состояний студентов-выпускников в связи с будущим трудоустройством и явное повышение уверенности в ситуациях трудоустройства, включающих собеседование с работодателями, адаптацию на новом рабочем месте, проявление профессиональных и личностных качеств.
Особенности эмоционального состояния выпускников
в контексте будущего трудоустройства (сравнение между
студентами-пятикурсниками 2007 г. и 2008 г. выпуска)
70 ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ ┌───┐ │
│ │ │ │
│ │ │ ┌───────────────────────┐│
60 ┼─────────────────────────┤ ├─────┤┌──┐ ├┤
│ │ │ ││ │ выпускники 2007 г.││
│ │ │ │└──┘ ││
│ │ │ │┌┬┬┐ ││
50 ┼─────────────────────────┤ ├─────┤││││ выпускники 2008 г.├┤
│ │ │ │└┴┴┘ ││
│ │ │ └───────────────────────┘│
│ │ │ │
40 ┼─────────────────────────┤ ├┬┬┬┬┬─────────────────────────┤
│ │ ││││││ │
│ │ ││││││ │
│ │ ││││││ ┌┬┬┬┐ │
30 ┼─────────────────────────┤ ├┤│││├──────┤│││├──────────────┤
│ │ ││││││ │││││ │
│ │ ││││││ │││││ │
│ │ ││││││ │││││ │
20 ┼──────────────┬───┬──────┤ ├┤│││├──────┤│││├──────────────┤
│ │ │ │ ││││││ │││││ │
│ │ │┌┬┬┬┐ │ ││││││ │││││ │
│ │ ││││││ │ ││││││ │││││ │
10 ┼──────────────┤ ├┤│││├─┤ ├┤│││├─┬───┬┤│││├─┬───┬────────┤
│ │ ││││││ │ ││││││ │ ││││││ │ │ │
│ ┌┬┬┬┐ │ ││││││ │ ││││││ │ ││││││ │ │ │
│ ┌───┐│││││ │ ││││││ │ ││││││ │ ││││││ │ │┌┬┬┬┐ │
0 └───┴───┴┴┴┴┴┴┬┴───┴┴┴┴┴┴┬┴───┴┴┴┴┴┴┬┴───┴┴┴┴┴┴┬┴───┴┴┴┴┴┴───┘
Безразличие Тревога Смешанные
чувства
Подводя итог данного направления работы, можно констатировать позитивное значение введение в практику обучения студентов учебного курса "Технологии успешной карьеры" профессионально-адаптирующей направленности и необходимость комплексной организации этой деятельности на факультетах КГПУ им. Астафьева.
Итоги
В целом следует констатировать, что за период деятельности в университете Центра трудоустройства наблюдается позитивная динамика в ряде направлений. Так, в ходе исследований были выявлены значимые тенденции в особенностях профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников педагогического университета к современному рынку труда: рост количества выпускников, трудоустроившихся по специальности (в 2007 г. на 13% по сравнению с 2004 г.); снижение числа самостоятельно трудоустроившихся выпускников (за период 2004 - 2007 гг. на 10%); увеличение спроса работодателей на специалистов, выпускаемых вузом (за время с 2004 г. по 2007 г. на 24%). Такому улучшению ситуации способствует комплекс мероприятий и направлений работы Центра: проведение Дней карьеры; информационное сопровождение трудоустройства в ходе выставления актуальной информации на стендах в корпусах вуза, ведения специального сайта (www.profakcent.kspu.ru), размещения информации на партнерских сайтах (www.ngs24.ru, www.sibrabota.ru, www.rabota.krasnoyarsk.ru), публикаций в корпоративной газете университета, а также ежемесячного предоставления услуги "Электронная рассылка новых вакансий" (список абонентов составляет более 80 человек).
В ближайшие планы Центра трудоустройства входит установка в корпусах университета светодиодных табло для оперативного информирования студентов о различных предложениях работодателей, а также запуск автоматизированной системы мониторинга трудоустройства студентов и выпускников университета.
Сама жизнь показывает, что нашим вузам необходимо создавать и развивать центры карьеры как место, где оказывается полноценная психологическая, информационная, юридическая помощь, место, где выстраивается деловое сотрудничество между вузом, соискателем и работодателем. В целом конкурентоспособность и имидж современного вуза, безусловно, определяются профессиональной мобильностью и карьерными достижениями его выпускников. Оценивая работу Центра трудоустройства КГПУ, можно отметить, что многогранная система сотрудничества, выстроенная за 2006 - 2008 гг., и организация деятельности в виде проектов - все это обеспечивает высокие показатели профессиональной адаптации и трудоустройства выпускников педагогического университета к современному рынку труда.
А.Новобранцев
К. п. н.,
директор
Центра трудоустройства и развития
карьеры студентов и выпускников
Красноярского государственного
педагогического университета
Подписано в печать
12.10.2008
Поделиться