"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, N 2
Первый период работы человека в новой компании во многом является решающим: формируется представление человека об организации, осваиваются профессиональные требования, складываются отношения с людьми. Как может организация помочь новому сотруднику? Эта статья познакомит с опытом организации персонала в международной компании.
Современная международная компания с мощной производственной базой и квалифицированным персоналом является одним из ведущих игроков на рынке кондитерской промышленности. В активе компании производство жевательной резинки, мятных конфет, освежающих драже, жевательного мармелада. За четырнадцать лет деятельности компании в России сформировались определенные традиции знакомства нового сотрудника с компанией, с коллективом, правила введения в должность.
Сделаем попытку разобрать существующую систему, ответив на следующие вопросы:
- Что вдохновляет сотрудников?
- Какие этапы включает в себя программа адаптации?
- Каковы особенности адаптационных программ различных категорий персонала?
Прежде всего, вдохновляет осознание руководством и всеми сотрудниками организации необходимости четкой разработанной системы адаптации персонала. Каждый из сотрудников готов посвящать свое рабочее время обучению нового сотрудника. Конечно, немаловажное значение имеет приверженность абсолютно всех сотрудников принципам компании, ее целям, ценностям. Первое знакомство с ключевыми ценностями компании новый сотрудник получает из обращения президента компании.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Обращение Президента Компании к сотрудникам │
│ (на фирменном бланке Компании) │
│ │
│ Добро пожаловать в Компанию! │
│ От лица Управляющей Команды я рад приветствовать вас в нашей│
│международной команде и выразить свою признательность за ваш будущий│
│вклад в развитие нашей организации и в достижение общих целей. │
│ Как вы знаете, вы были приглашены для работы в Компанию как│
│высококвалифицированный специалист, обладающий ценными навыками и опытом.│
│Однако для нас также очень важны ваши личные особенности и характер. Мы│
│придаем большое значение этике, честности и ценностям - характеристикам,│
│которыми, мы надеемся, вы обладаете и будете демонстрировать их будучи│
│сотрудником Компании. │
│ Наша культура основывается на отношении друг к другу и нашим партнерам│
│по бизнесу с достоинством, доверием и уважением, что является нашими│
│основными принципами. С момента основания Компании четыре поколения│
│наших сотрудников принимали и демонстрировали эти ценности, и того же мы│
│ожидаем и от вас. Каждый из нас несет ответственность за поддержание│
│наших принципов и ценностей на протяжении всей работы в Компании, и│
│данная ответственность является обоюдной. Этот уникальный подход создает│
│ту атмосферу, которую мы называем Душой Компании, и мы очень рассчитываем│
│на ваш вклад в ее развитие. │
│ Первый день на новой работе - это всегда сочетание волнения и,│
│возможно, легкой тревоги. Адаптация к новой атмосфере может иногда│
│вызвать смешанные чувства... новые лица и имена, которые нужно запомнить;│
│расположение кабинетов и рабочих мест; установление новых отношений и,│
│конечно же, то, как наилучшим образом выполнять свою профессиональную│
│роль. │
│ Адаптационная программа, в которой вы участвуете, направлена на ваше│
│скорейшее понимание специфики работы Компании и осознание того, что вы│
│можете сделать как для ее развития в общем, так и для своего собственного│
│в частности. Вы узнаете о нашей богатой истории; о том, кем мы являемся│
│сегодня; куда мы держим курс и каково будущее в качестве сотрудника.│
│Более того, на протяжении вашего первого года работы в Компании я буду│
│периодически общаться с вами в рамках адаптационной программы для│
│информирования вас о тех посланиях, которые являются особо важными для│
│нашего успеха. │
│ И позвольте мне еще раз поблагодарить вас за то, что вы стали частью│
│нашей команды, и добро пожаловать в Компанию. Мы вместе будем создавать│
│успешное будущее. │
│ │
│ С наилучшими пожеланиями, │
│ Президент Компании (подпись) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Какие этапы включает в себя программа адаптации?
Перед началом работы нового сотрудника по всей компании рассылается по электронной почте информация о его назначении на должность, сообщение содержит краткую информацию о том, где работал, учился новый член коллектива, краткая информация о его семье и обязательно пожелание ко всем сотрудникам оказывать ему максимальную помощь и поддержку.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Пример информационного письма, │
│ рассылаемого по электронной почте в первый день выхода │
│ нового сотрудника │
│ │
│ Уважаемые коллеги! │
│ Рада сообщить вам, что с 1 марта 2007 г. к нашей команде присоединилась│
│Александра Иванова в качестве специалиста по снабжению. │
│ В своей новой роли Александра будет работать вместе с Анастасией│
│Петровой и отвечать за поставки готовой продукции на региональные склады.│
│В своей новой роли Александра будет подчиняться менеджеру по логистике. │
│ Александра успешно окончила Московский открытый университет│
│по специальности "Логистическое снабжение" в 2006 г. │
│ Александра - молодой специалист, но уже имеет опыт работы. Она работала│
│в компании "Слим" в течение трех лет в качестве младшего специалиста│
│по снабжению. За время работы в компании Александра зарекомендовала себя│
│как ответственный и квалифицированный сотрудник. Я уверена, что│
│профессионализм Александры, ее ответственность и целеустремленность│
│станут залогом ее дальнейшей успешной работы и в нашей компании. │
│ Прошу вас присоединиться к моим искренним поздравлениям Александры,│
│пожелать ей успехов и оказать всяческую поддержку и понимание. │
│ │
│ С уважением, │
│ Екатерина Смирнова, │
│ менеджер по логистике │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Заблаговременно продумывается рабочее место нового сотрудника.
Сформировалась традиция знакомства новых сотрудников с каждым подразделением компании, их целями, принципами работы, основными результатами. Как это происходит?
В первый рабочий день представитель отдела персонала проводит новичка по всем отделам, представляя каждого из сотрудников и самого новичка.
Далее в следующие два-три дня новичок получает ознакомительный тренинг по отделам, представитель каждого отдела рассказывает на протяжении 20 - 30 минут об основных принципах работы, отвечает за проведение этого тренинга представитель отдела персонала.
В бессрочном трудовом договоре, который заключается с новым работником, отмечается трехмесячный испытательный срок, по результатам которого проводится аттестация и возможен пересмотр базового оклада в рамках определенного процента, который оговаривается на этапе оформления договора.
Особенности адаптационных программ
В связи с разными условиями труда и процессом выполнения своих функций в компании реализуются следующие виды адаптационных программ:
- адаптационная программа для сотрудников офиса (функциональных отделов);
- адаптационная программа для сотрудников отдела продаж;
- адаптационная программа для сотрудников, которые приступают к работе в новой должности.
Адаптационная программа для сотрудников офиса (функциональных отделов) значительно отличается от аналогичной программы для сотрудников отдела продаж.
Сотрудник функционального отдела должен быть самостоятелен в работе и в принятии бизнес-решений, предоставлении компетентных рекомендаций, направленных на поддержку решений менеджеров по продажам (табл. 1).
Таблица 1
Адаптационная программа для сотрудников офиса
(функциональных отделов)
Действие |
Ответственный |
|
Финальному кандидату вручается письмо от |
Координатор |
|
По итогам собеседований определяются сильные |
Координатор |
|
До момента начала работы должно быть полностью |
Функциональный |
|
До дня выхода на работу новичка рассылается |
Непосредственный |
|
Составляется и согласуется график знакомства |
Координатор |
|
Проводится беседа о новом сотруднике, его |
Функциональный |
|
День 1 |
||
9.00 |
Встреча, размещение на рабочем месте, краткое |
Координатор |
10.00 |
Завтрак Cheese break, традиция завтраков и |
Координатор |
10.30 |
Оформление всех необходимых документов. |
Координатор |
11.00 |
Экскурсия по офису, знакомство со всеми |
Координатор |
11.30 |
Общее представление о компании: |
Координатор |
13.00 |
Обед (также в сопровождении ответственного) |
Координатор |
13.45 |
Беседа с непосредственным руководителем: |
Непосредственный |
15.00 |
Беседа с функциональным руководителем: |
Функциональный |
16.30 |
Самостоятельная работа (предоставляются |
Координатор |
День 2 |
||
9.15 |
Вопросы и ответы с предыдущего дня, подписание |
Координатор |
10.00 |
Cheese break |
Сотрудники |
11.00 |
Тренинг по программному обеспечению (базовые |
Специалист по |
12.00 |
Беседа с руководителями: |
Оба руководителя |
14.00 |
Обед |
|
Тренинг по отделам (начало) |
||
15.00 |
Отдел обучения и развития персонала: |
Координатор |
17.00 |
Самостоятельная работа |
|
День 3. Тренинг по отделам (продолжение) |
||
9.30 |
Маркетинг: |
Бренд-менеджер |
10.00 |
Cheese break |
|
10.30 |
Торговый маркетинг: |
Координатор |
11.30 |
Группа по поддержке клиентов: |
Старший группы |
12.30 |
Финансы: |
Финансовый |
Обед |
||
14.30 |
Отдел анализа продаж: |
Аналитик |
15.00 |
Самостоятельная работа |
|
17.30 |
Беседа с непосредственным руководителем. |
Непосредственный |
День 4 |
Полностью посвящен знакомству с работой |
Функциональный |
День 5 |
Один день работы в отделе продаж. |
Координатор |
По результатам первой недели работы совместно |
Координатор |
|
2 - 3 |
Для сотрудника функционального отдела |
Непосредственный |
4-я |
Обязательна обратная связь с обоими |
|
Непосредственный руководитель должен |
||
Ключевое контактное лицо на период |
||
По |
Проведение аттестации: |
Непосредственный |
В случае очень высоких результатов работы |
Координатор |
|
Обязательно первое собрание управляющих |
Сотрудники отдела продаж требуют максимально персонифицированной программы и расписания из-за уникальности выполняемых функций (табл. 2).
Таблица 2
Адаптационная программа для сотрудников отдела продаж
Действие |
Ответственный |
|
День 1 |
Информационный блок: |
Региональный |
Комплектация всем необходимым для работы: |
Супервайзер |
|
Подача документов на оформление |
||
Информационный блок: |
||
Работа в "Поле". |
Региональный |
|
Офис |
Вручение книги компании, кодекса деловой этики |
Координатор |
День 2 |
Участие в общем собрании, представление нового |
Региональный |
Знакомство с торговыми агентами. |
||
Документация, используемая в работе: |
Региональный |
|
Теория мерчандайзинга |
Региональный |
|
Работа в "Поле". |
Региональный |
|
День |
Работа в "Поле" с супервайзером: |
Супервайзер |
День |
Совместная работа с опытным торговым представителем |
Организует |
День 7 |
Совместная работа с опытным торговым агентом |
Организует |
День 8 |
Самостоятельная работа в присутствии супервайзера. |
Супервайзер |
День 9 |
Самостоятельная работа в присутствии супервайзера. |
Супервайзер |
День 10 |
Обязательна обратная связь с региональным |
Региональный |
Проводить краткие встречи с новичком, направленные |
Супервайзер |
|
После |
Собрание-семинар всех новичков с координатором |
Координатор |
После 3 |
Проведение аттестации: |
Региональный |
После |
Анкетирование сотрудников |
Координатор |
Заполнение формы обратной связи |
Координатор |
Отдельное внимание в компании уделяется процессу адаптации сотрудников, переходящих на иную должность, так как компания придерживается принципа обучения и развития собственных сотрудников (табл. 3).
Таблица 3
Основные положения адаптационной программы для сотрудников,
которые приступают к работе на новой должности
Действие |
Ответственный |
|
Совместно с новым руководителем составляется |
Непосредственный |
|
С каждым из участников тренинга проговаривается |
Непосредственный |
|
Рассылается информационное письмо по всем |
Координатор отдела |
|
Одно-, двухдневный тренинг: |
Непосредственный |
На адаптационный период работнику выдается индивидуальный план, в котором руководителем или наставником фиксируется выполнение поставленных перед работником задач.
Индивидуальный план адаптации
Ф.И.О. __________________________ Наставник ___________________________
Должность _______________________ Руководитель ________________________
Подразделение ___________________ Испытательный срок с ______ по ______
1. Оценка обучаемости сотрудника.
N |
Проект, |
Планируемый |
Фактический |
Оценка |
|
наставника |
руководителя |
||||
Комментарии:
_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Ознакомлен(а) ________________ Дата _____________
2. Задание на испытательный срок.
N |
Проект, |
Планируемый |
Фактический |
Оценка |
|
наставника |
руководителя |
||||
Предложения по дальнейшей работе сотрудника:
_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Подпись руководителя _____________________
Заполняется отделом персонала.
Средний балл по всем параметрам ____________________
Выводы (по среднему баллу делается вывод о потенциале сотрудника).
Средний балл |
Потенциал испытуемого |
до 3 |
Не соответствует занимаемой должности |
от 3 до 4 |
Неполное служебное соответствие |
от 4 до 5 |
В целом соответствует занимаемой должности |
от 5 до 6 |
Полностью соответствует занимаемой должности |
более 6 |
Заслуживает выдвижения на более высокую должность |
Рекомендации: _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Начальник отдела персонала ____________________________________________
Решение по кандидату __________________________________________________
По окончании испытательного срока наставник и непосредственный руководитель составляют отчет о деятельности работника в адаптационный период по установленной форме.
Отчет о процессе адаптации
Ф.И.О. работника ______________________________________________________
Должность ____________________ Подразделение __________________________
Дата выхода на работу ______ Дата окончания испытательного срока ______
Оценка работника за период с _________ по _________
Дата заполнения отзыва ________________________________________________
1. Оценка личностных и деловых качеств работника (заполняется
наставником, непосредственным руководителем). Оцените выраженность
личностных и деловых качеств работника.
N |
Категория |
Отметка |
1. Исполнительность |
||
1.1 |
Крайне ненадежен, часто забывает или игнорирует данные ему |
|
1.2 |
Ненадежен, забывает о некоторых данных ему поручениях, |
|
1.3 |
Случаются задержки выполнения заданий по уважительной |
|
1.4 |
Надежен, крайне редко задерживает выполнение задания, |
|
1.5 |
Очень надежен, всегда в срок выполняет порученные ему задания |
|
2. Профессиональные знания и умения |
||
2.1 |
Не проявляет стремления расширять профессиональный кругозор |
|
2.2 |
Свое дело знает, но не более того |
|
2.3 |
Неплохо разбирается и действует в пределах своих |
|
2.4 |
Хорошо знает свое дело. Никогда не упустит возможность узнать |
|
2.5 |
Профессионал, отлично знает свое дело. Постоянно стремится |
|
3. Отношение к работе |
||
3.1 |
К работе относится без интереса, пассивен |
|
3.2 |
Отношение к работе сложное и противоречивое, то загорается |
|
3.3 |
К работе относится как к осознанной необходимости, особого |
|
3.4 |
К работе относится с интересом, выполняет ее добросовестно |
|
3.5 |
Болеет за свое дело, стремится к эффективному решению любых |
|
4. Работоспособность |
||
4.1 |
Низкая |
|
4.2 |
Ниже среднего |
|
4.3 |
Средняя |
|
4.4 |
Высокая |
|
4.5 |
Очень высокая |
|
5. Инициативность |
||
5.1 |
Не проявляется |
|
5.2 |
Проявляется редко |
|
5.3 |
Проявляется в половине ситуаций |
|
5.4 |
Проявляется в большинстве случаев |
|
5.5 |
Проявляется всегда |
|
6. Стремление совершенствовать методы работы, умение внедрять |
||
6.1 |
Не проявляется |
|
6.2 |
Проявляется редко |
|
6.3 |
Проявляется в половине ситуаций |
|
6.4 |
Проявляется в большинстве случаев |
|
6.5 |
Проявляется всегда |
|
7. Коммуникабельность |
||
7.1 |
Проявляет агрессию или подавленность. Обстановка вокруг него |
|
7.2 |
Недостаточно хорошо контролирует свои эмоции, в ряде случаев |
|
7.3 |
Положительно настроен, стремится к конструктивному решению |
|
7.4 |
Доброжелателен, внимательно относится к мнению окружающих, |
|
7.5 |
Положительно настроен, хорошо контролирует свои эмоции. |
|
8. Умение координировать и взаимодействовать |
||
8.1 |
Не способен координировать действия других людей. Типичный |
|
8.2 |
Не может справляться с вопросами координации без особых |
|
8.3 |
Не всегда способен самостоятельно устанавливать необходимые |
|
8.4 |
Хороший координатор, способен находить приемлемые решения |
|
8.5 |
Легко может устанавливать необходимые контакты, |
|
9. Аналитические способности |
||
9.1 |
Анализирует деятельность плохо. Много ссылок на внешние |
|
9.2 |
Анализирует свою деятельность только с внешней помощью. |
|
9.3 |
Может проанализировать свою деятельность, понять причины |
|
9.4 |
Хорошо анализирует свою деятельность. В основном видит |
|
9.5 |
Отлично анализирует свою деятельность. Четко видит причины |
2. Оценка качества выполненной работы согласно плану работ сотрудника
(работника): ______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Рекомендации: ______________________________________________________
Сбор информации об уровне адаптации проводится при помощи опросов и анкетирования (табл. 4).
Таблица 4
Оценка уровня адаптации
Показатели |
Оценку |
Форма |
Название |
Направление |
Сроки |
Объективные |
Руководитель |
Анкета |
Бланк оценки |
Оценка результатов |
За неделю |
Главный |
Опрос |
Отчет |
Оценка уровня |
Через неделю |
|
Субъективные |
Новый |
Анкета |
Анкета оценки |
Оценка уровня общей |
За неделю |
По окончании испытательного срока руководитель заполняет анкету оценки уровня адаптации нового сотрудника и передает ее в отдел персонала.
Анкета оценки уровня адаптации
Департамент/отдел _______________ Руководитель ___________ Дата _______
Аттестуемый сотрудник (Ф.И.О., должность) _____________________________
(Общая оценка сотрудника, прошедшего адаптацию, проводится на основании
заполненных бланков аттестации сотрудника.)
N |
Критерий |
Оценка |
1. |
Обучаемость (способность усвоить и применить на практике |
|
2. |
Планирование работы (расстановка приоритетов в работе, порядок |
|
3. |
Объем работы (количество завершенной и текущей работы |
|
4. |
Качество (тщательность и аккуратность в выполнении работы, |
|
5. |
Ответственность (исполнение обязанностей в срок с минимумом |
|
6. |
Инициативность (говоря о проблемах, предлагает варианты |
|
7. |
Самостоятельность (не нуждается в жестком контроле |
|
8. |
Конфликтность (конструктивное восприятие критики, способность |
|
9. |
Дисциплина (соблюдение правил внутреннего трудового |
|
10. |
Взаимоотношения с окружающими (легко идет на контакт, умеет |
|
11. |
Интерес к работе (видит перспективы, возможности реализации, |
|
Итоговая оценка сотрудника |
Рекомендовать руководителю подразделения обратить внимание на: ________
Рекомендовать (нужное подчеркнуть):
- увеличение заработной платы в соответствии с окончанием
испытательного срока до _________ рублей;
- продление испытательного срока без увеличения зарплаты на __ месяцев;
- увольнение в связи с несоответствием занимаемой должности.
Ф.И.О., должность и подпись сотрудника, заполнившего анкету ___________
На основании отчетов руководителей ведущий менеджер по персоналу составляет ведомость общей оценки сотрудника, определяет средний итоговый балл прохождения работником адаптационного периода.
Для обеспечения "обратной связи" и выявления проблем адаптации используется анкета, которую адаптируемый работник заполняет и передает по истечении 3 месяцев адаптационного периода в отдел кадров.
Анкета адаптации сотрудника
Уважаемый сотрудник!
Предлагаем вам принять участие в исследовании процесса адаптации работников в компании ООО "РИГЛИ". Ваши ответы будут учитываться при выявлении наиболее важных проблем, с которыми сталкивается человек на новом месте работы, и для разработки программы помощи адаптирующимся. Мы надеемся, что, искренне отвечая на вопросы этой анкеты, выявляя моменты, на которые руководству и отделу работы с персоналом следует обратить внимание, вы поможете быстрее освоиться в компании не только себе, но и будущим новичкам.
1. Как долго продолжается ваше освоение в условиях нового места работы?
До 1 мес.
До 2 мес.
До 3 мес.
Еще не закончено.
2. Что вам показалось наиболее сложным в течение этого периода? (нужное подчеркнуть)
Профессиональные обязанности.
Вхождение в коллектив.
Условия труда.
Другое.
Конкретизируйте ________________________________________________________.
3. Как вы думаете, почему это для вас оказалось трудным?
4. Вы решили возникшие проблемы? Если да, то как? Если нет, то почему?
5. В каких случаях (когда) возникали сложные ситуации наиболее часто?
6. Как долго вам нужна была в работе помощь коллег? (нужное подчеркнуть)
До 1 мес.
До 2 мес.
До 3 мес.
Еще потребуется после адаптации.
7. В какой период своей деятельности вы почувствовали, что овладели профессиональными навыками? (нужное подчеркнуть)
До 1 мес.
До 2 мес.
До 3 мес.
Еще не овладел.
8. Что, как вам кажется, особенно помогло бы вам в период адаптации?
9. Бывают ли у вас конфликты?
Время от времени |
Редко |
Не бывают |
|
С руководителем |
|||
С кем-либо из коллег |
10. Оцените, пожалуйста, ваш интерес к дальнейшему продвижению внутри компании, профессиональному росту:
очень интересно;
пока трудно оценить;
не очень интересно.
11. В какой мере вы удовлетворены следующими факторами в нашей компании?
Наименование |
Совершенно |
Удовлетворен |
Затрудняюсь |
Не |
Совершенно не |
+1,0 |
+0,5 |
0,0 |
-0,5 |
-1,0 |
|
1. Содержание труда |
|||||
2. Занимаемая |
|||||
3. Соответствие |
|||||
4. Соответствие |
|||||
5. Соответствие |
|||||
6. Наличие |
|||||
7. Возможность |
|||||
8. Наличие высокой |
|||||
9. Информированность |
|||||
10. Бытовые условия |
|||||
11. Организация |
|||||
12. Режим работы |
|||||
13. Заработная плата |
|||||
14. Наличие системы |
|||||
15. Помощь и |
|||||
16. Отношение |
|||||
17. Отношения |
12. Часто ли вам приходилось менять место работы?
Ни разу.
1 - 2 раза.
3 - 4 раза.
Более 5 раз.
13. Укажите, пожалуйста, ваше имя, должность и структурное подразделение, в котором вы сейчас работаете.
Спасибо!
Основными признаками, свидетельствующими об успешности адаптации нового работника, являются:
- овладение системой профессиональных знаний и навыков;
- овладение своей профессиональной ролью;
- выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
- самостоятельность при выполнении должностных функций;
- удовлетворенность выполняемой работой;
- интерес к работе;
- стремление к совершенствованию в выбранной профессии;
- информированность по важнейшим вопросам, связанным с выполняемой работой;
- социально-психологическая адаптация;
- ощущение психологического комфорта и безопасности;
- какой ценой дается работа: психологическая цена, затраты сил, усталость, стресс;
- взаимопонимание с руководством.
В.Порудеева
Специалист отдела персонала
международной компании
Подписано в печать
25.01.2008