Как провести опрос сотрудников и получить правдивый фидбэк?

Чеклист из 8 простых шагов для избежания типичных ошибок

Каждая компания сталкивается с необходимостью внедрения корпоративных изменений, обусловленных ситуацией на рынке, конкуренцией или новыми тенденциями. Любые, даже вынужденные, изменения влекут за собой определенные риски и негатив со стороны сотрудников.

В этот момент многие руководители закрываются, начинают избегать ответов на неудобные вопросы, а общение с коллективом сводят к минимуму – и это в корне неверно. Ведь именно обратная связь позволит не ошибиться, минимизировать риски и снизить негатив. Один из самых эффективных способов получить информацию от сотрудников – предварительный опрос.

Если компания небольшая, то самым правильным будет личное интервьюирование каждого сотрудника. Во-первых, это даст руководителю возможность подробно рассказать о необходимости проведения изменений, их важности и влиянии именно на этого сотрудника. Во-вторых, сам сотрудник даст обратную связь. В-третьих, живое общение – шанс приобрести новые идеи и видение со стороны.

Если же компания достаточно крупная, на помощь придет опрос сотрудников. Важно избежать обмана или искажения информации со стороны работников компании, а для этого необходимо соблюсти несколько условий:

1. Правильно определить целевую аудиторию

Многие руководители и менеджеры по персоналу начинают опрашивать всех сотрудников компании без исключения в надежде получить как можно больше информации. Но если планируемые изменения касаются не всех, а лишь части сотрудников, то именно эту часть и надо опрашивать. Тогда полученная информация будет более точной и релевантной.

2. Подробно объяснить, для чего проводится анкетирование

Это очень важный момент, которому часто не придают должного внимания. Вступительная часть в анкете должна быть написана в приветливой форме, с просьбой о помощи и разъяснением, для чего это необходимо и что даст в итоге. Главное: текст должен быть лаконичным, чтобы сотрудники не утомились заранее, читая его и пытаясь вникнуть в суть.

3. Определить, анонимным ли будет опрос

Анонимные опросы более эффективны. Так повышается вероятность получить честные, а не «социально-желательные» ответы от сотрудников. Сейчас есть множество платных и бесплатных ресурсов, которые позволяют проводить опросы со 100% анонимностью. Но если любопытство HR-менеджера пересиливает и он добавляет в анкету косвенные вопросы, которые позволяют вычислить респондента, то сотрудники, как правило, это чувствуют. И тогда честности в их ответах ждать точно не стоит.

4. Качество важнее количества

Большое количество вопросов изначально демотивирует. Их должно быть не больше 15, с четкими и понятными формулировками без возможности двойственного трактования. Если же вопросы будут слишком сложными, сотрудники в какой-то момент просто перестанут напрягаться и станут отвечать «для галочки».

5. Разнообразить вопросы

Есть несколько типов вопросов, и все их желательно использовать в опросе:

  • закрытые вопросы – подразумевают только ответы «да» или «нет»;
  • открытые вопросы – предполагают развернутый ответ, который пишет сотрудник в произвольной форме;
  • многовариантные вопросы – сотруднику предоставляется возможность выбрать один или несколько вариантов из приведенных ниже;
  • оценочные вопросы – подразумевают под собой оценку чего-либо по предлагаемой шкале.

Разнообразные вопросы позволят получить информацию с разных сторон. Опрос не будет казаться однотипным и скучным, а значит, люди отвечать будут честно и искренне.

6. Не забывать при стандарты

С одной стороны, вопросы должны быть разнообразными, но с другой — объединены общими стандартами в оформлении, формулировке и единой шкале оценки. Используете, к примеру, 5-балльную систему – значит, она должна быть везде.

7. Дать возможность высказать иное мнение

В опросах очень часто используются только многовариантные или оценочные вопросы. В данном случае необходимо всегда оставлять поле «Комментарий» или «Другое». Данный прием позволяет получить дополнительную информацию от сотрудников либо их иной взгляд, другое мнение, новые идею. Но главное – это вызывает доверие.

8. Проверить на фокус-группе

Перед массовой рассылкой обязательно стоит проверить опрос на небольшой фокус-группе. Для этого лучше всего подойдут сотрудники из целевой аудитории, и чем разнообразнее она будет по должностям и возрасту, тем лучше. При этом в каждом из этой группы HR-менеджер должен быть уверенным: протестирован опрос нужно конфиденциально. Иначе есть риск получить ненужные волнения и переживания сотрудников, которые строят свои догадки, не до конца понимая, что происходит.

Получение обратной связи от сотрудников, с одной стороны, процесс необходимый, а с другой – требующий очень аккуратного подхода. Он позволяет получить максимально грамотную и точную оценку своих действий – без него вы попросту не сможете адекватно развивать компанию и двигаться дальше. Именно поэтому подготовке к опросам сотрудников стоит уделить много внимания.

Елена Червинская, директор по персоналу БК BetBoom

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1