Как обогатить корпоративную культуру вашей организации

Надя Крылов

nadjakrylov.ru

Мы можем классифицировать компании, разделив их на четыре группы в соответствии с ориентацией: на власть (властный тип); на распределение ролей и четкие процедуры (бюрократический тип); на достижения (результативный тип); на личные отношения (социальный тип).

Но часто компании представляют собой не чистый образец какой-то корпоративной культуры, а комбинацию элементов из разных типов. Так что можно подумать о том, как обогатить вашу организацию или компенсировать ее слабые стороны элементами других корпоративных культур.

Для начала разберитесь, какова культура вашей организации. Этому помогут ответы на вопросы: Какие характеристики присущи корпоративной культуре вашей фирмы? На какой тип организации похожа ваша компания? Чем она отличается от других? Почему она такая? Что вам нравится в ней? Что вы хотели бы изменить?

Осознав сильные и слабые стороны своей организации, можно приступать к ее усовершенствованию. Чем больше она сконцентрирована на "власти", тем меньше внимания уделяется "достижениям" или "взаимной поддержке". Люди во "властных" компаниях не особенно открыты в своих высказываниях, и организация теряет преимущества, которые дает открытость. Значит, будет полезна попытка создать атмосферу, более благоприятную для общения. Этому можно помочь, утвердив более объективные критерии оценки результатов. Нужно решить, что считается успехом, чтобы люди не зависели от субъективности босса. Так мы обогащаем "властную" культуру приемом из арсенала организации "бюрократического" типа.

Бывает так, что тип организации выглядит по-разному с различных точек зрения. Например, люди в высших эшелонах менеджмента могут ощущать себя находящимися в культуре, ориентированной на "достижения", а люди, стоящие чуть ниже, - в организации "властного" типа. Иногда разным отделам одной организации свойственны разные типы культуры. Бывают организации, в которых успешно совмещаются качества "результативного" и "социального" типа корпоративных культур.

Сделать "бюрократическую" организацию более гибкой можно, создавая сквозные команды для работы над одним проектом, имеющим конкретную цель без четко расписанных процедур ее достижения (команда сама находит нужные пути). Люди одновременно работают в своих отделах, где занимают определенную должность, и в команде, где у них другой статус. Команда перестает существовать, когда цель достигнута. Такой прием может также развить навыки взаимовыручки и доверия внутри коллектива. В последние годы он успешно используется западными фирмами для "оживления" организаций и их корпоративных культур.

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1