Как создать доверительные отношения в команде

Вы когда-нибудь руководили коллективом, члены которого не доверяли друг другу? Если да, то вы знаете, насколько это сложно.

Команда без доверительных отношений – это даже не команда; это просто группа людей, работающих вместе и часто добивающихся неутешительных результатов. Они могут спорить насчет прав и обязанностей, не делиться информацией и не общаться друг с другом. Неважно, насколько способны и талантливы ваши сотрудники; они могут не реализовать полностью свой потенциал, если в коллективе нет доверия.

Напротив, когда оно есть, каждый человек в команде становится сильнее, потому что он является частью эффективной сплоченной группы. Когда люди доверяют друг другу, группа достигает поставленных целей.

Как помочь своей команде установить доверительные отношения, которые просто необходимы для процветания?

В статье мы рассмотрим вопрос доверия внутри команд, расскажем, почему это важно и что вы можете сделать для этого.

Важность доверия

Одно определение описывает доверие как «уверенность в положительных качествах характера, способностях, сильных сторонах или верности кого-либо».

Подумайте об этих словах одну минуту. Доверие означает, что вы нисколько не сомневаетесь, что человек поступает правильно в той или иной ситуации. Вы убеждены в его порядочности и других положительных качествах до такой степени, что можете не бояться рисковать.

Доверие необходимо для эффективной работы команды, потому что оно дает чувство безопасности. Когда члены коллектива чувствуют себя в безопасности друг с другом, им становится проще «открыться»; они смелее идут на разумный риск и не боятся показать свои слабые места.

Без доверия люди неохотно взаимодействуют друг с другом, не внедряют инновации, не ищут творческие решения и работают непродуктивно. Они тратят время на защиту себя и своих интересов, тогда как это время нужно тратить на помощь группе достичь целей.

Доверие также важно для обмена знаниями. Исследование, опубликованное в Журнале управления знаниями, показало, что доверие является ключевым элементом в приобретении знаний. Проще говоря, если члены коллектива доверяют друг другу, они охотнее делятся знаниями и общаются более открыто.

Как помочь сотрудникам установить доверительные отношения

1. Подайте пример

Если вы хотите укрепить отношения в коллективе, то станьте примером и покажите остальным – команде, коллегам и боссу, – что вы доверяете им. Помните о том, что сотрудники всегда следят за вашими действиями и берут с вас пример. Покажите им, как на самом деле выглядит доверие к другим.

Если вы руководите виртуальным коллективом, общайтесь с людьми так же, как если бы вы работали в одном офисе. Вы должны вовремя подключаться к конференц-связи или видеосвязи, а также не забывать сообщать сотрудникам о своем отсутствии или уходе в отпуск.

Вы должны выполнять обещания, которые даете. Станьте примером для остальных. Это особенно важно в случае с виртуальным коллективом, потому что очень часто ваше слово – это все, что вы можете им дать. Вы сможете укрепить отношения с командой, если сотрудники увидят, что вам можно доверять; это создаст правильный рабочий настрой и повысит их ожидания.

2. Общайтесь открыто

Члены команды не должны стесняться говорить друг с другом честно и конструктивно. Для достижения этой цели можно использовать несколько стратегий.

Во-первых, создайте Устав коллектива. В нем обозначьте цели команды, а также роль каждого сотрудника. Представьте Устав на первом собрании, предложите каждому задать вопросы и обсудите ожидания.

Используйте командообразующие упражнения. При правильном выборе и планировании такие упражнения помогают «растопить лед» и побуждают людей раскрыться и начать общение.

Регулярно собирайтесь вместе, чтобы у членов команды была возможность рассказать о своем прогрессе и обсудить волнующие их проблемы. Так они смогут лучше узнать друг друга. Кроме того, это создает возможности начать общаться и помогать друг другу в решении проблем.

Подкрепляйте слова действиями: если у вас есть важная актуальная информация, которую нужно сообщить остальным, – не откладывайте. Покажите, что открытое общение важно для вас; делитесь с группой информацией. Чем чаще сотрудники будут видеть, что вы ничего не утаиваете от них, тем быстрее они начнут доверять вам и остальным.

3. Добавьте моменты неформального общения

Один из способов завоевать доверие – сделать так, чтобы члены коллектива узнали друг друга лучше. Создайте ситуации, где они смогут поделиться личными историями.

Начните с себя. Расскажите немного о себе, а затем спросите остальных о семье, увлечениях или любимой музыке.

Еще один способ установить доброжелательные отношения в коллективе – это общаться после работы или во время обеда. Например, вы можете выделить время для неформальных групповых обсуждений один раз в неделю. Попросите членов команды выдвинуть предложения по темам, которые было бы полезно обсудить. Для начала вы можете поговорить о ценностях каждого. Расскажите о том, что важно для вас, и попросите других рассказать об их ценностях. Они есть у каждого человека, и, если вы предложите эту тему для обсуждения, вы подчеркнете важность гуманного отношения в команде.

Если вы руководите виртуальным коллективом, запланируйте ознакомительную онлайн-встречу (если это новая команда), чтобы помочь людям лучше узнать друг друга. Попросите каждого написать в своих онлайн-профилях параграф или два об их опыте, навыках и интересах. Пользуйтесь чатами и мессенджерами для обмена мгновенными сообщениями, чтобы всегда быть на связи.

ВАЖНО:

Не задавайте слишком личные вопросы сотрудникам. Соблюдайте деловой этикет.

4. Не будьте строгим критиком

Когда люди работают вместе, трудно избежать ошибок и неприятностей. Обвинить того, кто их совершил, – это самый простой путь; но атмосфера быстро становится напряженной, когда все начинают указывать пальцем на одного. Это ухудшает рабочий настрой, подрывает доверие и в конечном итоге приводит к плохим результатам.

Вместо этого поощряйте коллектив конструктивно размышлять об ошибке. Что каждый из сотрудников может сделать для того, чтобы исправить ситуацию? Как сделать так, чтобы ошибка не повторилась в будущем?

5. Не закрывайте глаза на «группировки»

«Группировки» часто образовывают люди с общими интересами или рабочими задачами. Такие группы могут – даже непреднамеренно – заставить других чувствовать себя одинокими. Они также подрывают доверие между членами группы.

Как руководитель начните открытое обсуждение этого вопроса и посмотрите, что сотрудники думают о «группировках» и их влиянии на других членов коллектива. Открыто обсудив проблему (и только так), вы сможете предотвратить такое вредоносное поведение.

6. Обсудите вопросы доверия

Если вы руководите устоявшейся командой, члены которой так и не сформировали доверительные отношения, важно выяснить, как возникают проблемы; после этого вы сможете выработать стратегию их решения.

Мы рекомендуем раздать сотрудникам анкету, которую они должны будут заполнить анонимно. Включите в нее вопросы об уровне доверия в группе, а также о том, почему они думают, что в коллективе не хватает доверия. Как только вы узнаете результаты, соберите коллектив вместе, чтобы обсудить эти проблемы (ни в коем случае не настаивайте на раскрытии анонимности).

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1