Как не провалить интервью?

Анна Мухина, психолог-консультант Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии", специалист в области карьерного консультирования

Headhunter Magazine

 

Поиск работы - это своего рода технология, набор методов, приемов и правил, которые уже стали общепринятыми, и, не владея ими, достичь поставленной цели намного труднее. Прежде всего, это относится к тому, как вы будете вести себя на собеседовании с работодателем. Сколько уже было сказано на эту тему, и все равно с завидным постоянством соискатели продолжают наступать на те же грабли.

Получать отказ всегда неприятно. Тем более, если это уже не первая и не вторая неудачная попытка. Падает самооценка, появляются сомнения в своей успешности. Возникают вопросы: «Что со мной не так? И образование, и опыт работы вроде бы соответствуют предъявляемым требованиям, и московская прописка есть...» Так, один из читателей «Энциклопедии карьеры» пишет: «Я нахожусь в активном поиске работы. Несколько раз меня приглашали на собеседования в различные компании, но, к сожалению, все эти интервью я "провалил". В противном случае я бы к вам не обращался. Я придерживаюсь того правила, что любую неудачу, в том числе "провал" интервью, надо относить, прежде всего, на свой счет. Но не могли бы вы объяснить мне, что я делаю не так? Какие ошибки в поведении на собеседовании – самые распространенные и, что немаловажно, устранимые? Спасибо!»

Поиск работы – «лотерея», где многое зависит от везения.

Причины неудач могут быть разными, и необязательно, что во всем виноваты исключительно вы сами. В какой-то мере поиск работы – «лотерея», где многое зависит от везения, и этот факт нельзя не учитывать. К примеру, получить интересную работу можно после первого же собеседования, и в то же время бывает, что приходится перебрать не один вариант, потратить на поиск много времени и сил, прежде чем найдется что-то достойное. Но главное – относиться к происходящему надо спокойно и не воспринимать отказ как личную катастрофу, не терять уверенности в себе, поскольку именно от вашего внутреннего состояния, психологического настроя во многом зависит успешность достижения поставленных целей.

Важно первое впечатление

Не забывайте, что не бывает второго шанса произвести первое впечатление, и от того, насколько благоприятным оно будет, зависит до 80% вашего успеха при трудоустройстве. Обычно все рекомендации тем, кто ищет работу, начинаются с описания того, во что и как быть одетым. Разумеется, прежде чем вы сможете проявить себя как достойный внимания профессионал, собеседник оценит вас по внешнему виду. Уже, наверное, не осталось такого соискателя, который бы не знал, что необходимо придерживаться делового стиля в одежде, выглядеть ухоженно и опрятно, не злоупотреблять парфюмом и так далее. Поэтому не стоит пренебрегать этими советами, упорно настаивая на своем праве носить рваные джинсы или глубокое декольте. Несмотря на ваши выдающиеся профессиональные качества, оценка интервьюера, скорее всего, будет отрицательной, так как подобный внешний вид говорит о вашем нежелании соблюдать общепринятые нормы. Или же следует выбирать такую сферу деятельности, где ваш индивидуальный стиль будет восприниматься вполне адекватно.

Не забывайте, что не бывает второго шанса произвести первое впечатление.

Но не стоит переоценивать фактор внешнего вида. Ведь прекрасно одетый кандидат, который не может связать двух слов, вряд ли получит приглашение на работу. Еще хуже, если вы сами слишком переживаете по поводу отсутствия какой-то особенной одежды и неуютно чувствуете себя в той, что есть. Это мешает вам держаться уверенно и свободно, сосредоточиться на предмете разговора, а значит, шансы на успех падают. Но дело здесь не в костюме, а в вашем внутреннем дискомфорте, поскольку в подобной ситуации вместо энергии и уверенности вы «излучаете» неуспешность. Ее-то и воспринимает собеседник. Поэтому запомните, что горящие глаза и открытая улыбка гораздо важнее дорогого костюма.

Мнение интервьюера о вас зависит и от того, насколько ваше поведение соответствует правилам делового этикета, грамотно ли вы говорите. В особенности это касается вакансий, на которых необходимо общаться с клиентами и партнерами, участвовать в переговорах. Одна из моих коллег отсеяла соискателя, говорившего «ихних», и была права. Ведь обычно по уровню менеджера клиенты делают выводы о состоянии компании в целом. Развязность, бравада, агрессивное поведение, высокомерие – это не лучший стиль поведения, тем более при поиске серьезной работы, ведь подобные черты указывают на активную работу защитных механизмов психики, скрывающих внутренние конфликты.

Еще одна непростительная ошибка – опоздание на интервью. Заранее продумайте маршрут и выделите достаточно времени на дорогу с учетом того, что транспорт может быть непредсказуем.

Что ускользает от внимания соискателя?

Итак, вы представились интервьюеру, не опоздали и прекрасно выглядите, были вежливы и уверены в себе. Первый этап пройден. Теперь следующая задача – выделиться на фоне других соискателей, представив себя в наиболее выгодном свете. Продумайте заранее краткий, но содержательный рассказ о себе, подготовьтесь к ответам на вопросы. Постарайтесь справиться с волнением и отвечать четко, по существу. Поинтересуйтесь вашей будущей должностью, условиями работы. Продемонстрируйте свое желание работать в компании.

Горящие глаза и открытая улыбка гораздо важнее дорогого костюма.

Рассмотрим, что же является частой причиной неуспеха на этом этапе. По мнению психологов, только около 7% информации, которую мы хотим донести до собеседника, приходится на смысл используемых нами слов. Остальная же информация воспринимается невербально и зависит от того, как вы держите себя, от вашей осанки, позы, мимики и жестов, тембра голоса. Она практически не поддается контролю сознания и воспринимается как интуитивное впечатление о человеке. И именно этому восприятию мы склонны доверять гораздо больше, чем логически сделанным выводам. Ваше поведение обусловлено эмоциональным состоянием, в котором вы находитесь и выражает то, как вы с ним справляетесь. Поэтому ваша задача – овладеть собой, почувствовать себя уверенно, проявить внимание и симпатию к собеседнику.

И все же, несмотря на то, что вы старательно следуете советам профессионалов, тщательно готовитесь к собеседованиям, вас продолжают преследовать неудачи? Вам не удается проявить на собеседовании свои лучшие качества, и почему-то следует отказ? Меняются компании и кадровые агентства, рекрутеры и руководители, но неизменен отрицательный результат. Нужно проанализировать происходящее. Причина может быть в том, что вы, с одной стороны, неточно формулируете запрос, то есть не там и не ту работу ищете, а с другой – поиск вас измучил, подорвал веру в себя и заставил разочароваться во всех эйчарах, что тоже не способствует эффективной самопрезентации. Подумайте, как проходит ваш контакт с работодателем? Насколько спокойно и открыто вы общаетесь, что рассказываете о своих знаниях и навыках? Как объясняете причины длительного поиска работы?

Если сложившаяся ситуация или личностные качества не позволяют вам преподнести себя как профессионала, способного заинтересовать работодателя и получить достойную должность, обратитесь за помощью к специалистам по карьерному консультированию, так как они смогут дать объективную оценку создавшегося положения и подскажут, как справиться с трудностями.

Ключевые слова: 
+1
0
-1