Открывать собственный бизнес с каждым годом все более модно. Однако, у начинающего предпринимателя возникает очень много вопросов о том, как создавать бизнес, как им управлять, как продвигать, на какие продукты и услуги лучше ориентироваться и т.д. Далеко не все вопросы можно решить, обратившись за формальной консультацией к юристам и бухгалтерам. Чаще всего необходим совет от человека, который уже сталкивался с аналогичными ситуациями на собственном опыте. Многие предприниматели готовы помочь начинающим компаниям. Но чего вам ожидать от подобных деловых отношений? И какими качествами должен обладать ваш бизнес-гуру?
- Энтузиазм. Вам нужен человек, у которого есть опыт и навыки, необходимые для поднятия вашего бизнеса на новый уровень. Но насколько заинтересован в этом сотрудничестве ментор? В идеале он тоже должен извлечь какую-то пользу. Например, получить хорошую рекламу, когда ваш бизнес заработает. У ментора должно быть желание помогать. Конечно же, всегда существует некое соотношение альтруизма и прагматизма, однако есть люди, которые просто хотят помочь сделать мир лучше.
- Опыт. Хотя вы ищите ментора, но вы также ищите и специалиста. Это идеальное сочетание. Вам не нужен ментор, не имеющий опыта работы в той сфере бизнеса, которым вы занимаетесь. Для того чтобы помочь вам, ментору нужен не только большой опыт, но и достаточно глубокие знания вашего сектора. Попробуйте найти в Интернете информацию о вашем потенциальном менторе, чтобы оценить его опыт и репутацию.
- Оплата. Держитесь подальше от менторов, которые ждут регулярной платы за свои услуги. Платные бизнес-консультации — полезный и достойный бизнес, который не имеет к менторству никакого отношения. На начальном этапе вам нужны бесплатные советы. При необходимости вы можете предложить ментору процент с будущей прибыли, но не слишком высокий. Оптимальный вариант — от 1 до 5% акций вашей компании. Если же ментор настаивает на почасовой оплате, этот человек вам не подходит. Подумайте сами, сколько стоит час работы успешного бизнесмена.
- Реализм. Вы всегда будете стоять за скорейший запуск своего проекта, потому что ваш продукт или услугу ждет весь мир. Однако со своим предпринимательским оптимизмом вы может не заметить вероятные слабые стороны или просчеты в проекте. Ментор своим прагматическим опытом должен уравновесить ваш пыл. Он должен предупредить вас о потенциальных проблемах, потому что знает, на чем споткнулись другие компании, будь то авторские права, лицензирование и т.д.
- Уверенность. Точно также хороший ментор поможет вам избавиться от необоснованных причин для беспокойства. Конечно, рискованно надолго оставлять без внимания продажи или денежные потоки. Но есть вещи, о которых действительно не стоит беспокоиться. Одни предприниматели терпят неудачу, потому что забывают о важных вещах, а другие — потому что тратят слишком много времени на мелочи. Хороший ментор скажет: «Мы займемся этим вопросом через 3-4 месяца, а сейчас нужно сосредоточиться на поиске клиентов и денежных потоках».
- Информированность. Это замечательно, если у вашей компании есть ментор, которому вы доверяете и к которому всегда можете обратиться за советом. Но в действительности, чтобы получить реальную помощь вам, скорее всего, придется обращаться к нескольким источникам. Всегда найдется специалист, который знает больше других в определенной области. И хороший ментор должен знать, к кому обратиться с тем или иным вопросом.
- Перспективы. На начальном этапе вы можете пользоваться советами разных консультантов и менторов, но в конечном итоге вам нужно ориентироваться на того, кто будет сотрудничать с вами в долгосрочной перспективе. Часто многие вопросы начинающего предпринимателя способна разрешить единственная консультация у квалифицированного юриста или бухгалтера. Однако ментор — человек, с которым вы будете регулярно (как минимум раз в полгода) обсуждать стратегию развития бизнеса. Хороший ментор поможет обеспечить многолетний успех вашему бизнесу.
- Взаимоуважение. Вы должны хорошо ладить со своим ментором. Попробуйте стать друзьями. Пусть ментору будет приятно сотрудничать с вами. Помните, уважение может быть только взаимным. Никто не захочет работать с резким и раздражительным ментором. Но если вы не понравитесь ментору, то и он не станет с вами сотрудничать. Не будьте чересчур требовательным и не спрашивайте, что ментор может сделать лично для вас. У начинающих компаний, как правило, нет собственного капитала, так что вежливость и уважение — лучший способ выразить свою благодарность. Иногда человеку достаточно простого «спасибо за ваше время».
- Связи. Если все решения по запуску проекта принимает экспертная комиссия, вашему ментору придется использовать все свои контакты для привлечения помощи специалистов. Поэтому вам нужен ментор с хорошими связями. Выяснить это опять же можно через Интернет. И, тем не менее, даже ментор без широких связей будет полезен для вашей компании на начальном этапе.
- Вопросы. У вас могут быть различные проблемы, для решения которых требуется не ментор, а, к примеру, юрист. Со своим ментором вы можете обсудить важные стратегические задачи компании, а не спрашивать его совета по использованию программного обеспечения для бухгалтерского учета. Обсудите вашу рыночную стратегию, позиционирование, соглашение о партнерстве, маркетинг, способы сокращения длинного цикла продаж и т.п. Но не тратьте впустую его и да ваше собственное время.
Поделиться