Каковы особенности выплаты пособия по беременности и родам адвокатам

"Кадровик. ру", 2013, N 3

Вопрос: Каковы особенности выплаты пособия по беременности и родам адвокатам?

Ответ: Согласно ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с последующими изменениями и дополнениями), право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Часть 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в ред. от 29.12.2012) устанавливает, что самозанятые граждане (к которым относятся и адвокаты) подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на данные случаи и уплачивают за себя страховые взносы.

Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного ст. 4.5 настоящего Федерального закона (ч. 4 той же статьи).

Положение о порядке исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение о порядке исчисления пособий), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, посвящает вопросам исчисления пособий по беременности и родам данной категории работников п. 3: средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия таким работникам, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Пункт 15 Положения предписывает так определять в этих случаях средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам: средний дневной заработок равен соотношению МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, и числа календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай.

Размер страховых взносов, которые эти граждане должны уплачивать в Фонд социального страхования, согласно п. 7 Положения, равен стоимости страхового года за календарный год, предшествующий году, в котором наступили временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком.

Нормы, устанавливающие порядок исчисления этих пособий исходя из минимального размера оплаты труда, действуют с 2010 г. и становились предметом рассмотрения высших судов по искам недовольных адвокатов.

Один из таких споров рассматривался в Верховном Суде РФ.

На практике. В обоснование заявленного требования "о признании недействующим п. 3 Положения" адвокат сослалась на то, что данный пункт в указанной части противоречит п. 4 ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ), гарантирующего каждому адвокату социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации. Заявитель считает, что действующая редакция оспоренной нормы нарушает ее право как адвоката на социальное обеспечение, поскольку в случае болезни ей исчисляется пособие по временной нетрудоспособности исходя из минимального размера оплаты труда, а не из ее личного дохода, как это было до 1 января 2010 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ не нашла оснований для ее удовлетворения, что и обосновала в Определении от 06.03.2012 N АПЛ12-62.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) относит к лицам, имеющим право на данное пособие, в том числе адвокатов при условии, что они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, определяемой с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года (ч. 3, 4 ст. 2, ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ).

При этом ч. 2.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусматривает, что их средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Реализуя предоставленные федеральным законом полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 15.06.2007 N 375 утвердило Положение о порядке исчисления пособий, отдельная норма которого оспаривается заявителем.

Суд первой инстанции исходил из того, что по своему содержанию п. 3 Положения о порядке исчисления пособий воспроизводит установленное ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ правило о том, что средний заработок для исчисления пособия лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

По правилам, предусмотренным указанным Законом N 255-ФЗ, реализуется и положение п. 4 ст. 3 Закона N 63-ФЗ, гарантирующее каждому адвокату социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации. Верховный Суд пришел к выводу, что оспариваемая правовая норма не изменяет и не искажает эти правила, в связи с чем оснований для признания ее недействующей не имеется.

С. Ардатова

Эксперт

Национального союза кадровиков

Подписано в печать 22.03.2013

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1