Как перестать постоянно задерживаться на работе

Для многих бухгалтеров задержки на работе считаются чуть ли ни «нормой». Иногда, действительно, возникают форс-мажоры: в конце отчетного периода нужно «подбивать» данные, поступившие в последний момент. Но если вам приходится регулярно засиживаться в офисе допоздна, пора бить тревогу – и менять ситуацию. Как это сделать, не испортив отношений с руководством?

«Знать свою норму»

Вряд ли имеет смысл поднимать шум, если вы задерживаетесь на работе не чаще 1-3 дней в месяц при закрытии отчетного периода. Как бы хорошо в компании ни была организована финансовая служба, все равно в конце месяца приходится срочно проводить хозяйственные операции последних дней или что-то исправлять до сдачи отчетности. Кто-то из коллег поздно принесет вам первичный документ, где-то в подсчетах обнаружится ошибка и т.п.

В этом случае задерживайтесь, но обязательно озвучивайте переработки перед руководством (главбухом или директором). Если в вашей компании соблюдается ТК, не стесняйтесь ставить дополнительные часы в ведомости для начисления зарплаты, даже если коллеги этого не делают.

Не оставаться «по умолчанию»

Во многих компаниях в бухгалтерии «принято» задерживаться. Как правило, в такой фирме главбух даже не попросит вас остаться (т.к. понимает, что этим он нарушит закон) – «просто» за пятнадцать минут до окончания рабочего дня даст вам большое задание, которое нужно выполнить «вчера».

Будьте осторожны: это ловушка. Получается, что задержаться на работе вы решили «самостоятельно», следовательно, работодатель вам ничего не должен. Значит, у вас не будет оснований просить ответных уступок, не говоря уже об оплате.

Что этому противопоставить? Делайте вид, что «не понимаете» намеков: "Хорошо, сегодня начну, а завтра продолжу". Если от вас молча ждут задержек, так же молча уходите домой, пока вас прямо не попросят остаться на переработку. Как только начальник озвучит свою просьбу, это даст вам возможность «поторговаться» или отказаться от сомнительной чести.


Избегать подробностей

Вы не должны чувствовать вину за то, что вовремя уходите с работы. Компания нанимает вас на 8-часовой рабочий – и платит вам зарплату именно за столько часов. Соответственно, ваша рабочая нагрузка не может превышать эту норму. Если у работодателя неправильно организован процесс бухучета или рассчитан объем заданий, то это уже проблема работодателя, а не ваша.

Поэтому ни в коем случае не объясняйте, почему вы уходите «так рано», когда все остальные сотрудники «сидят до упора». Если окружающие проявляют (неуместное) любопытство, отделайтесь кратким и неинформативным ответом. «Уже уходишь?» — недовольно спрашивает коллега, завидуя вам из-за того, что сама не решилась сделать то же самое. «Да, надо бежать. До завтра.» — спокойно и доброжелательно отвечаете вы, не вдаваясь в подробности и не объясняя, куда именно и почему вам так надо бежать.

Ты мне – я тебе

Старайтесь компенсировать переработки. Даже если в вашей компании не соблюдается ТК, и доплаты вам не получить, просите у руководителя что-то другое в обмен на ваши задержки. Отпрашивайтесь на долгий обед, просите «личные дни», оплату детского сада, путевку и т.п.

Поначалу не так важно, соответствует ли компенсация потраченному времени – гораздо важнее приучить руководство к мысли о том, что ваши дополнительные усилия должны вознаграждаться, а не считаться «нормой».

От третьего лица

В некоторых компаниях вас будут вынуждать задерживаться, угрожая увольнением, лишением премии и т.п. Это делается в расчете на то, что сотрудник побоится идти на прямой конфликт, опасаясь последствий. Если вы не хотите портить отношения с директором или главбухом, то, отказывая ему, не ссылайтесь на свои права или закон – в компании, где не соблюдается ТК, такой аргумент будет звучать просто смешно.

Вместо этого найдите (или придумайте) причину, связанную с третьими лицами или «объективными обстоятельствами», например:

  • «муж не разрешает задерживаться на работе»
  • «мне нужно забирать и кормить ребенка, иначе он останется голодным»
  • «потом уйдет последняя электричка, и я не смогу добраться до дома»
  • «я заплатила за фитнес-клуб, и если пропущу, то эти деньги не вернут»

В этом случае обязательно подчеркивайте, что хотели бы остаться и помочь, но вам не позволяют «обстоятельства».


Усложнить «процесс задержания»


Если вас прямо просят задержаться «за бесплатно» и отказываются как-либо компенсировать переработки, сделайте этот процесс сложным для руководителя. Возможно, в вашей компании принято нарушать права сотрудников и элементарный здравый смысл. Возможно, регулярные задержки в бухгалтерии давно уже стали нормой для ваших коллег. Но если вы думаете, что, позволяя себя эксплуатировать, сможете сделать карьеру, то, скорее всего, ошибаетесь. Если вы молча соглашаетесь, шеф будет воспринимать ваши задержки как должное, и, что еще хуже, перестанет вас уважать: люди не уважают тех, кто не умеет отказывать.

Приглядитесь к своему руководству и тем сотрудникам, которых недавно повысили в должности – с большой вероятностью среди них будет очень мало тех, кто постоянно задерживается на работе. Почему? Именно там, где сотрудникам навязываются наиболее жесткие требования, повышают и продвигают только тех, кто выделяются на фоне послушного большинства и знает, как защитить свои интересы.

Главное – делать это корректно и избегать категоричного отказа.

Фиппс Татьяна

Студия карьерного консультирования

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1