Каковы возможные правовые последствия для работодателя в случае принятия на работу сотрудников-мужчин без предъявления последними документов воинского учета (военных билетов)?

По состоянию на: 02.11.2006
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2006
Автор: Савина Т. А.
Тема: Оформление приема на работу

Каковы возможные правовые последствия для работодателя в случае принятия на работу сотрудников-мужчин без предъявления последними документов воинского учета (военных билетов)?
О. В. Хохлова, нач. ОК, г. Казань

В соответствии с п. 23 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.98 № 1541 (далее – Положение о воинском учете) для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
  а) проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, – удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;
  б) установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;
  в) направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства;
  г) обеспечить полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих в организациях;
  д) сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, – с учетными данными органа местного самоуправления;
  е) направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
  ж) своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;
  з) ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
  и) оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;
  к) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты для постановки на воинский учет;
  л) сообщать в 2-недельный срок в военные комиссариаты обо всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу или уволенных с работы;
  м) направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организации, в т. ч. забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.

Указанные обязанности руководитель организации или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу, могут выполнять только в том случае, если работник предоставит документы воинского учета, к которым относятся: военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Именно на основании этих документов заполняется раздел 2 личной карточки формы Т-2, по которой ведется воинский учет (п. 21 Положения о воинском учете).

Документы воинского учета в соответствии со ст. 65 ТК РФ относятся к тем, которые должны предъявляться работником при приеме на работу. Поэтому работодатель вправе потребовать указанные документы, а работник должен их предъявить. В противном случае работодатель в лице руководителя или иного лица, осуществляющего военно-учетную работу, не сможет в полной мере выполнять обязанности по воинскому учету.

Между тем граждане и должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету, установленных Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Такая ответственность, в частности, предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Так, согласно статье 21.1 КоАП РФ непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, – влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); согласно ст. 21.2 КоАП РФ неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1