Какие правила необходимо соблюдать при приеме на работу?

Каждый работодатель сталкивается с необходимостью не только подобрать штат квалифицированных сотрудников, но и правильно оформить принятых работников. Обе эти задачи по-своему важны и обе должны быть реализованы в полном объеме для успешного функционирования предприятия. При этом необходимо соблюдать некоторые правила приема на работу.


Правила приема на работу

Правила приема сотрудников на работуПравила приема сотрудников на работу

Согласно Трудовому кодексу любой процесс приема на работу состоит из нескольких этапов:

  • первый: работник проходит собеседование и приносит на предприятие необходимый пакет документов;
  • второй: работодатель и работник заключают трудовой договор;
  • третий: по предприятию издается приказ о приеме нового работника.

Согласно правилам приема на работу, работник считается принятым с того момента, когда приступил к выполнению работ, вне зависимости от того был ли подписан трудовой договор.


Первый этап приема на работу


Собеседование при приеме на работу

Как правило, для приема на работу нового сотрудника назначают собеседование, на котором проверяют, соответствует ли кандидат не только требованиям к вакантной должности, но и в целом имиджу и политике предприятия. При этом требования при приеме на работу работодатель вправе устанавливать сам, разумеется, в пределах разумного. То есть требовать от кандидата на должность знания иностранного языка, если это пригодится в профессиональной деятельности, работодатель может, а вот умения петь басом и проговаривать без запинки пять скороговорок подряд – не может.

Лучше всего, если правила приема на работу: квалификационные требования, наличие специального образования, опыта работы, наличие испытательного срока и тому подобное будут оговорены и прописаны заранее.


Документы, которые предоставляет работник

Документы для приема на работуДокументы для приема на работу

Работник по условиям приема на работу обязан предоставить на предприятие следующие документы:

  • удостоверение личности – обычно это паспорт;
  • идентификационный код;
  • трудовую книжку – если только работник не устраивается впервые и не устраивается по совместительству;
  • свидетельство о государственном пенсионном страховании – если не устраивается на работу впервые;
  • военно-учетные документы – если подлежит воинскому призыву.

Если должность предполагает наличие особых качеств и навыков, работодатель может по собственному усмотрению расширить перечень документов, например, включить в него свидетельство о получении высшего образования или медицинские справки. При этом документы должны свидетельствовать лишь о профессиональных качествах работника, которые важны в его будущей работы, а не, например, о его религиозных взглядах или политических убеждениях.


Документы, которые предоставляет работодатель

До подписания трудового договора по условиям приема на работу работодатель обязан ознакомить будущего работника со следующими документами:

  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • документами по охране труда;
  • положением о структурном подразделении и должностной инструкцией;
  • графиком работы и положением об оплате труда;
  • проектом трудового договора.

При необходимости работника также знакомят с положением о коммерческой тайне и прочими внутренними документами предприятия, которыми работник будет руководствоваться в своей деятельности.


Второй этап приема на работу

До того как работник приступит к выполнению своих обязанностей, он должен подписать трудовой договор. Этот документ составляется по типовой форме и включает в себя все нюансы трудовых отношений сторон (работника и работодателя): сроки выполнения работ, режим труда и отдыха, оплату, условия работы, условия расторжения трудовых отношений и урегулирования трудовых споров и так далее.

При заключении трудового договора работодателю необходимо помнить, что существуют некоторые ограничения в приеме на работу.


Ограничения при приеме на работу

Согласно действующему законодательству существуют следующие нюансы:

  • запрещено заключать трудовой договор с лицами, не достигшими шестнадцати лет, в некоторых случаях возможно заключать трудовой договор с лицами, достигшими четырнадцати лет с согласия их родителей. При этом на некоторые виды работ несовершеннолетних принимать запрещено категорически, например, на условиях совместительства или на работы с вредными условиями;
  • запрещается принимать на работу на условиях совместительства руководителей и некоторые другие категории граждан;
  • на работу, которая связана с материальной ответственностью запрещается принимать ранее судимых за хищения и тому подобные преступления;
  • на государственных предприятиях действуют ограничения по совместительству, а также по приему на условиях подчиненности близких родственников;
  • запрещается принимать на работу лиц, которые после окончания учебного заведения получили распределение к иному нанимателю.


Третий этап приема на работу

После заключения трудового договора по предприятию издается приказ о приеме на работу нового сотрудника. Приказ составляется по унифицированной форме и содержит условия работы и оплаты труда работника. Работник должен быть ознакомлен с этим приказом в трехдневный срок под роспись.


Критерии приема на работу

p>Каковы критерии приема на работуКаковы критерии приема на работу

Необходимо отметить, что критерии и требования к кандидатам на должность каждый работодатель устанавливает сам, исходя не только из соображений подбора квалифицированного персонала, но и нередко из личных соображений. Например, нередки случаи, когда руководители подбирают себе секретарей определенного типа внешности. И в таком случае задачи при приеме на работу у отдела кадров не только подобрать профессионала, но и провести отбор по внешним признакам.

По большому счету такой отбор является незаконным, поскольку дискриминирует всех остальных кандидатов, но если работодатель сумеет доказать, что отказ в приеме на работу остальным был обоснованным, он имеет право на подобные действия.


Качества при приеме на работу

Как уже было сказано выше, требования к кандидатам каждый работодатель устанавливает самостоятельно: некоторые отдадут предпочтение отчаянным карьеристам, другие, опасаясь конкуренции, будут вербовать сотрудников исключительно из категории «серых мышек». Но существует ряд качеств, на который обращает внимание каждый работодатель:

  • внешний вид кандидата;
  • манера поведения и общения кандидата;
  • рекомендации при приеме на работу;
  • степень самоуверенности кандидата;
  • профессиональные навыки и опыт работы в данной сфере.

ipinform.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1