Как стать бизнес-тренером. Смена професии

В наших статьях мы уже неоднократно рассказывали про основную функцию мозга. Нет, не генерировать светлые идеи или концептуальные теории. Мозг просто смотрит на меющийся опыт и говорит: «Да, это можно. Ты так уже делал и ничего плохого не случилось» или наоборот «Нет, этого делать нельзя. Ты так уже делал и потом тебе было плохо». Если вдуматься, то мозг просто машина по перевариванию опыта и принятию на его основе решений как быть, если человек оказывается в подобной ситуации в будущем. Это его основная, зачастую, фоновая активность. Все просто: «Да, можно» или «Нет, нельзя».

Беда только в том, что когда вы хотите попробовать что-то новое, мозг автоматически работает против вас. Новое означает, что в имеющемся опыте нет «записей о подобном». Вы этого еще не делали. Мозг пытается найти новое дело / новую ситуацию, которую вы сейчас проектируете в голове (хотите попробовать) и не находит записей в имеющихся связях — информации о новом состоянии нет. В условиях отсутствия информации о последствиях того или иного решения в прошлом, эта потрясающе эффективная машина автоматически выдает ответ «Нет», потому что не может дать добро основываясь на предыдущем опыте. Не со зла, так сказать, а чтобы уберечь, если вдруг решение имеет негативное последствие. Риск — это то, чего мозг в нормальном режиме работы не одобряет. Отсутствие информации о последствиях – риск.

А теперь смотрите, насколько близко к поверхности лежит система принятия решений о будущих неизвестных событиях. 

Есть состояние А, в котором у вас сейчас все хорошо.
Есть состояние В, в которое вы хотите перейти.
Есть риск того, что потеряв устойчивое состояние А, вы не попадает в состояние В и не сможете вернутся в состояние А.

Аналогия — прыжок в пропасть. После толчка ногами навстречу «звенящей пустоте», физика не позволит перемотать все обратно.

Применим эту логику к смене профессии или к получению новой профессии:

  • Текущая профессия — состояние А.
  • Новая профессия — состояние В.

Рассмотрим два варианта в зависимости от того, насколько сильно отличается новая профессия от текущей.

Первая ветка: освоение другой профессии не совместимо по времени с основной работой, то ее придется оставить, тем самым теряя устойчивое положение состояния А. Оценка вероятности неудачи перехода в состояние В нецелесообразна, так как потеря состояния А (работы приносящей доход) потенциально блокирует саму попытку перехода в состояние В.

Конечно, в реальности переход А-В возможен, но он должен обеспечиваться дополнительными ресурсами: «подушка денег» на время обучения и перехода. Мы же сейчас с вами просто рассматриваем мысленные активности. 

Вторая ветка: получение второй профессии, которая позволяет продолжать использовать существующий опыт основной деятельности. Потеря устойчивого положения состояния А — отсутствует. Вероятность неудачного перехода А-В существует, но само влияние такой неудачи на состояния А околонулевое. Затраты на переход в состояние В — это время и деньги на обучение. Потенциальные выгоды состояния В должны перекрывать этот риск.

Проще говоря, если вторая профессия не требует отказываться от основной деятельности и использует опыт, который вы получаете на основной работе — пробовать можно.

Подобные элементарные, казалось бы, размышления помогают вам принимать решения, последствия которых сложно определить заранее. Вы не знаете понравится вам новая профессия или нет. Вы не знаете точно насколько быстро сможете зарабатывать деньги в новой профессии. Ваш мозг поднимает «красный флаг». Стой, ты куда? Там же это... неопределенность! А, собственно, и что? В чем состоит потеря устойчивости?

Так или примерно так рассуждали и мы, когда совершали первые шаги в работе тренера, совмещая тренинги и основную работу. Сначала было обучение для своей команды, первые выступления перед лояльной аудиторией, конференции, тренинги-семинары в открытых группах (участники из разных компаний).

Постепенно пришло ясное понимание, что профессия бизнес-тренер — это тот редкий случай, когда основная работа совсем не помеха.

Более того, активная практика для тренера — просто необходима, чтобы не превращаться в «музей знаний». Именно поэтому многие практикующие тренеры или продолжают работать на полный или не полный рабочий день или принимают участие в консалтиновых проектах, которые не занимают все их время но позволяют в сжатые сроки погружаться в реальную практическую работу.

Есть и обратная сторона подобного «совмещения». Если тренер мало практикует именно как тренер, то он теряет или не нарабатывает навыки проведения тренингов. То есть становится «байкером на время отпуска» или «стоматологом, для которого это просто хобби» :)  Опять этот вездесущий баланс!

Дадим слово скептикам. 

Если обучение как таковое, это интересный и, судя по количеству «расплодившихся» тренеров, прибыльный бизнес — почему все не идут преподавать?

Вопрос верный по сути, но не совсем корректный по форме. Да, работа бизнес-тренера не для всех. Так же как и предпринимательство или профессиональный спорт, например. Да, тренеру необходим накопленный багаж знаний и определенна внутренняя зрелость, которая приводит человека в состояние «Да, я понимаю, что могу учить чему-то других людей». Мы это понимаем и не пытаемся сделать из этой профессии «спасение для всех заскучавших».

Профессия бизнес-тренер это основательно формализованная область знаний, обучение взрослых людей достаточно изучено, а сами бизнес-тренинги давно перестали быть областью искусства — это работа, в которой есть свои техники и модели, освоение которых требует времени и обратной связи.

Работе тренера надо учится, так же как и любой другой. Многих это останавливает — это просто первая ступень естественного отбора: «диванный синдром», который не дает оторвать пятую точку от дивана.

Существенных же причин, по которым рынок бизнес-тренингов по прежнему позволяет найти свои нишу и работать получая удовольствие и хорошие деньги, на наш взгляд несколько:

  1. Упаковать опыт носителя знаний в тренинг — это отдельная и достаточно ресурсоёмкая работа. Те самые «первоначальные трудозатраты», которые несет тренер, для того, чтобы войти в профессию. 
  2. Наличие хорошего и правильно спроектированного тренинга не гарантирует его финансовой успешности на рынке, а людей, которые умеют маркетировать и запускать проекты с тренерами не так много. Зачастую тренер занимается маркетингом самостоятельно. И тут множество грамотных специалистов в своих областях говорят «продажи — это не мое, я не буду этим заниматься», хотя как раз в тренингах активные продажи и «холодные звонки» првктически не используются, так как при продаже услуг эти методы практически не дают результатов.
  3. Кажущаяся переполненность рынка бизнес-тренингов: там уже много людей, как я буду с ними конкурировать? Мы тоже смотрим на мир из окна браузера и тоже получаем множество рассылок, как от настоящих профессионалов своего дела так и от тренеров, тренинговых центров, а иногда даже целых «Институтов», которые появляются и исчезают как сезонные фирмы по установке кондиционеров. Но тут рынок в состоянии саморегулироваться: клиенты выбирает тренера и дает возможность расти тем, кто пришел работать основательно и вкладываться в работу.

Есть еще пара вещей, которые редко учитывает тренер в начале карьеры. 

В отличии от тренингов психологических, где тренер работает в основном на себя и его доходы зависят от собираемости групп, у рынка бизнес-тренингов есть огромный внутренний сегмент: корпоративные учебные центры с удовольствием сотрудничают с тренерами-практиками, которые работают в этих же компаниях, отлично понимают специфику работы и особенности продуктов, систем и применяемых технологий.
Для начинающего бизнес-тренера, такой «внутренний заказчик» является одновременно и достаточно лояльным клиентом, и площадкой для накопления тренерского опыта, и возможностью «нанося пользу компании» получить от компании статус, премии, бонусы, а иногда и просто работу в корпоративном учебном центре.

Хороший, работающий маркетинг бизнес-тренера, это постоянная демонстрация своих навыков в фоомате выступлений, статей и семинаров. Если вам это не нравится — вопрос, как вы планируете работать тренером? А если нравится — то, что может быть лучше, занимаясь тем, что вам и так нравится,  продвигать свои идеи и создавать вокруг себя нужный маркетинговый фон? Выступаете, пишите — это отлично структурирует мозг и делает тренера заметнее.

Надеемся, что сегодня мы ответили на некоторые из вопросов, которые могут сдерживать специалистов и менеджеров на пути освоения профессии тренера. 

Кратко резюмируя:

  1. Вам не нужно бросать основную работу ни в процессе обучения ни освоив профессию тренера
  2. Вы делитесь своим опытом с другими и используете работу для его актуализации
  3. Вы можете работать тренером не только работая на себя, но и как внутренний тренер в корпоративном УЦ
  4. Рынок профессиональных услуг, тренингов и консультаций как никакой другой умеет фильтровать «сезонных рабочих» и специалистов, которые пришли в профессию надолго

Как видите, если разобраться, наш собственный путь в профессию бизнес-тренера был не таким уж рискованным «прыжком в пропасть». Да, определенные собственные сомнения и скепсис родственников пришлось преодолевать. Конечно, первые результаты пришли не сразу, что вызывало удивленные взгляды родных и друзей. Но, черт возьми, не настолько это огромные вложения времени и нервов в обмен на возможность заниматься тем, что приносит удовольствие и позволяет жить интересной профессиональной жизнью.

Рассылка "Стратоплан"

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1