Как вывести из депрессии сотрудников на удаленке

Люди заперты в четырех стенах, как в темной комнате из детской страшилки, а на них из гаджетов сыпется поток задач от руководства, сводки новостей о приросте заболевших и домашние задания детей от школьных учителей. А что делать владельцам бизнеса? Как спасать компанию, если сотрудники где-то в виртуальном пространстве: в рабочем чате, но в своих собственных проблемах, на боевом посту, но без боевого настроя? Ответ на этот вопрос знает Татьяна Бурцева, директор по развитию Европейской юридической службы, директор проекта «Добросервис»

По данным ВЦИОМ, уровень тревоги россиян по поводу грядущего экономического кризиса с марта по апрель вырос с 71 до 84 %. По нашим собственным исследованиям, с начала февраля число обращений на дистанционные психологические сервисы повысилось на 64–72%. Люди стараются разобраться в информационном потоке: от сводок о заболевших и умерших, прогнозов пика пандемии до новых экономических инициатив и решений. Если вы думаете, что эти вопросы не очень волнуют ваших сотрудников, то вы ошибаетесь. После месяца самоизоляции многие оказались в депрессии. Причины у всех одинаковые и у каждого свои: раздражение от постоянного нахождения в ограниченном пространстве, психологическая усталость, боязнь за себя и своих близких, страх перед завтрашним днем.

Руководители, кстати, тоже не лишены беспокойства, к житейским вопросам примешивается тревожность за собственные способности удержать бизнес и преодолеть зону турбулентности: «Я как будто несусь с крутого склона и не могу затормозить, предчувствуя падение». Частыми стали запросы к коучам: «Что мне делать, если управление бизнесом из квартиры, в которой постоянно находятся двое маленьких детей и работающая жена, требует особой ментальной твердости, а мне ее не хватает?»

В ближайшей перспективе нас ждет low touch (бесконтактная) экономика, сформированная благодаря новым привычкам и правилам, фокус которых на том, чтобы сберечь себя. Поэтому новой реальностью станет всеобщее дистанцирование, работа и управление жизнью из дома под девизом «изолироваться и разъединяться». В этих условиях надо не просто не допустить снижения продуктивности, но и сделать все для ее роста, несмотря на личные обстоятельства. 

Хочу остановиться на трех решениях и советах руководителям, которые призваны помочь вернуть команде status quo. 

Во-первых, надо научиться доверять персоналу, не зная наверняка, чем он занят в данный момент, трудится ли он над рабочими задачами или решает личные проблемы. Доверие и понимание на расстоянии — наша новая компетенция, которую необходимо освоить. Пришло время следовать совету Э. Хемингуэя: «Лучшая возможность узнать, можешь ли ты доверять человеку, — довериться ему». Конечно, важно подключать понятные сервисы для удаленной работы, точно ставить задачи, наконец-то поработать над обратной связью и над качеством виртуальных встреч. Нужно понимать при этом, что социальная дистанция вызывает тоску по прошлому: люди, не встречаясь лицом к лицу, лишены былых коллективных коммуникаций и единения (как же раньше согревали пара фраз в коридоре).

Во-вторых, на дистанционных совещаниях руководителю надо выделить время на небольшой разговор по принципу «все ли хорошо у вас лично и в ваших семьях?» и дать сотрудникам время выговориться и почувствовать себя частью коллектива. Это напоминает, с одной стороны, офисный разговор за чашкой утреннего кофе, а с другой стороны, предупреждает выгорание и снижение продуктивности. Тут и руководители должны делиться своими историями, как они справляются с похожими состояниями, и буквально демонстрировать модель ожидаемого поведения.

В-третьих, в дополнение к тому, что вы каждый день делаете для своих сотрудников, откройте им возможность позаботиться о своем личном пространстве онлайн с помощью специалистов. Простой и малозатратный способ проявить настоящую заботу о персонале — воспользоваться сервисами горячей линии. Это может быть городской, федеральный или корпоративный сервис поддержки со специалистами социального профиля — психологами, юристами, врачами, финансовыми консультантами, чтобы решать задачи сотрудника и его семьи. Будет полезно, если руководитель сам покажет пример, с каким запросом он звонит в поддержку, как учится доверять рекомендациям, получает содействие в своих обстоятельствах.

Эти действия помогут не накапливать переживания и негативные эмоции, сформировать цифровой навык для ближайшего будущего — решать свои правовые и финансовые вопросы мобильно и дистанционно, упорядочить личную и офисную жизнь по мере стирания границ между ними. 

На мой взгляд, ощутимым результатом следования этим советам станет умение перенаправлять энергию людей от паники к созиданию. Вы получите персонал, адаптированный к новому укладу «low touch жизни», современный, мобильный и психологически устойчивый, а значит, работоспособный и энергичный.

Сегодня, опережая повсеместное наступление дистантной социальной среды, вы уже создаете контур корпоративной культуры без социального напряжения, формируете умение пользоваться психологическими услугами для контроля состояний и личной гармонии. То есть показываете выход из неопределенности в состояние личного благополучия. 

И напоследок. Чтобы бизнес не получил в новой реальности «темной-темной комнаты» еще и «темного-темного работника», находящегося в депрессии и потерявшего энтузиазм, важно проявить своевременную заботу — включить свет!

snob.ru/

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1