Стремительные изменения в бизнесе стали нормой, и неудивительно, что сегодня даже у самых опытных и компетентных руководителей нет и не может быть ответов на все вопросы. Зато у них могут быть правильные вопросы, позволяющие сделать оптимальный выбор из множества альтернатив. Именно это и делает коучинг востребованным в наши дни.
Что это такое?
Коучинговый стиль лидерства – это способ управления, направленный на долгосрочное развитие команды и раскрытие потенциала каждого из участников для достижения их максимальной производительности.
Коучинговый стиль характеризуется навыком лидера задавать вопросы, которые: побуждают обратиться к личному опыту, повышают осознанность, формируют ответственность, укрепляют доверие, стимулируют к самостоятельному поиску решений, предлагают ситуации, расширяющие области актуального развития. Управление через коучинг: сосредотачивается на вопросах, которые помогают делать открытия и достигать новых значимых результатов, избегает формулировок, которые ограничивают самостоятельность мышления, закрывают для личности возможности к изменению, вгоняют в заранее заданные поведенческие шаблоны. Навык лидера задавать другим правильные вопросы развивается по мере того, как он учится задавать их самому себе.
Рэм Чаран, будучи советником топ-менеджеров компаний, входящих в Fortune 500, подчеркивает, что нестабильность новой эпохи управления не позволяет руководителю нащупать какой-то один рычаг конкурентного преимущества компании, которого хватит на долгие годы. По его мнению, сегодня есть четыре основных вопроса, которые помогают лидерам крупных компаний успешно реализовывать изменения: Как должна трансформироваться стратегия? Как должна трансформироваться операционная деятельность, независимо от того, изменилась ли стратегия? Какой сдвиг в людях и лидерстве необходим для осуществления трансформации? Какому сдвигу в организационных процессах нужно содействовать? Эти вопросы соответствуют четырем ключевым компонентам: стратегия, операционная деятельность, люди и процессы. И бывает не так уж сложно ответить на них, как начать их задавать. Порой хватает только одного вопроса, чтобы начать движение в нужном направлении.
В качестве такого примера Рэм Чарен приводит признание основателя Dell Майкла Делла. Перед тем как корпорация Dell в 2007 году поступилась своими принципами и наконец-то вышла в розницу, заключив соглашения с ритейлерами в Канаде, США, Японии и Великобритании, единственный вопрос, который он задал: «Как выжить среди больших парней?». Делл нашел на него ответ: «Я собираюсь продавать напрямую по самой низкой цене». И начал трансформацию Dell с операционной деятельности, преобразовав всю цепочку поставок.
Многие, опираясь на классическую модель GROW Джона Уитмора, привыкли начинать с цели, но это необязательно. Энди Бак предлагает модель BASIC Steps1, в которой на первом месте – изучение бэкграунда, то есть деталей текущей ситуации.
Источник: blog.bitobe.ru
Поделиться