Как понять, когда начальство врет о кризисе

Руководители гибнущих компаний до последнего делают вид, что у фирмы все хорошо, но эти заверения не должны вас расслаблять. По тому, как и что говорится, можно понять, как обстоят дела на самом деле.

Определять положение компании в кризис лучше всего исходя из количества заказов и продаж. Для этого сотрудник должен оценить объем своей работы и работы коллег. Если число заказов уменьшилось, но не катастрофически, то дела идут не так плохо. И не страшно, если отменили бесплатное питание и абонемент на фитнес — это вообще пустяки. Главное, что у компании есть заказы — значит, она выкарабкается из кризиса. Но если люди не работают, а сидят без дела и гадают, что будет дальше, то дальше будет плохо. Потому что если сотрудники загружены работой, то у них нет времени на разговоры.

В условиях кризиса любая компания сначала откажется от расходов, которые раньше допускала «от хорошей жизни». В первую очередь будут отменены компенсации мобильной связи, корпоративного транспорта, бесплатного питания. Также откажутся от дорогостоящих командировок, участия в выставках, подрежут рекламный бюджет, перестанут предоставлять страховку в дорогих клиниках, сократят расходы на обучение и тренинги.

Если зарплату задерживают, значит, перед компанией стоит проблема платежей, то есть оборотных средств у нее недостаточно. Задержка зарплаты — это сигнал для сотрудника: не все спокойно в Датском королевстве. Но задержка на несколько дней не повод для переживаний. Если же речь идет о неделях и месяцах, вывод напрашивается сам собой: работодателю неоткуда взять средства на выплаты. Стоит задуматься о поиске новой работы.

Сокращение рабочей недели или рабочего дня — вполне нормальное решение. Людей нечем загрузить, поэтому нет необходимости, чтобы они ежедневно выходили на работу.

Когда компания испытывает не очень большие финансовые трудности, сотрудникам могут урезать зарплату на 10–20% и отменить премиальные. Возможно замораживание вакансий: если кто-то увольняется, то на его место никого не берут.

Если положение тяжелое, но есть надежда на наступление лучших времен, то сотрудников могут отправить в неоплачиваемый отпуск. Какие выводы из этого следуют? Во-первых, это значит, что компания старается уменьшить расходы. Во-вторых, что директор бережет сотрудников, так как надеется на исправление ситуации в обозримом будущем. Если будут появляться новые заказы и увеличится объем работы, то находящихся в отпуске сотрудников будут время от времени привлекать к работе. Но если вынужденный отпуск растягивается до трех месяцев и более, то стоит приступить к поиску нового места.

Следующий шаг — закрытие части бизнеса и региональных структур, объединение филиалов, сокращение штата. Начинают всегда со вспомогательных структур, которые напрямую не влияют на результат. Может, они не давали желаемого объема продаж или были стопроцентно инвестиционными проектами. Такая реструктуризация нормальна, эти процессы происходят и в обычное время, а для кризисной ситуации они особенно характерны.

Борис Резапов, «Труд»

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1