Как решать глобальные проблемы персонала

Как решать глобальные проблемы персонала

Cтресс-менеджмент позволяет не только избежать необдуманных поступков и снижения личной продуктивности, но и решить глобальные проблемы персонала

В ситуации, когда все валится из рук, а мозги отказываются работать, попадает каждый вне зависимости от пола, возраста, социального статуса и должности. У топ-менеджеров, в силу сверхнагрузок и уровня ответственности за бизнес и подчиненных, эта проблема все чаще приобретает форму хронической болезни. Выход из ситуации - в овладении основами стресс-менеджмента, который позволяет не только избежать необдуманных поступков и снижения личной продуктивности, но и решить глобальные проблемы персонала: текучесть кадров, прогулы и сопротивление переменам.

Влияние стресса на рабочую эффективность "работодатели" начали тестировать еще в Древнем Риме. Там обязательно проверяли новоиспеченных воинов на остроту реагирования на внезапную угрозу. Реакций было только две: кто-то бледнел и паниковал, а кто-то краснел и был тотчас же готов к атаке. Первые свой пропуск в легион не получали.

Прошло много лет, но ситуация не изменилась. Сегодня все большее количество компаний практикуют стрессовое интервью, чтобы проверить, насколько соискатель трудоспособен и живуч в нехарактерной для себя обстановке и патовых ситуациях. Отсеивая тем самым неугодных на входе. Другие наниматели содействуют пре-дотвращению и регулированию стрессовых ситуаций, понимая, что таким состояниям рано или поздно подвергаются все - вне зависимости от пола, возраста и должности.

Многообразие фрустраций

Два месяца назад одному крупному отечественному промышленному предприятию с помощью авторитетного рекрутингового агентства посчастливилось нанять отличного генерального менеджера. Этот человек - звезда на рынке. В предыдущей компании он проработал пять лет. Результаты деятельности его команды - самая большая доля рынка и постоянный рост прибыли. Находясь на пике своей карьеры, он все же решил сменить место работы. Причина ухода банальна - человек находился в постоянном стрессе из-за сложных коммуникаций с собственником бизнеса. Владелец компании - отличный генератор идей, предприниматель, идущий на шаг вперед в бизнесе, сильная личность, но его стиль работы - создание постоянного стресса для себя и для других. Его отношения с подчиненными можно охарактеризовать приблизительно так: что бы вы ни делали, все равно плохо. Последней каплей для главного героя истории стало совещание, на котором собственник крайне оскорбительно разговаривал с ним в присутствии подчиненных. Решение было принято именно после того совещания. Дальше - дело техники. Хед-хантеры всегда на связи с профессионалами. И как только они узнали, что человек открыт для новых предложений, - он их получил.

Для владельца компании уход генерального директора стал полной неожиданностью. Он предпринял очень активные действия по удержанию специалиста. Но ни повышение заработной платы (в разы), ни захватывающие карьерные возможности в данном случае не сработали. Уровень и длительность стресса, в котором находился генеральный директор, спровоцировали его уход из компании.

Такую яркую иллюстрацию одного из проявлений деструктивности влияния стресса на бизнес нам рассказали в рекрутинговой компании "Форсаж".

Согласно данным социологических исследований, каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% персонала ощущают на себе его негативное влияние практически ежедневно. В ситуации, когда качество работы сотрудника, который пытается прийти в себя после стрессовой ситуации и одновременно выполнить свои обязанности, временно ухудшается, а риск принятия неверного решения существенно возрастает, работодатели вынуждены принимать меры.

При этом стоит отметить, что стресс - естественная реакция организма на все, что нас расстраивает или заставляет волноваться вне зависимости от того, относится это к физической, психологической или эмоциональной сфере, к внутренним или внешним потрясениям. По сути, доля стресса существует во всех функциональных обязанностях, которые связаны с действием. Зачастую это разумный стресс - то есть тонус, в котором находится человек перед осуществлением важного действия. К примеру, артист перед выходом на сцену. Для него стресс в определенной степени необходим, он заставляет собраться и мобилизировать все свои силы.

Стрессовые же состояния, сопряженные с глубокими переживаниями и напряжением, - не что иное, как защитная реакция организма на различные неблагоприятные факторы. У руководителей они достаточно часто возникают от боязни потерять бизнес, имидж компании, утратить доверие клиентов, репутацию фирмы. Среди рядовых сотрудников достаточно распространенная причина стресса - это усталость, и как результат - гиперболизация проблем, неадекватная оценка ситуации. Наиболее типичные ситуации здесь - это также конфликты с руководством, внутри коллектива, хроническая усталость.

Представитель офиса учредителей "Школы продуктивности" Наталия Герасимова стресс в бизнесе связывает с причинами иной природы: "Чем больше незаконченных дел в вашей профессиональной жизни, тем больший стресс вы испытываете. Чтобы избавиться от него, прежде всего нужно разобраться, что приводит к появлению несделанных дел, недоделок и завалов и каковы их последствия".

Однако небезынтересно, что глубокий и деструктивный стресс не всегда вызывается негативными ситуациями. Он может быть и позитивным - что-то вроде головокружения от успехов. "Позитивный стресс не всегда идет на пользу - иногда работник может настолько обрадоваться успеху проекта, что в дальнейшем упустит мелкие детали и провалит дело. Тут причина - в неадекватной оценке своих сил, отсутствии взгляда на бизнес со стороны, расходовании слишком большой энергии в состоянии стресса", - рассказывает директор центра обучения и развития персонала компании Pulse Арета Белякова.

Варианты профессиональных напрягов и их причины у каждого работника свои, сугубо индивидуальные. Для одних стресс является необходимым источником самоорганизации, жизненной и профессиональной активности, повышающей качество работы, для других - основной причиной провала, поскольку в напряженной рабочей атмосфере присутствует только паника, эмоции берут верх над разумом, и человек уже просто не в состоянии взять себя в руки и показать, на что он способен в действительности.

Кто же лучше подходит для современной компании? Рецепт HR-экспертов таков: ситуации бывают разными, поэтому нужно всегда балансировать состав сотрудников, и тогда даже в самом, казалось бы, безвыходном положении для кого-то из них выход будет очевидным. Также задача работодателя состоит в том, чтобы содействовать снижению неблагоприятного влияния подобных состояний на эффективность и общий тон работы коллектива.

С наименьшими потерями

Любая проблема и напряжение, если их правильно воспринимать, в конечном итоге являются источником энергии. Человек, который научился этому, может смело не бояться ни взлетов, ни падений - они его только взбодрят. Поэтому нужно просто научиться правильно реагировать на стресс.

В данном случае крайне важна активная позиция непосредственного руководителя работника, HR-специалиста или штатного психолога компании.

Главный и наиболее эффективный инструмент борьбы и профилактики стресса - внимание к сотруднику со стороны руководства, его участие, поддержка, мотивационные мероприятия. Грамотно выделяя данные стороны и расставляя приоритеты в работе, можно легко предугадать стрессовую ситуацию и работать над ее нейтрализацией. Краткую логику реанимации сотрудника в центре обучения и развития персонала компании Pulse пояснили так: "Если это стресс сотрудника, связанный с личными проблемами, то хороший руководитель должен это видеть и адекватно относиться к подчиненному. Ставить облегченные задачи, позволять отвлечься, не указывать на ошибки, пытаться подстраховать. Если же это - рабочий стресс, руководитель должен осознавать, что в таком состоянии большинство людей работает хуже. Его задача - уменьшить вероятность стресса у подчиненных, объяснить, что все проблемы решаемы, взять часть работы на себя, тем самым показывая, что он не только управляет бизнесом, но и работает вместе с коллективом на результат".

"На уровне организации процессов управленцу необходимо снять с человека отдельные проекты или переопределить должностные обязанности, а на уровне управления персоналом выступить для сотрудника в роли наставника или нанять внешнего коуча", - считает управляющий партнер компании "Четвертое измерение" Виктория Журавлева.

Управляющий партнер компании стратегических коммуникаций Publicity Creating Руслана Плис в своей практике также предпочитает решать подобного рода проблемы индивидуально: "Если сотрудник ценен для компании, нужно побеседовать с ним, постараться найти выход. Возможно, например, перевести его на другой проект, другой участок работы, поручить что-то новое (но обязательно то, что интересно и ему самому). Если же особого вклада он не делает, вероятно, лучший выход - попрощаться. Пусть он не тратит своего времени и не занимает чужое место".

Наталья Герасимова же считает лучшей профилактикой стресса в бизнесе содействие самообразованию и профессиональному росту персонала: "Эффективность напрямую связана с компетентностью. Увеличивая знания, сотрудники приобретают способность справляться с разного рода трудностями и стрессами в любых сферах своей жизни. Иногда человек ленится или считает ненужным получение новых знаний (у него нет на это времени и есть множество разных оправданий), что в результате приводит его к поражению, или так называемому стрессу".

Директор по персоналу Сигарного Дома "Фортуна" Наталья Выговская на собственном опыте убедилась, что в урегулировании стрессовых проблем очень хорошо помогают такие корпоративные мероприятия, как пейнт-бол, веревочные курсы, лазерные бои, то есть все то, что позволит выплеснуть негативную энергетику. "Корпоративные мероприятия - это одновременно и профилактика стрессов, в которых люди могут почувствовать плечо товарища, окунуться в здоровую корпоративную атмосферу. Это проблема общая. Координационную функцию может выполнять департамент персонала совместно с топ-менеджментом компании, потому что только объединив усилия всего коллектива, командно можно решить эту многогранную задачу", - считает эксперт.

Практическое воплощение всех вышеупомянутых рекомендаций, собранных воедино и реализуемых в комплексе, встречается нечасто. Все зависит от глубины восприятия проблемы руководством и корпоративной культуры компании. Показательный в подходе к решению данного вопроса опыт демонстрируют в "Проктер энд Гембл Украина". Здесь одной из причин рабочего стресса, постоянной усталости и снижения общей эффективности считают несбалансированность работы и личной жизни и вызванная этим нехватка свободного времени. Сотрудник, сгорающий на работе, хорош лишь в краткосрочной перспективе. Если же компания настроена на долгосрочные отношения со своими людьми, ей нужен работник, чувствующий себя комфортно и уверенно как дома, так и на работе. Именно поэтому Procter & Gamble в ежегодном опросе персонала в качестве обязательного элемента также оценивает удовлетворенность сотрудников соотношением личного и рабочего времени. По результатам данного опроса разрабатывается ряд инициатив, направленных на улучшение данного показателя.

"Когда функциональные обязанности специалиста позволяют сдвинуть рабочий график, мы делаем это по запросу сотрудника. Другим примером может быть налаживание дистанционной работы, благо современные технологии предоставляют такую возможность. Сегодня в Procter & Gamble есть примеры, когда сотрудники работают один-два дня из "домашнего офиса". Существует также концепция location free-ролей, которые могут выполняться из любых офисов мира, позволяя работникам находиться постоянно или временно там, где это удобнее для них и их семей", - делится опытом директор по персоналу компании Анна Красняк.

Дополнительный эмоциональный комфорт сотрудникам обеспечивается благодаря присутствию в офисе врача, предоставлению скидок в фитнес-клубах и т. д. Также компания практикует проведение тренингов по правильному распределению времени и расстановке приоритетов. А инициативой этого года стал тренинг "Корпоративный атлет". Он включает в себя рекомендации и конкретные примеры по накоплению, возобновлению и распределению энергии с помощью правильного питания, сбалансированных фитнес-программ, в том числе в контексте достижения баланса между личным и рабочим временем и личной эффективности.

Полезное самолечение

Вне зависимости от того, насколько сознателен менеджмент в вопросах управления стрессом, спасение утопающего - в первую очередь дело рук самого утопающего. Психологи советуют страдающему от профессионального или личного перенапряжения сотруднику постараться разобраться в себе и посмотреть на сложившуюся ситуацию с другой стороны. Акцентировать внимание на проблеме, разложить ее на молекулы и решить. Это действенный выход из тупика и отличный вариант саморазвития.

Повышению стрессоустойчивости, по мнению медиков и психологов, также содействует полноценный сон (усталость не накапливается), регулярное полноценное питание (энергия прибавляет сил) и активный отдых (расслабление и восстановление). Иными словами, лучшая защита от стресса - хорошее здоровье и наличие творческого хобби.

"Отдых обязательно должен быть продуктивным, сотруднику необходимо полностью отвлекаться от работы, концентрируя внимание на других видах деятельности. Ведь пассивно сидя дома, человек зачастую не отдыхает, а накапливает почву для стресса", - убеждена Арета Белякова.

Если же крайняя ситуация все же случилась, нужно постараться смягчить стресс: принять ситуацию и оценить ее. Так, в затруднительных рабочих обстоятельствах полезно будет составить поэтапный план решения задачи или задач, которые вам необходимо реализовать. Следует задать себе вопросы: "Нужно ли это делать?", "Нужно ли это делать мне?" и "Нужно ли это делать сейчас?" Сначала выполняйте дела первостепенной важности. Если дел ворох, не нужно стесняться обратиться за помощью. Перегрузка - короткий путь к переутомлению и истощению.

Позволит снизить риск стресса и уход от ненужных затрат энергии. Не стоит вникать в ненужные вам проблемы, вступать в конфронтации и конфликты, пытаться манипулировать и руководить жизнью других людей.

Психологи также рекомендуют научиться относиться к себе слишком серьезно, поскольку самоуважение - явление здоровое, в то время как эгоцентризм разрушителен. Поэтому на пользу пойдет умение и готовность воздавать должное другим.

ОЛЬГА РУБИС, ИРИНА РУБИС, ТАТЬЯНА ШАХМАТОВА

Источник: bin.com.ua

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1