Как регулируется труд педагогов?

Школа обязательна для всех. В России дети не имеют права не учиться, единственный способ избежать ежедневного общения с учителями – домашнее обучение, но и здесь придется хотя бы иногда сдавать экзамены, а значит так или иначе соприкасаться с образовательной системой.

Поэтому так важно понимать, кто и чему учит детей. О том, какие требования российское законодательство предъявляет педагогам, рассказали эксперты Профсоюза работников торговли и услуг.

Есть такая профессия

Прежде всего нужно понимать, что по российским законам быть учителем – это не обязанность, а право человека. Такая норма закреплена в статье 46 закона «Об образовании». Однако, право это распространяется далеко не на всех граждан.

По закону право заниматься педагогической деятельностью имеют лица, у которых есть среднее профессиональное или высшее образование.

Кроме того, квалификация таких работников строго регламентирована и прописана в профессиональных стандартах педагогов, утвержденных приказом Минтруда России.

Для разных направлений педагогической деятельности существует свой профстандант.

Так для специальности «педагог», который работает в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в качестве учителя или воспитателя, обязательно высшее или среднее профессиональное образование в рамках направления «Образование и педагогические науки» или в области преподаваемого предмета.

Причем, педагог может получить сразу два вида образования – одно по преподаваемому предмету, а другое – в образовательной сфере.

Трудовые функции

В профессиональных стандартах для учителей трудовые задачи прописаны довольно подробно. Так сотрудник, реализующий педагогическую функцию (учителя, воспитатели), должны уметь разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин, планировать и проводить учебные занятия, создавать безопасную и комфортную образовательную среду, проводить анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению, организовывать контроль и оценку учебных достижений, как текущих, так и итоговых.

Кроме того, по профстандарту педагог должен уметь формировать у учеников мотивацию к обучению, навыки коммуникации, в том числе с использованием информационных технологий, а также разрабатывать для них универсальные учебные действия и способы объективной оценки знаний на основе на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Для всего этого учитель или воспитатель должен владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий – например, проектной деятельности, лабораторными экспериментами, полевой практикой и т.п., разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде, а также использовать

специальные подходы к детям с особыми потребностями в образовании – как с выдающимися способностями, так и с ограниченными возможностями, например, по здоровью или владению русским языком.

Тик Ток и другие ИКТ

Помимо этого, педагог должен хорошо владеть информационно-коммуникационными технологиями – мессенджерами, электронной почтой, другими способами общения и взаимодействия с учениками и родителями, а также разбираться в узкоспециализированном софте – например, текстовых и графических редакторах, базах данных учебных проектов и т.д.

Все это потребуется педагогу, чтобы организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона. Во всяком случае, такие функции закреплены в профстандарте для учителей.

Знания, которые должны быть у педагога, также прописаны в этом документе. Например, преподавать должен знать преподаваемый предмет в рамках образовательных стандартов, понимать его место в мировой культуре и науке, обладать представлениями о принципах построения образовательных систем, основных закономерностях возрастного развития, стадиях и кризисах взросления учеников, уметь замечать девиации, знать основы психодидактики, закономерности поведения в социальных сетях.

Кроме того, педагог должен владеть методиками преподавания, современными педагогическими приемами и технологиями, знать трудовое законодательство, конвенцию о правах ребенка и нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.

Отдельно профессиональный стандарт для учителей содержит требование к соблюдению педагогом правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

Кого не берут в педагоги

Отдельно в законе прописаны ограничение на право заниматься образовательной деятельностью.

Так, к педагогической деятельности не допускаются лица, которых такого права лишил суд в соответствии с вступившим в законную силу приговором, имеющие или имевшие судимость за ряд преступлений, а также признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке и имеющие ряд инфекционных и психических заболеваний.

Статьи, судимость за которые исключается работу в школе, прописаны в статье 31 ТК РФ. Это преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

Также не допускаются к работе с детьми граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за любые другие умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Всех остальных судимых лиц к работе педагогом может допустить специальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Среди заболеваний, с которым в школе работать нельзя, присутствуют туберкулез, венерические болезни, гепатит B и C, ВИЧ, злокачественные новообразования, сахарный диабет, расстройства психики и поведения, гипертония и ее последствия, вирусные лихорадки, активная стадия чумы, холеры, педикулеза, акариаза, дифтерии, сибирской язвы, малярии, коронавирусной инфекции и т.д.

Допуск человека к педагогической деятельности осуществляет специальная медицинская комиссия, обязательная для регулярного прохождения всеми учителями, как при устройстве на работу, так и при подтверждении квалификации.

Рубрика: 
Ключевые слова: 

Поделиться