Сейчас со стороны руководства компаний, да и HR тоже всё громче разговоры о том, что для компаний наступила «золотые» временам когда без особых усилий можно удерживать персонал и набирать тех, кого только пожелаешь, а остальных заставить наконец-то работать. Еще можно избавиться от проблемных, идейных, активных, непредсказуемых и т.п. (в общем кого что пугает больше). И главной мотивацией для многих сотрудников сейчас будет является страх не потерять место в компании. Руководство компаний абсолютно уверено в том, что уходить из компании в эти «трудные времена» могут только идиоты, а значит можно особо ничего не делать. Чем многие из них и пользуются.
Но я бы советовал своим коллегам не расслабляться. Да возможно уйти и не уйдут, но пользы от тех, кто просто пережидает «трудные времена» у вас в компании скорее всего не так уж и много. Что делать? Заставлять отрабатывать потраченные компанией деньги? Скорее всего не самый лучший и вероятно тупиковый путь. Про заставить я уже писал не один раз, с тех пор уверен, что ничего не изменилось. Призывать сотрудников к совести или к благодарности за прожитые вместе годы? Тоже можно, но эффект от этого очень сомнительный.
Что интересно, во многих компаниях «трудные времена» уже наступили и сегодняшняя ситуация здесь абсолютно ни при чем. Многие компании в состоянии «трудные времена» находятся всегда. В силу разных причин и глупости, и чрезмерных амбиций основателей и руководства и прочих «чудачеств». Во многих компаниях «трудные времена» получились не без участия HR. Сегодняшняя ситуация позволит немного сгладить впечатления от бездарной работы и еще раз попробовать что-то сделать, но на этот раз полезное и нужное. А это означает, что не следует бездействовать. Работа HR достаточно динамична и иногда требует от HR всех знаний и всего опыта, интуиции и прочего. Уверен, что сейчас наступают именно такие времена максимальной концентрации.
У каждой компании свой подход, свои секреты и технологии, но я бы хотел предостеречь вас от ряда ошибок, которые могут быть допущены в «трудные времена». Сделав эти ошибки, вы рискуете усугубить «трудные времена» и возможно даже не пережить их. Итак вот лишь некоторые из них:
- Молчать о ситуации в компании. «Великий» способ избежать проблем. Вероятно в этих компаниях следует по принципу «молчание — золото». Но, поймите не бывает вакуума. Очень много информации и так известно сотрудникам; кто-то что-то слышал, видел, подслушал чей-то разговор и т.п. Отсутствие информации немедленно заполнится слухами, сплетнями, очень много может додуматься. И от всех этих слухов вред компании может быть нанесен огромный. Если вам есть, что сказать — не молчите. Я абсолютно уверен, что в любой ситуации есть, что сказать. Даже, если у вашей компании трудности. И тем более, если этих трудностей нет. В этом случае просто категорически нельзя молчать. Объясняйте что происходит на рынке, что происходит в компании, какие сценарии развития ситуации возможны, что ждет персонал (на самом деле именно этот вопрос интересует сотрудников в первую очередь). Не нужно раскрывать какие-то тайны или раскрывать какие-то важные данные. Говорите о главном, о том, что действительно беспокоит сотрудников. Если не будет информации от вас, то появиться её замена (возможно даже от ваших конкурентов). И еще один очень важный момент — роль руководителей компании или её основателей. Очень хорошо, если руководители будут на острие информирования. Не нужно каждый день, но хотя бы один раз в квартал встретиться с сотрудниками компании, послушать их вопросы, донести до них самую важную информацию из «первых уст». Порой это может быть очень и очень важным для будущего компании. Я знаю очень немало примеров, когда это срабатывало и позволяло выходить из очень сложных ситуаций.
- Врать о ситуации в компании. Противоположная ситуация. Очень немало компаний играют в игру «всё у нас хорошо и перспективы наши блестящи». Но ваши сотрудники очень быстро разберутся, где правда, а где нет. Разоблачение лжи может похоронить вашу компанию. Абсолютно уверен в том, что не бывает «лжи во спасение», тем более в подобной ситуации. Признавайте трудности, оценивайте возможные сценарии и последствия для компании. Но не врите, лучше уж молчите. Хотя о том, что молчание не золото мы уже говорили чуть выше.
- Давать невыполнимые обещания. Очень любимое средство некоторых компаниях в случае возникновения непредвиденных трудностей. Особо «злоупотребляют» этим HR. Я иногда называю эту ситуацию «HR на броневике». Я категорически против невыполнимых обещаний или обещаний ради обещаний. Если вам грозят «трудные времена» или они уже наступили, то невыполнимые обещания могут только усугубить ситуацию. А если вы злоупотребляете невыполнимыми или пустыми обещаниями, то доверие к вам будет всё ниже и обратно пропорционально масштабу ваших обещаний.
- Не обращать внимания на жизнь внутри компании. Очень характерное поведение руководителей некоторых компаний. Они начинают спасать компанию, но при этом не видят вокруг никого и ничего. На самом деле их мало интересует, что действительно происходит внутри компании, какие настроения царят, о чем говорят сотрудники, какие взаимоотношения внутри компании и прочее. Всё это становится как бы напрасным и не нужным. Но таким образом можно прозевать разрушение компании изнутри и спасать уже будет нечего. И в этой ситуации очень важна роль HR и руководителей подразделений, чтобы понимать чем живет компания и предпринимать действительно необходимые шаги.
- Начать экономить на всём. Экономия один из эффективных способов уменьшить расходы компании, но всё должно быть разумною не нужно экономить любой ценой и на всём. Особенно это касается таких сфер как мотивация труда персонала, имиджевых моментов и т.п. Экономьте с умом и не превращайте экономию в самоцель. Я бы предложил вам сосредоточиться в первую очередь на неэффективных расходах, которые не приносят компании результатов. От HR в плане экономии тоже зависит немало это как минимум снижение своих не нужных расходов так и помощь компании в создание условий для рациональной и разумной экономии, в том числе и за счет внутреннего обучения.
- Не слышать предложений и идей сотрудников. Очень многие компании глухи к идеям и предложениям сотрудников. И если в мирное время это могло бы быть оправданным, то сейчас такие идеи и предложения могут послужить источником для того, чтобы пережить «трудные времена» или уменьшить их последствия. И в этом вопросе очень велика роль HR, чтобы создать условия для того, чтобы эти предложения появились и сотрудники поверили, что в этот раз компания их услышит. Я абсолютно уверен в том, что у ваших сотрудников есть немало идей о том как возможно улучшить работу компании и сделать её более результативной. Но для этого нужно создать условия и направить мысль сотрудников в правильное русло. Я также уверен в том, что если вы объясните сотрудникам, почему именно сейчас предложения сотрудников могут быть очень ценными и полезными, то вас услышат и поверят (если конечно ранее вы их не обманывали очень часто). Кроме того, вы можете найти тот костяк неравнодушных сотрудников, которым небезразлична судьба компания (да такие тоже бывают и вашей компании тоже).
- Пытаться найти самых ценных сотрудников вне их результативности и лояльности. Сейчас на первый план выходят эффективность и результативность(удивил?). Безусловно для любой компании это важно всегда, но в некоторых компаниях были другие приоритеты, если вы обратите внимание на то кого именно они поощряют и продвигают или на то как распределяется ФОТ компаний. Подхалимы и льстецы рулят, а еще высокооплачиваемые идиоты и самодуры. Поэтому во многих компаниях результаты не блестящие (мягко говоря). Но в «трудные времена» с таким контингентом и таким багажом можно далеко не уйти. Так что самое время начинать менять приоритеты и расставлять другие акценты. В этом ваше настоящее и самое главное — ваше будущее. И от HR немало зависит, чтобы выстроить в компанию действительно объективную систему поиска наиболее результативных и при этом лояльных компании. Эти сотрудники много умеют и действительно дорогого стоит. Именно с акцентом на этих сотрудников и должны быть выстроены все HR функции. А иначе…
Не буду больше вас пугать или отвлекать от предновогодних хлопот (у кого-то корпоративы на носу). Но если вы задумаетесь, а еще лучше сделаете правильные выводы, то вы можете пережить трудные времена с наименьшими потерями. А возможно даже улучшить свои результаты, ведь кризис это еще и возможность для тех кто думает и готов работать по-другому, чем другие. HR очень и очень могут помочь своим компаниям в этом.
"
Поделиться