Как предотвратить текучесть кадров, если компания работает с самозанятыми?

Рынок труда после двух пандемийных лет основательно переформатировался – увеличение числа самозанятых говорит об изменении отношения к форме занятости. Интерес к сотрудничеству с этой категорией работников появился и у компаний-работодателей. В 2022 году по данным опроса, проведенного hh.ru, с самозанятыми на регулярной основе работают 52% российских компаний.

Но новые тенденции не исключают старые проблемы, одной из которых является текучесть кадров. Распространяется она и на самозанятых. Попадая в коллектив, они, хоть и временно и на особых условиях, становятся его частью. И если условия труда, атмосфера в организации, отношение к ним менеджмента не удовлетворяет их, то есть риск, что компания может их потерять. О том, как построить работу так, чтобы удержать самозанятых в компании, рассказывают эксперты платформы  «Наниматель». 

Почему кадры уходят

Причин текучести кадров несколько, но условно их можно разделить на внешние (объективные) и внутренние (субъективные). Если говорить об объективных, то это проблема не только российская. Отношение к труду поменялось во всем мире. Работники становятся более независимыми. С трудом можно говорить о преданности компании. Каждый человек все больше сосредотачивается на достижении личных целей.

 Общими субъективными причинами, провоцирующими текучесть, как для постоянного персонала, так и для самозанятых, могут стать неудовлетворенность условиями труда, эмоциональной атмосферой в коллективе, неясные перспективы, невозможность обратной связи. Для штатного персонала имеет значение и заработная плата. Он может считать ее недостаточной для его квалификации. Все это может повлиять на желание продолжать работу в такой некомфортной компании.

Причиной ухода работника может стать взаимная дезинформация – работодатель не сказал всю правду об условиях труда, а специалист о своих навыках и знаниях. В таких случаях, как правило, через некоторое время, все заканчивается  расставанием.

Самозанятый при заключении договора о выполнении услуги точно знает ее цену, поэтому, как правило, в этой части сотрудничества конфликтов с компанией не бывает. Зато играют роль остальные факторы.

Как компании сохранить самозанятых

Самозанятых  можно назвать «новой нефтью». Со всеми ее плюсами в виде налоговых условий, упрощенного документооборота, возможностью быстрого найма, новый формат стал для бизнеса очень привлекательным. Но в то же время следует помнить, что  люди в статусе самозанятых независимы, им не сложно поменять работодателя. Хорошие специалисты, к тому же, знают себе цену, и могут выбирать из массы предложений о сотрудничестве наиболее выгодные.

Компаниям, сотрудничающим с самозанятыми, нужно учитывать все эти факторы и создавать такие условия работы, чтобы у квалифицированного исполнителя не возникло желания уходить. Для сокращения текучести самозанятых можно применить несколько общепринятых способов удержания персонала.

Показать ценность самозанятого для компании

Самозанятому нужно  показывать, что его работа ценна для компании. Похвалить, дать почувствовать его востребованность, предложить участие в корпоративных мероприятиях. Мотивированный сотрудник – самозанятый или состоящий в штате, при таком отношении начинает ценить свою должность и показывает наилучшие результаты.

Создать хорошие условия труда

Комфортные условия труда одинаково нравятся штатному персоналу и самозанятым. Работа при тусклом освещении, шуме, нехватке оборудования и материалов влияют на эмоциональное состояние любого человека. Такие условия заставят усомниться как штатный персонал, так и самозанятых в необходимости продолжения работы в компании. Все-таки, у людей большая часть жизни отдается профессии.  Самозанятые – тоже люди, поэтому считают, что эту часть жизни лучше  провести в комфортных условиях.

Работа в выходные дни или сверхурочно не самый лучший способ удержать от ухода  работников, в каком бы статусе они не были – самозанятые или штатный персонал. Люди обычно планируют свой отдых в свободное от работы время. Конечно, если в компании изредка создаются некие обстоятельства, требующие дополнительной работы для самозанятых в неурочное время, то их привлечение допустимо. Важно, чтобы эти форс-мажоры не были в системными.

Сделать членом команды

Лозунг «Мы – коллектив, мы – команда» применим и к самозанятым, работающим в компании.  Если в коллективе дружеская атмосфера, и все, включая самозанятых, чувствуют себя единым целым, то каждый член команды старается показать лучшие результаты.

Материально мотивировать

Принято считать, что самозанятый получает фиксированную оплату за оказываемую услугу, и не может рассчитывать на какие-либо денежные поощрения.  Это не совсем так.  Компания может поощрить самозанятого, если посчитает, что результаты его работы превзошли все ожидания и принесли ощутимую прибыль. Премия может стать для самозанятого не только приятной неожиданностью и мотивацией для достижения еще лучших результатов, но и повысит его лояльность к компании. При такой оценке его усилий, желание сотрудничать будет только укрепляться. Компания, в свою очередь, затратив незначительную сумму, получит квалифицированного исполнителя, вызывающего доверие, на которого можно рассчитывать в любых обстоятельствах.

Каждая компания имеет свои отработанные способы борьбы с «текучкой». Ситуации могут однотипными, а работники разные, как в случае с самозанятыми. Но главное – понимать, почему люди уходят, и вовремя принимать меры. Практика показывает, что если оставить процесс без внимания, то это непременно скажется на финансовом благополучии бизнеса в дальнейшем.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1