Как найти призвание: 5 упражнений

Поиск призвания не стоит превращать в самоцель (как нам кажется): мучиться мыслью, что вы занимаетесь не любимым делом, менять профессии, читать тонны статей о прозвании и успехе, и т. д.

Если вы в целом удовлетворены профессией, работой — можно наслаждаться ощущением, что вы на своем месте.

А если чего-то не хватает, всегда можно найти время для любимого хобби, которое, кстати, вполне может стать профессией, когда ситуация для этого созреет (то есть созреете вы).

Задумываться о призвании всерьез — вплоть до общения на эту тему с психологом, коучем — имеет смысл, если вы ощущаете неудовлетворенность постоянно, каждый день; если мысль о работе вызывает спазмы мышечные и умственные; если в понедельник утром проще разгрузить 100 вагонов с углем, чем приступить к ежедневным обязанностям.

Мы не претендуем на роль экспертов, но готовы поделиться идеей о поиске призвания — идея представляет собой 5 упражнений, которые помогут быстрее разобраться в себе, понять, какие виды деятельности вам близки по духу и могут стать основой для новой профессии. Относиться к результатам этих упражнений всерьез или нет — решать вам.

Нам кажется, что эти упражнения, по меньшей мере, помогают задуматься о некоторых вещах, которые способны определить будущее. Будущее, которое, на самом деле — в наших руках.

Упражнение 1. Возвращение в детство

В детстве каждый из нас знал, что ему нравится делать, а что — нет. Не берем в расчет мечты из самого раннего детства, когда девочки мечтали стать учителями или врачами, а мальчики — космонавтами.

Подсказкой являются устремления более поздние. Когда кто-то в школе увлекся иностранными языками, кто-то — математикой, а кто-то готов был прогуливать уроки в школе ради танцев или баскетбола.

Вспомните, о чем вы мечтали, когда были ребенком — какими были мечты осознанные, ваши собственные, не навязанные взрослыми. Вспомните искренне, отключив «внутреннего цензора», который подсказывает, что «все это глупости, это было давно, и неправда».

Цель упражнения — напомнить о вашем детском «я», искреннем, непосредственном, настоящем. Поскольку никто не заставит вас после воспоминаний менять профессию, погрузитесь в прошлое с интересом, удовольствием, и без внутренних ограничений.

Результат упражнения. Список занятий, о которых вы мечтали в детстве (занятие может быть и одно). Это подсказка, чего хочет ваше «я».

Упражнение 2. Любимые занятия

Теперь возвращаемся во взрослую жизнь. Составьте список из 20-ти занятий, которые доставляют вам искреннее удовольствие.

Записывайте все, независимо от того, имеют ли занятия отношения к профессии или нет. Например, в список может попасть рыбная ловля. И это не означает, что вам следовало бы сделать ее профессией. Но это занятие говорит о том, что вы — натура наблюдательная, способная терпеливо вкладывать усилия в будущий результат, и азартная.

Если вам нравится делать ремонт в своей квартире и помогать друзьям, это свидетельствует о творческих склонностях и, может быть, об организаторских талантах, если вы делаете это не сами, а нанимаете подрядчиков и координируете их деятельность.

Результат упражнения. Список любимых занятий. Это подсказка, какие виды деятельности вам приносят удовольствие сейчас.

Упражнение 3. Идеальное окружение

У каждого из нас — разный круг людей, в обществе которых мы чувствуем себя комфортно и уверенно.

Кто-то наслаждается общением с людьми творческими, кто-то получает удовольствие от общения с людьми аналитического склада; кто-то вообще любит посидеть в тишине, в одиночестве, и предпочитает таких же молчаливых собеседников (когда достаточно присутствия людей рядом, а разговоры совсем не обязательны).

Подумайте, в обществе каких людей вы чувствуете себя хорошо; что в общении вас вдохновляет, придает сил и энергии. Опишите словами компании, сообщества, в которых вам хорошо (или было БЫ хорошо — если реальность пока расходится с вашими мечтами).

Результат упражнения. Словесное описание групп людей, в которых вы чувствуете себя комфортно:

  • каков род деятельности этих групп (спорт, бизнес, искусство и т. д.),
  • что общего у участников этих групп (ценности, черты характера, привычки, цели и пр.),
  • почему вам хорошо с этими людьми, что вы получаете от общения (мотивацию, идеи, развлечение и пр.).

В этом описании, которое желательно зафиксировать на бумаге — подсказка, какое окружение является для вас идеальным, в том числе — в профессии.

Упражнение 4. Девять жизней

На самом деле жизней может быть сколько угодно. Мы назвали девять ради красоты — как у кошки ☺.

Смысл упражнения — в следующем. Представьте, что жизней у вас не одна, а несколько. И каждую вы можете прожить по-своему, то есть все жизни — разные.

Например, в одной вы — охотник, во второй — врач, в третьей — герой исторического романа, и т. д. Не ограничивается себя и помечтайте от души. Результаты мечтаний лучше кратко записать, чтобы не самому не запутаться.

Теперь подумайте, какую жизнь вы бы выбрали, если бы можно было оставить только одну.

Результат упражнения. Из списка желаемых жизней нужно выбрать одну.

Трудно, правда? Ведь в каждой жизни есть что-то привлекательное — не зря же вы ее намечтали.

Смысл упражнения — показать, что в каждом из сценариев есть нечто ценное, жизненно важное; и в то же время нет ни одного сценария, в который поместились бы ВСЕ мечты сразу.

Это упражнение помогает понять, что, даже если человек нашел свое призвание, это не значит, что его жизнь идеальна: при самом лучшем сценарии, все равно придется что-то потерять. Так что поиск призвания (как и других точек опор) — это не поиск идеального варианта, а разумный компромисс между «хочу» и «возможно».

Упражнение 5. Идеальный день

Представьте, что вам предложили написать сценарий самого лучшего дня: такого дня, который приносит вам только положительные эмоции и удовлетворение. Подумайте и распишите буквально по часам: чем бы вы заняли этот день, где бы хотели побывать, с кем пообщаться, каких результатов вы ожидали бы от этого дня.

Результат упражнения. «Конструкт» самого лучшего в жизни дня, с фокусом на занятия, которым вы бы уделили время.

Глядя на список дел, который у вас получился, разделите все занятия на три группы:

  1. Без чего вы не смогли бы обойтись, никак, категорически.
  2. Что вам хотелось бы сделать, но, за неимением времени, вы смогли бы отложить (в нашем дне, как в любом другом, только 24 часа).
  3. Чем однозначно можно пожертвовать, хотя в целом эти занятия неплохи и вам приятны.

То, что попало в первый пункт — подсказка и видах деятельности, которые доставляют вам неподдельное удовольствие. В них вы чувствуете себя уверенно; в них вы способны показать наилучший результат (только не говорите, что одно из этих занятий — «спать», или «отдыхать», или «валять дурака» ☺).

Из результатов всех 5-ти упражнений, как паззл, вам нужно сложить общий результат.

Выделите для этого часик-другой в пятницу вечером и посмотрите на себя как бы со стороны. Хорошо, если в результате у вас вырисуется понимание своего призвания. Следующий этап — с уровня мечтаний опуститься на землю и составить план, как к призванию приблизиться, сделать его своей профессией.

Своими соображениями на эту важную и практичную тему поделимся в одной из следующих статей.

Елена Набатчикова

Trud.com

Рубрика: 
Ключевые слова: 
+1
0
-1