Как повысить эффективность временного персонала в ритейле?

Временные исполнители вызывают у бизнеса много вопросов: с одной стороны, их привлечение помогает решить конкретную задачу с минимальными затратами, с другой — их сложнее контролировать. Как получить максимальную отдачу от парт-таймеров?

Временный персонал: за и против

Использование временного персонала очевидно выгодно для компаний — подработчики приходят на помощь там, где требуется усиление, помогают улучшить показатели, при этом не увеличивая ФОТ. К примеру, в продуктовых магазинах по вечерам всегда очереди: привлечь штатного сотрудника на полный день обойдется компании дороже, чем пригласить парт-таймера, который выйдет на время пиковой нагрузки и получит деньги только за несколько часов подработки.

Однако многие HR не любят привлекать временных исполнителей из-за сложностей и рисков:

  • Низкая мотивация подработчиков и их непогруженность в корпоративную культуру.
  • Недостаточная квалификация — никто не хочет нанимать человека с улицы.
  • Низкая эффективность работы — есть устоявшееся мнение о более низкой эффективности временных исполнителей.
  • Юридические риски — непрозрачный рынок аутсорсинга персонала научил HR быть осторожнее.

Мотивация парт-таймеров

Прежде, чем начинать работу с временными исполнителями, важно понять, кто же идет на подработку. Часто подработку с неполным рабочим днем и гибким графиком ищут студенты, женщины с маленькими детьми, пенсионеры, для которых такой формат — единственно доступный способ заработка. Кроме того, для многих подработка — это возможность получить дополнительный доход сверху зарплаты, чтобы повысить качество жизни, выплатить ипотеку или потребительский кредит. Чаще всего это люди, работающие 2/2 или с аналогичным графиком, поэтому для них также нужен гибкий график.

Надо сказать, что парт-таймеры — в основном проактивные люди, которые высоко ценят возможность дополнительного заработка. После пандемии доходы населения сильно сократились, а цены постоянно растут, но парт-таймеры при этом не сидят сложа руки и возможность подработать уже является для них достаточно сильной мотивацией.

Провайдеры временного персонала, в первую очередь аутсорсинговые компании, зачастую используют для «мотивации» своих сотрудников «кнут» — систему штрафов за невыходы, опоздания и прочие дисциплинарные нарушения. На самом деле штрафы не мотивируют, а демотивируют и без того зарабатывающих небольшие деньги людей.

Ожидая неизбежного взыскания за опоздание, исполнитель с меньшим рвением будет выполнять задачи — в любом случае ему заплатят меньше. Поэтому логичнее и правильнее заменить штрафы рейтингом, как в такси. По нашему опыту, оценка заказчика мотивирует парт-таймеров выходить по заявкам и более ответственно относиться к своим задачам, ведь при переборе «предупреждений» они просто потеряют возможность подрабатывать и получать дополнительный доход.

  • Обратите внимание, как выстроена система мотивации у провайдера временных исполнителей?
  • Есть ли у провайдера система штрафов и материальных взысканий?

Проверяем квалификацию

Подготовленного парт-таймера видно сразу — ему не нужно долго объяснять специфику задач, так что время штатного сотрудника на это тратить не придется. Подготовку парт-таймеров хороший провайдер берет на себя: проводит онбординг и тренинги, где готовит будущего исполнителя к выполнению необходимых типовых задач.

Мы создали свой тренинг-центр, в котором парт-таймер в течение двух дней «по конвейеру» проходит все стандартные задачи, с которыми он может столкнуться в магазине — от выкладки товара на полки до кассы. К тому моменту, когда парт-таймер выходит на торговую точку, он уже подготовлен.

  • Определите список компетенций, которыми должен владеть временный исполнитель. Есть ли среди них специфические навыки (знание определенных программ, стандартов обслуживания)?
  • Запросите у провайдера данные о подготовке исполнителей. Обратите внимание, проводится ли в компании оценка компетенций, как построен онбординг и предусмотрена ли практика?

Как повысить эффективность временных исполнителей?

Главный секрет эффективности парт-таймера — четкая постановка задач с измеримым результатом. Важно, чтобы и у провайдера, и у руководства магазина было четкое понимание, какие задачи в каком объеме может выполнить подработчик.

По статистике, в классическом аутсорсинге эффективность внештатного персонала на 30% ниже, чем штатного, хотя его стоимость в час иногда может обойтись бизнесу даже дороже. При этом и эту тенденцию можно переломить, формула успеха: подготовка + четко сформулированные задачи = высокая эффективность. Если подготовленный парт-таймер получает список задач, при этом время выполнения каждой задачи нам известно и зафиксировано, то даже за 5 часов он может сделать больше, чем штатный сотрудник за 9 или даже 12 часов. В отличие от него подработчик не универсален (не перескакивает с середины одной задачи на другую) и не тратит время на прокрастинацию и перекуры.

Важный момент: необходимо использовать временных исполнителей правильно — если это усиление, к примеру, на кассах, важно чтобы штатные кассиры при открытии еще одной кассы не воспринимали это как замену и не отбывали на перекур.

  • Запросите информацию у провайдера о средней выработке временного исполнителя.
  • Сформируйте список конкретных задач с измеримым результатом для парт-таймера: постоять на кассе в период с 16.00 до 21.00, разложить 200 единиц товара, наклеить 150 ценников.
  • Убедитесь, что сотрудники магазина правильно понимают функционал и назначение парт-таймеров.

Сопротивление руководства магазинов — что делать?

Компанию можно представить в виде торта, где каждый слой — это управленец. Важно «продать» идею временного персонала на каждом уровне.

В ритейле топ-менеджмент — это операционный директор, а средний — это директор магазина. На верхнем и среднем уровнях хорошо работают цифры, поэтому решение об использовании парт-таймеров должно быть основано на статистике, с обоснованным прогнозом того, как изменятся показатели после введения парт-таймеров в часы пиковой загрузки. Важно помнить, что помимо влияния на ФОТ привлечение парт-тайм исполнителей напрямую влияет и на операционные показатели (к примеру, больше открытых касс — больше пропускная способность, больше продаж).

При этом зачастую сложности возникают не на уровне топ-менеджмента, а на уровне директора магазина — принятое «наверху» решение не всегда разъясняется и обосновывается, а потому выглядит навязанными «лишними проблемами».

Наш опыт показывает: там, где директор магазина мотивирован на работу с временными исполнителями, их эффективность всегда выше. И наоборот, если руководитель сопротивляется изменениям, подработчики показывают худшие результаты.

Но даже если идею принял директор магазина, может возникнуть проблема с непринятием и даже саботажем со стороны штатного персонала магазина. Временный исполнитель может столкнуться с недружелюбием или даже враждебностью со стороны «постоянников».

Это нормально — люди зачастую тяжело переживают изменения, поэтому важно снять возможные возражения и развеять опасения персонала. Необходимо провести доверительную беседу, объяснить, зачем нужны новые люди, чем они будут заниматься и какую пользу принесут всему рабочему процессу и каждому штатному сотруднику.

  • Для эффективного использования парт-таймеров необходимо принятие и понимание целей этого шага на всех уровнях — от топ-менеджмента до линейного штата магазина.
  • Если возникает сопротивление со стороны персонала, поможет информирование: объяснить, кто такие временные исполнители и зачем они нужны, сделать акцент на пользе от парт-таймера для конкретного сотрудника.

Риски при работе с парт-таймерами

Один из основных рисков и опасений на тему парт-таймеров — нарушение с их стороны действующего законодательства. К примеру, парт-таймер может продать алкоголь или табак несовершеннолетнему, что грозит магазину штрафом или даже отзывом лицензии.

Да, такой риск есть, но ведь и штатный персонал может «проколоться» на тех же вопросах. Эта проблема решается только через информирование и заучивание правил, причем как в случае с штатными, так и с временными исполнителями. Например, мы создали систему оповещений с помощью СМС и сообщений в Telegram-канале, начали постоянно писать об этом в соцсетях, рассказывать о рисках и напоминать об ответственности — без понимания проблемы ни штатный сотрудник, ни подработчик не захотят ее решать.

Результаты показывают, что риск продажи алкогольной или табачной продукции несовершеннолетнему у наших подработчиков существенно ниже, чем у тех, кто пришел без предварительной подготовки, а зачастую и чем у штатного персонала.

Еще один вопрос, который вызывает существенные опасения — это юридические риски, в первую очередь в части претензий со стороны налоговой. При работе с аутсорсинговой компанией важно провести проверку контрагента, в том числе и запросить документы, регулирующие взаимоотношения аутсорсера с вашими будущими временными исполнителями.

Работать с самозанятыми самостоятельно сложнее, но при небольшом объеме возможно — помните про риски переквалификации договоров в трудовые и ни в коем случае не относитесь к подработчику как к штатному сотруднику. Кроме того, вы можете воспользоваться услугами сервисов, работающих по убер-модели — в этом случае взаимоотношение с исполнителями берет на себя подрядчик. Правда, и в этом случае важно четко понимать характер и прозрачность этих взаимоотношений.

Важно помнить, что качество выполнения задач подработчиками и эффективность их использования напрямую зависят от того, насколько надежного партнера вы выбрали.

  • Запросите у подрядчика документы, регулирующие взаимоотношения с будущими временными исполнителями
  • Если вы работаете с самозанятыми самостоятельно, помните о рисках переквалификации договоров в трудовые

В работе с подработчиками есть свои сложности, однако все риски нивелирует выбор правильного подрядчика и грамотный подход к организации работы с парт-таймерами на стороне заказчика. Кроме того, очевидная выгода от привлечения парт-таймеров — рост выручки и улучшение клиентского опыта — превышает потенциальные сложности.

hr-elearning.ru

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1