Как помочь новенькому сотруднику

Автор: Ксения Бородаченко  |   Источник: ДЕЛО

Не секрет, что первые дни, даже недели работы на новом месте — самые сложные. Ирине предложили занять должность менеджера по персоналу в кадровом отделе одного из успешных банков.

Хорошая ставка, возможность карьерного роста и просто престиж организации были весомыми аргументами в пользу этой работы. И тем не менее после первого рабочего дня Ирина отказалась. Невозможность быстрой адаптации на новом рабочем месте, а соответственно и сомнение в комфортных условиях труда оказалось тем единственным «против», которое перевесило многочисленные «за» работы на этой должности. Ирину просто неприветливо встретили на новом рабочем месте.

«Сейчас все чаще крупные корпорации задаются вопросом адаптации новичка на работе. К нам обращаются все больше крупномасштабных компаний, представленных большой филиальной сетью в Украине», — говорит Елена Сотник, тренер семинара «Система адаптации персонала» тренинг-центра Golden Staff.

Как адаптировать «пришельца»

«Залог успешной адаптации человека — это четко спланированная система, то есть человек должен получить план адаптации: что он будет делать, что он должен знать, цели, задачи и результаты, которых он должен достигнуть за время испытательного срока», — говорит Анна Бобель, руководитель отдела рекрутинга рекрутинговой компании World Staff.

С помощью подготовленной схемы работнику стоит дать понять, что от него ждут такой же организованности. Нужно исключить возможность возникновения у него ложных ожиданий. Многие новые работники быстро меняют свое мнение, рассудив не в пользу данной компании, потому что работа не оправдала их надежд. Это распространенная причина увольнений в течение первых шести месяцев работы. «Главное, что должен сделать руководитель, — это объяснить новому сотруднику, по каким критериям его будут оценивать именно в этой компании и сообщить правила поведения, стандарты в компании», — говорит Елена Сотник.

«В нашей компании разработано специальное Положение об адаптации», — рассказала Евгения Салюк, директор по персоналу компании «ОЛИМП». По ее словам, нормы этого положения направлены на социальную и профессиональную адаптацию.

У каждого новичка есть наставник и личная программа адаптации, вследствие выполнения которой происходит быстрое вхождение в должность и приобщение к корпоративной культуре компании.

Специалисты по персоналу выделяют четыре направления, в которых необходимо адаптировать молодого сотрудника. Наиболее распространенной в практике компаний является профессиональная адаптация. Она заключается в том, чтобы освоить навыки работы, понять отличие работы в этой компании от других. Каждый новичок проходит этап обучения, когда опытный работник передает знания и навыки, наглядно демонстрирует работу. Иногда сотрудник некоторое время работает на разных должностях в разных подразделениях, знакомясь с работой компании.

«В компании «Киевстар» определенные сотрудники обязаны донести необходимую информацию до новичка», — говорит Юлия Шилина, начальник отдела внутренних коммуникаций и связей с общественностью компании «Киевстар». По словам Юлии, руководители департаментов и дирекций рассказывают обо всех нюансах предстоящей работы, дублируя это письмами по электронной почте. Таким образом, у «новенького» всегда есть шпаргалка от начальства. Также новоиспеченный сотрудник получает доступ к Интернету и к папкам на сервере, где хранится большой объем полезной для него информации.

Психологическая адаптация подразумевает приспособление сотрудника к условиям труда и отдыха. Она важна, в первую очередь, для производственных предприятий и организаций, где используется сложная технология. Реже ее используют в офисах и торговых фирмах. Там, как правило, условия труда стандартны, но новичку все же требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность нагрузок.

Социальная адаптация — это приспособление к новому коллективу, установление личных и деловых отношений с сослуживцами. Новичок знакомится с расстановкой сил в подразделении, выясняет влиятельность каждого сотрудника, включается в состав формальных и неформальных групп.

И наиболее важная для топов, организационная адаптация. В процессе ее сотрудник знакомится со структурой организации.

Секреты для новеньких

Новичкам на новом месте работы специалисты советуют до начала первого рабочего дня получить полную ясность относительно участка работы, обязанностей и окружения.

«Человек не должен стесняться задавать вопросы, потому что не всегда компания имеет четкую систему адаптации и может не предусмотреть всего, что человек не знает, что ему непонятно», — рекомендует Анна Бобель. Нельзя давать никаких обещаний, пока ситуация неясна и нет уверенности в их выполнении.

По словам Бобель, новички часто сосредотачивают свое внимание только на профессиональной стороне дела, тем самым допуская ошибку. Не менее важно усвоить культуру новой компании, чтобы успешно общаться с сотрудниками и быть адекватно воспринятым.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1