Как оценить обстановку при выходе на новое место работы

Представляем: вы искали новое место работы, и наконец нашли. Скоро вам выходить, или вы уже приступили к своим обязанностям — и первые недели (а скорее даже месяцы) придется привыкать и знакомиться с коллективом, обязанностями, и какими-то мелочами, принятыми в этой компании. И уже на начальном этапе можно определить, стоит ли тут оставаться, или лучше не задерживаться. На что именно обращать внимание, чтобы оценить обстановку?

Текучка

В идеале — узнать о ней еще до трудоустройства. Варианты:

  1. Спросить напрямую у любого «рядового» сотрудника, придя на собеседование. Попробуйте подловить кого-то в курилке (а лучше — на входе).
  2. Спросить у сотрудника в соцсетях. Некоторые указывают место работы.

Оба варианта можно попробовать, но вряд ли вам ответят — на такие темы сотрудники говорят неохотно. Хотя если текучка реально сильная, то работники могут сами понимать, что долго не задержатся, и честно расскажут, что ситуация в компании плохая.

Еще один вариант — задать вопрос в пабликах в соцсетях, посвященных вашему городу и поиску работы в нем. Так и напишите: «Есть те, кто работал в ХХХ? Как там дела обстоят?». В идеале это делать с чужого аккаунта — вдруг и работодатель мониторит эту страницу?

Несправедливые повышения

Обратите внимание: соответствуют ли люди занимаемым должностям? В первую очередь это касается начальства всех уровней. Насторожиться стоит, если:

  1. Выше сидят люди, устроенные по знакомству, или имеющие хорошие отношения с еще более высоким начальством. Значит даже если вы отлично себя проявите — повышать в первую очередь будут своих.
  2. Выше сидят более пробивные и активные (то есть на первое место ставится не опыт и знания в отрасли, а лидерские качества). Пункт спорный: в некоторых отраслях руководить может и такой человек. Но есть и отрасли, в которых на первом месте должны стоять опыт и знания. Например — если это отдел проектирования строительных коммуникаций. Начальник тут не должен быть грозным и дерзким: он должен разбираться в проектировании лучше, чем подчиненные.

Добровольно-принудительная переработка

Вы не обязаны бесплатно оставаться на работе дольше, чем оговорено в контракте. Даже на 15–20 минут, не говоря о большем. Посчитайте: при 24 рабочих днях эти 15–20 минут переработки превращаются в 6–8 часов, то есть почти в полный рабочий день.

Это же касается и обеденного перерыва, и тем более выходных, и работы на дом. Если начальство уговаривает/заставляет работников трудиться дополнительно без доплаты или бонусов (например — дополнительного дня к отпуску) — это плохой знак: и вы готовьтесь бесплатно тратить личное время.

«Лишние» действия, не нужные рабочему процессу

Вас приглашают на совещания, информация на которых не касается вас лично? Или в компании действует система рейтинга, бесполезная в вашей отрасли? Или для работы используется CRM, когда это не нужно?

Подобные вещи — это попытки руководства улучшить результат. С одной стороны — это правильно: нужно тестировать новые способы и инструменты. С другой стороны — надо делать это рационально, и отменять бесполезные нововведения.

Работа по времени, а не по результату

Массовая проблема отечественного бизнеса: работать от звонка до звонка, а не на результат.

Например: вы устраиваетесь маляром в мебельный цех. Ваша рабочая смена — с 8 до 17. Но в день вы работаете всего 3–4 часа — больше объемов у цеха нет. Пускай из оставшихся 3–4 часов вы тратите 1 час на наведение порядка на рабочем месте, перекуры и перерывы. Но все равно остаются еще 2–3 часа, которые вы просто просиживаете.

С другой стороны — ничего страшного: вам все равно оплачивают рабочий день (то есть и эти «свободные» часы).

Отношение в коллективе

Даже самую интересную и хорошо оплачиваемую работу может испортить плохой коллектив. Слово «плохой» может выражаться в самых разных формах: «стучащие» друг на друга коллеги, отказ в помощи (даже в мелочах), сплетни и обсуждения за спиной, оскорбления и травля.

Это же касается и начальства: кроме профессиональных качеств руководитель должен быть адекватной личностью.

Дополнительные задачи, не оговоренные контрактом

Обратите внимание, не нагружают ли ваших коллег задачами, которые не входят в их круг обязанностей? Или входят, но превышают оговоренные объемы?

Пока вы не освоились на новом месте — вас могут дополнительно и не нагружать, так что на себе это может быть незаметно. Поэтому обратите внимание: нет ли такого эксплуатирования в отношении ваших коллег.

Штрафы, лишение премий и прочие наказания

Если это уместно и в меру — то нет ничего страшного. Например, если сотрудник по своей вине сорвал срок сдачи важного проекта — логично, что начальник может лишить его премии.

А вот если сотрудник отказывается выполнять работу, которую не должен выполнять, а его за это наказывают — это уже ненормально. Также некоторые руководители таким образом «экономят» бюджет: штрафуют всех, кого можно, за все подряд. Кстати, этим нередко увлекаются мелкие компании. Из-за этого у них часто наблюдается большая текучка, поскольку работники в такой атмосфере.

trud.com

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1