Какую роль играет посещение презентационных мероприятий в процессе выбора тренинга?

Елена Жданова, ведущий тренер-консультант ГК МИМ:

Сегодня рынок насыщен всевозможными тренингами. При этом многие компании предлагают приблизительно одинаковый перечень услуг, и выбрать бывает сложно. Поскольку именно тренеру предстоит общаться с клиентами, решать профессиональные задачи, поставленные кампанией-заказчиком, важно найти такого специалиста, который бы удовлетворял всем требованиям: знал, как удержать внимание группы, владел приемами мягкого разрешения конфликтных ситуаций, обладал особой «харизмой» и был им просто симпатичен.

Презентационные мероприятия консалтинговых компаний – это, по сути дела, своеобразная «демоверсия». Предварительное участие в них на этапе выбора тренинга позволяет познакомиться с тренером, увидеть стиль его работы, методику проведения занятий. Также важно убедиться в том, что все соответствует задачам и ожиданиям заказчика, и понять, что этот специалист действительно «его». Кроме того, участники презентаций получают возможность посмотреть на тренинговую компанию «изнутри», узнать, как организован процесс обучения, задать вопросы по программе курса.

Татьяна Георгиева, генеральный директор компании «Демосфен»:

Об отношении тренинговой компании к клиенту свидетельствуют стиль общения и подробные ответы даже на самые простые вопросы заказчика, поэтому посещение презентаций полезны при выборе провайдера. Решающими критериями могут стать атмосфера внутри тренинговой организации: если коллектив представляет собой сплоченную команду, в его профессионализме можно не сомневаться. В ходе диалога заказчик легко сможет понять, с какими компаниями точно не следует иметь дело. Основным фактором, влияющим на принятие решения о выборе провайдера, нередко становится личность тренера.

Судить об эффективности программы по презентации иногда бывает сложно. Если она стандартна, ее ценность часто зависит только от личности тренера. Не всегда возможно «взвесить» потенциал эксклюзивной программы в ходе презентации. Например, тренинг, посвященный развитию голоса - одного из важнейших инструментов публичного выступления, - на 80% состоит из упражнений и их демонстрация не позволит создать адекватного впечатления о программе.

Как часто провайдеры вносят изменения в содержание стандартных тренинговых программ с учетом рыночных предпочтений?

Денис Чистяков, директор департамента по работе с корпоративными клиентами «Клаб Консалт»:

Стандартная программа модифицируется провайдером каждый раз, когда к ней обращается заказчик. Может меняться как содержание программы, так и форма подачи материала: упрощают или отменяют те блоки, которые в меньшей степени отвечают запросам компании. Если в обучении нуждается большое число сотрудников, тренинг можно трансформировать в активный семинар. Иногда заказчик пытается решить несколько задач в рамках одного тренинга. Так появляются «комбинированные» занятия, которые соединяют в себе, например, курс по продажам и мерчендайзингу.

Тренинг может модифицироваться и в связи с тенденцией рынка. Например, в 2003 году у нас существенно изменились программы из-за полной замены штата привлекаемых тренеров, поскольку клиенты хотят учиться у профессионалов, вышедших из бизнес-среды, и требуют, чтобы тренинги включали реальные ситуации из опыта их компаний. Такие изменения в программах происходят примерно каждые три месяца.

Иван Гаврилов, руководитель тренингового отдела консалтинговой компании Human Factors (Russia):

Лицензионные тренинговые программы, разработанные западными компаниями, не меняются, так как их структура и содержание сертифицированы.

Остальные курсы обучения – авторские, они, как правило, посвящены конкретным бизнес-процессам и строятся на основе методических наработок тренинговой компании по данному вопросу. Если по определенным позициям мнения заказчика и автора программы расходятся или существует ярко выраженная специфика бизнеса, план обучающего курса корректируют. Такая адаптация в соответствии с потребностями заказчика проводится практически всеми тренинговыми компаниями, время от времени стандартный вид меняется, потому что этого требует рынок в целом. Раньше жизненный цикл тренинга длился два года, сегодня, когда компании регулярно обучают персонал, он сократился до 6 месяцев. Есть два пути модернизации программы: она либо усложняется и из источника базовых знаний превращается в инструмент для развития определенных навыков и компетенций, либо какой-то ее модуль заменяется новым.

Изменилось ли соотношение запросов на открытые и закрытые тренинги в последнее время?

Наталья Ускова, директор по развитию бизнеса Центра обучения «КЛАСС» Л.Кроля :

За последние полтора года значительно увеличился интерес к корпоративным программам. Компании-заказчики разрабатывают учебные планы для персонала, выбирают провайдеров для проведения занятий с сотрудниками разного статуса. Осознав стратегическую важность развития персонала, российский бизнес почувствовал еще и вкус к системному обучению.

Такой подход приносит ощутимую пользу заказчикам и выгоден тренинговым компаниям не только с финансовой стороны, но и в плане накопления опыта. Работая с сотрудниками фирм в рамках корпоративного формата обучения, тренер получает возможность углубиться в вопросы, которые в открытом режиме затрагиваются поверхностно.

Однако этот факт не ставит под угрозу существование открытых тренингов. Без внимания не остаются, в первую очередь, авторские курсы, являющиеся брендовыми продуктами конкретных обучающих компаний.

Мария Сафонова, руководитель отдела корпоративных программ МИРБИС:

Если ранее потребность в закрытых тренингах была значительно выше, то теперь популярность открытых с ними практически сравнялась. Еще два года назад обучение вне компании в большей степени интересовало в основном физических лиц, сегодня же сами организации направляют своих специалистов на занятия по краткосрочным специализированным программам. Подход компаний к повышению уровня персонала становится дифференцированным: они разобрались в достоинствах и недостатках обоих форматов обучения.

Думаю, что интерес организаций к открытым учебным программам в будущем усилится, особенно со стороны представителей среднего бизнеса. Но будут востребованы и корпоративные тренинги, поскольку у компаний всегда существует необходимость обучения большого числа сотрудников «внутри» организации.

Элитный персонал № 35(370) 7 сентября 2004 года

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий